звуки Ф-В
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Садыкова Флёра Рафаэлевна

обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie._zvuki_f-v.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Звуки Ф-В

Программа

“От рождения до школы”

Возраст

Подготовительная группа

Основная образовательная область

“Речевое развитие”

Интеграция с другими областями

“Познавательное развитие”

Форма проведения

Совместная деятельность детей и взрослых

Цель

Развитие артикуляционного, речевого аппарата.

Воспитательные задачи

Воспитывать у детей самоконтроль за речью, аккуратность.

Развивающие задачи

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей, звукобуквенный анализ, развивать дыхание, голос.

Образовательные задачи

Учить детей различать звуки Ф – В, на материале слогов, слов и предложений; формировать предикативный словарь;

Планируемый результат

Правильно произносить звуки Ф, В,  находить их в словах (в начале, в середине, в конце слов)

Методы и приемы

Словесный: беседа, объяснение, разъяснение

Наглядный: показ.

Практический: упражнения, выполнение заданий.

Наглядны средства обучения

Демонстративный: буквы Ф, В, иллюстрации с изображением частей тела человека.

Раздаточный: карточки для обозначения глухих и звонких согласных, тетради, карандаши, наборы для составления схем, разрезанные азбуки (кассы букв), предметные картинки со звуками Ф,В в названии, картинки с изображением различных действий.

Организация детей

Индивидуальная работа

С детьми при звукобуквенном анализе

Словарная работа

Фаза, ворс, фон.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением действий.

Структура

  1. Организационный момент.
  2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
  3. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
  4. Физкультминутка «Хомка»
  5. Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи.
  6. Итог.

Ход ОД

I Организационный момент.

Назвать слова со звуками Ф, Фь.

II Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса

1.        Общее расслабление

2.        Развитие общей моторики.

3.        Развитие мелкой моторики.

4.        Массаж лица.

5.        Развитие мимических мышц.

6.        Развитие артикуляционной моторики.

7.        Работа над развитием дыхания и голоса.

III Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1.        Объявление темы. Игра “Что с чем поменяли местами?”

Воспитатель  меняет местами картинки с изображениями волка и флага. Выделение начальных звуков в этих словах.

2.        Акустико-артикуляционный образ звуков.

3.        Развитие фонематического слуха. На звук В поднять синюю карточку с колокольчиком, на звук Ф – синюю карточку без колокольчика.

4.        Связь звуков и букв. Анализ деталей букв и их расположения. Печать букв Ф и В в тетрадях.

5.        Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

Составить прямые слоги из звуков Ф и В и гласных А,О,У,Ы,Э. Прочитать их по цыпочке.

Повторение слов парами.

Ваня – Фаня

Ваза - Фаза

Ворс – Форс

Вон – Фон

Вата – Фата

Звуковой анализ слов вата, фата. Составление схемы слов из цветных фишек. Печать слов в тетрадях под диктовку.

Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин»

Составление коротких предложений со словами Ваня, Фаня. Печатать их под диктовку.

Выучить.

Форма новая у Вани

И фуражка в самый раз.

Нынче Ваню все соседи

Провожают в первый класс.

IV Физкультминутка

Физкультминутка «Хомка»

V Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра « Чем отличаются слова?»

Логопед объясняет детям, что человек умеет выполнять различные действия. Он может что – то делать самостоятельно, а может выполнять действия по отношению к другим людям. Выставляются картинки. Логопед просит детей показать на картинках:

Кто умывает, а кто умывается?

Кто купает, а кто купается?

Прячет – прячется.

Причесывает – причесывается.

Вытирает – вытирается.

Обучает – обучается.

Качает – качается.

Одевает – одевается.

Делается вывод: слова умывается, обувается и т.д. обозначают, что человек делает что – то с собой. С целью закрепления материала дети называют различные действия, изображенные на картинках.

VI.        Итог.

Какие звуки мы сегодня учились различать? Давайте характеристику этим звукам.

Назовите действие, которое вы выполняете (например, «Я одеваюсь перед тем как идти на прогулку»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №74 «Карлыгач»


                                                                                   

Звуки Ф-В

Подготовительная к школе группа №3

                                             Подготовила:

                                                                                воспитатель первой категории  

                                                                                Садыкова Флёра Рафаэлевна

г. Нижнекамск

2020-2021 учебный год.

