Обучение грамоте. Старшая группа. Сравнительный звуковой анализ слов «дом» и «дым».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Царан Александра Владимировна

Обучение грамоте. Старшая группа. Сравнительный звуковой анализ слов «дом» и «дым».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_zvukovoy_analiz_slov_dom_i_dym.docx165.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 156»

Конспект занятия

Образовательной деятельности

«Обучение грамоте»

Тема: Сравнительный звуковой анализ слов «дом» и «дым».

Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

                                                                                     

                                                                               Подготовил: воспитатель

   Царан Александра Владимировна

Оренбург, 2021 г.

Тема: Сравнительный звуковой анализ слов «дом» и «дым».

 

Цель: Учить сравнению слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах).

Задачи:

Образовательные:

- познакомить со смыслоразличительной функцией звука;

- совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивающие:

- развитие способности проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки.

Воспитательные:

- поощрять игровое и речевое взаимодействие;

- вовлекать детей в общий разговор.

Материалы и оборудование: куклы Оля и Маша, карточки для звукового разбора слов «дом», «дым» на каждого ребенка, и на доске у воспитателя, цветные карандаши (синий, зеленый, красный).

Виды детской деятельности в занятии: игровая, познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

Планируемый результат:

- умение сравнивать слова по звуковому составу;

- умение подбирать слова с заданным звуком.

План занятия:

Вводная часть:                                                                                             3 мин

Эмоциональный настрой.

Определение цели.

Основная часть:                                                                                        20 мин

Выполнение заданий.

Физкультурная пауза.

Заключительная часть (рефлексия):                                                         2 мин

Подведение итогов.

Длительность:                                                                                           25 мин

Ход образовательной деятельности

Части ОД

Содержание

Области

Вводная часть. Эмоциональный настрой. Определение цели.

В.: Ребята, вы любите дружить? У вас есть друзья?

Ответы детей. Воспитатель вносит в группу двух кукол.

В.: К нам сегодня пришли две подружки, они хотят и с нами подружиться. А вы хотите с ними подружиться?

Ответы детей.

В.: Девочки как и вы, любят играть. Поиграем с ними?

Ответы детей.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативная.

Основная часть.

Составление имен кукол.

Показ картинок с заданием детям.

Разбор слова «дом».

Физминутка «Ча-ча-ча».

Разбор слова «дым».

Выявление одинаковых звуков.

В.: Давайте вначале узнаем, как зовут девочек. Но для этого нам нужно внимательно послушать последние звуки в словах, они то и будут помогать нам составить имена.

Воспитатель медленно произносит слова, протягивая последние буквы.

КолесО, стоЛ, ВишнЯ – ОЛЯ

ДоМ, сумкА, ЛандыШ, ШапкА –МАША

Дети совместно с воспитателем составляют имена кукол.

В.: Оля и Маша любят, как и вы играть. Давайте вместе с ними выполним задание. Маша для вас приготовила вот эту картинку. Что нарисовано на картинке? (дым) А Оля вот эту картинку (дом).

Воспитатель вешает на доску две картинки: на одной изображен дым, на другой дом.

В.: Давайте поможем девочкам сделать звуковой анализ слов. Садитесь за свои рабочие места. Перед вами лежат карточки со словами.

На столах лежат картинки для звукового анализа слов «дом» и «дым».

В.: Внизу каждой картинки нарисовано по три квадратика. Нам нужно разрисовать эти квадратики соответствующими цветами. Давайте посмотрим на первую картинку. Что на ней изображено?

- Какой первый звук?

- Какие характерные особенности этого звука?

Не поется, не тянется, при его произнесении нам мешает язык.

– Каким цветом закрасим этот квадратик?

- Какой второй звук?

Поется, тянется, при его произнесении ничего не мешает.

- Каким цветом будем закрашивать этот квадратик?

- Какой третий звук?

- Каким цветом закрасим квадратик?

Ответы детей.

Воспитатель выполняет задание вместе с детьми, закрашивая свою карточку на доске.

В.: Перед работой над второй картинкой давайте немного отдохнем.

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

В.: Возвращаемся на свои рабочие места. Что изображено на второй картинке? Сейчас мы проведем звуковой анализ этого слова, а подружки посмотрят. Произнесите это слово.

- Какой первый звук? Отметим характерные особенности первого звука «д»?

Не поется, не тянется, при его произнесении нам мешает язык.

- Каким цветом его обозначим?

- Какой второй звук? Отметим характерные особенности второго звука «ы»

Поется, тянется, при его произнесении ничего не мешает.

- Каким цветом его обозначим?

- Какой третий звук?

- Каким цветом его закрасим?

Ответы детей.

В.: Ребята, Маша и Оля заметили одинаковые звуки в словах, но не поймут какие. Поможем им? Давайте медленно и четко произнесем оба слова и выделим одинаковые звуки.

Дети совместно с воспитателем приходят к выводу, что одинаковые звуки «д» и «м». отличные звуки «о», «ы».

В.: Ребята, мы все задания сделали, во все игры поиграли. Девочкам очень понравилось с вами дружить и играть.

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное.

Физическое развитие.

Игровая деятельность.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Оценка и самооценка.

В.: Какие слова мы сегодня сравнивали?

- Каким цветом закрашивали согласный твердый звук?

- Каким цветом закрашиваем гласный звук?

- Какое задания для вас было сложным?

- А с какими справились с легкостью?

Ответы детей.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное.

   

   

https://goods.kaypu.com/photo/523f1a55d3d7661f36020026.jpg   https://multiurok.ru/img/247222/image_5c645c53164db.jpg

https://goods.kaypu.com/photo/523f1a55d3d7661f36020026.jpg   https://multiurok.ru/img/247222/image_5c645c53164db.jpg

https://goods.kaypu.com/photo/523f1a55d3d7661f36020026.jpg   https://multiurok.ru/img/247222/image_5c645c53164db.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".

Цель:  Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....

Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...

Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова аист.

Конспект по обучению грамоте. Старшая группа....

Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова "утки".

Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова "утки"....