"Развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста посредством игровых приёмов"
статья (подготовительная группа)
В статье раскрывается понятие коммуникативных способностей и описываются активные средства и методы развития коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunik_navykov_u_doshkolnikov_starshego_vozrasta_posredstvom_igr._priyomov.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков посредством игровых приёмов
Развитие социально – коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Сформированность коммуникативных навыков влияет не только на успешность обучения детей, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Коммуникативные навыки – это навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать свою позицию.
Развитие у детей коммуникативных способностей это:
- Развитие умения слышать, понимать и подчиняться правилам;
- Развитие умения контролировать движения и работать по инструкции;
- Воспитание доверия к друг другу, чувство ответственности за другого;
Методы развития коммуникативных навыков:
- Рассматривание рисунков, фотографий;
- Свободное и тематическое рисование;
- Психогимнастика (этюды, игры, упражнения);
- Игры с правилами;
- Сюжетно – ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды и разнообразной сферы общения;
- Словесные, подвижные, музыкальные игры;
- Творческие игры, драматизация.
Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения обучающихся в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Игра даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра ребёнка – это жизненная лаборатория.
Исследования отечественных педагогов и психологов Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Д.Б, Эльконина и других показали, что игра является ведущей деятельностью у дошкольников.
К сожалению, дошкольники старшего возраста сегодня больше играют в компьютерные и дидактические игры, что значительно снижает положительное влияние других игр (сюжетно – ролевых, театрализованных, творческих, спортивных и деловых) на всестороннее развитие ребёнка и социализации его личности.
Активные средства и методы развития коммуникативных навыков:
- Познавательные (дидактические) игры;
- Режиссёрские игры;
- Сюжетно – ролевые игры;
- Театрализованные игры;
Дидактические игры позволяют:
- Проводить занятия в нетрадиционной форме;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Обеспечивать свободный обмен мнениями;
- Организовывать образовательный процесс в форме состязания;
- Практически закреплять полученные знания.
В социально – коммуникативном развитии используются разные формы игр и игровых ситуаций:
- Коммуникативные игры (игры - знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнёру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками);
- Игры – имитации, пантомимические этюды, способствующие передаче различных чувств и состояний героев;
- Игры – этюды на передачу различных чувств и настроений героев;
- Сюжетные игры – этюды – игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, радости по отношению к разным персонажам.
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь ребёнку в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывают доверительное отношение друг к другу. Развивают невербальное воображение, образное мышление.
Игра является школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.
Развитию коммуникативных умений способствуют творческие игры:
- Игры учебного характера;
- Ролевые игры;
- Игры, имитирующие телевизионные.
Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений.
В процессе этих игр ребёнок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребёнка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.
Роль педагога в процессе развития социально – коммуникативных навыков посредством игр- это:
- Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме;
- Учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения;
- Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать;
- Развивать эмоционально – ценностное восприятие окружающего мира.
Вывод: Таким образом, коммуникативные игры , которые формируются посредством игровых технологий – это умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывать позицию собеседника.
Результаты игровых технологий:
- Эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизация деятельности дошкольников;
- Тренировка памяти, помогающая выработать речевые умения и навыки;
- Стимулирование умственной способностей учащихся, развитие внимания и познавательного интереса к образовательной деятельности;
- Преодоление пассивности во время занятий;
- Улучшение работоспособности .
Игры на развитие социально – коммуникативных навыков:
- «Зеркало»
- «Меняемся местами»
- «Мы отправляемся сегодня в путешествие»
- «Встречи в театре»
- «Коврик примирения»
- «Ладонь в ладонь»
- «Комплименты»
- «Позвони другу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от взаимодействия с другими детьми и взрослым, умение слушать и слышать другого человека, а также помогаю...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
Формирование коммуникативных навыков – практически первое условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из самых важных задач подготовки его к дальнейшей жизни....
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА(5 - 7 ЛЕТ)Воспитатель: Стеклярова И.А.1. «Волшебный клубок»Цель: формировать чувство близости с другими дет...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
Данная картотека игр имеет определенные задачи, на основе которых мы разделили их на блоки:Блок взаимодействия: развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесны...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 - 7 ЛЕТ)
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость ...
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Во время игр происходит социа...
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Картотека коммуникативных игр...