Занятие. Звуки Ф-В

Цели

Коррекционно-образовательные:

  • Учить детей различать звуки ф-в на материале слогов, слов и предложений;
  • Формировать предикативный словарь;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать общую,мелкую и артикуляционную моторикудетей;
  • Развивать звукобуквенный анализ;
  • Развивать дыхание и голос;
  • Развивать мимичекие мшцы;

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать у детей самоконтрль за речью;
  • Воспитывать аккуратность.

Оборудование: карточки для обозначения глухих и звонких согласных, тетради, карандаши, наборы для составления схем, разрезаные азбуки, предметныекартинки со звуками Ф, Вв названии, картинки сизображением различных действий.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Назвать слова со звуками Ф, Фь.

  1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
  1. Общее расслабление
  2. Развитие общей моторки.
  3. Развитие мелкоймоторки.
  4. Массаж лица.
  5. Развитие мимических мышц.
  6. Развитие артикуляционной моторики.
  7. Работа над развитием дыхания и голоса.

  1. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
  1. Объявление темы. Игра “Что с чем помеяли местами?”

Воспитатель  меняет местами картинки с изображениями волка и флага. Выделение начальных звуков в этих словах.

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков.
  2. Развитие фонематического слуха. На звук В поднть синюю карточку с колокольчиком, на звук Ф – синюю карточку без колокольчика.
  3. Связь звуков и букв. анализ

 Деталей букв и их расположения. Печать букв Ф и В в тетрадях.

  1. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

Составить прямые слоги из звуков Ф и В и гласных А,О,У,Ы,Э. Прочитать их по цыпочке.

Повторение слов парами.

Ваня – Фаня

Ваза - Фаза

Ворс – Форс

Вон – Фон

Вата – Фата

Звуковой анализ слов вата, фата. Составление схемы слов из цветных фишек. Печать слов в тетрадях под диктовку.

Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин»

Составление коротких предложений со словами Ваня, Фаня. Печатать их под диктовку.

Выучить.

Форма нова у Вани

И фуражка в самый раз.

Нынче Ваню все соседи

Провожают в первый класс.

  1. Физкульминутка.
  2. Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра « Чем отличаются слова?»

Логопед объясняет детям, что человек умеет выполнять различные действия. Он может что – то делать самостоятельно, а может выполнять действия по отношению к другим людям. Выставляются картинки. Логопед просит детей показать на картинках:

Кто умывает, а кто умывается?

Кто купает, а кто купается?

Прячет – прячется.

Причесывает – причесывается.

Вытирает – вытирается.

Обучает – обучается.

Качает – качается.

Одевает – одевается.

Делается вывод: слова умывается, обувается и т.д. обозначают, что человек делает что – то с собой. С целью закрепления материала дети называют различные действия, изображенные на картинках.

  1. Итог занятия и оценка работы детей.

Какие звуки мы сегодня учились различать? Давайте характеристику этим звукам.

Назовите действие, которое вы выполняете (например, «Я одеваюсь перед тем как идти на прогулку»)

Материал для закрепления вне занятий.

  1. Фонетические игры.

-  подобрать слова, которые начинаются со звуков Ф, ФЬ, В.

- игра «Лото». Детям раздают цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречаются и не встречаются заданные звуки Ф, ФЬ, а затем Ф, В.задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком.  Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

- игра «Дом, замок, избушка». Поделить слова на слоги и «поселить» в зависимости от количества слогов (слова со звуками Ф, Фь, В).

- составить предложение. Проанализировать и выложить его схему.

- работа в тетрадях с буквами и слогами.

2.  Лексико - грамматические игры.

- закрепление знаний о частях тела человека.

- «Назовите, чего у человека по два» (парные части тела). Брови, глаза, щеки, уши, плечи, руки, локти, ладони, ноги, колени, пятки, ступни.

- «Назовите части тела человека, которых нет у домашних животных». Лицо, подбородок, ладони, пальцы, ногти, локти, руки, плечи.

- игра «Назовите ласково» голова, нос, руки, грудь, лоб, подбородок, локти, спина, брови, рот, пальцы, живот, ресницы, язык, ногти, ноги, глаза, горло, плечи, колени, затылок, зубы, шея, пятки, щеки, губы, уши, лопатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...