Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе Тема: «Звуковой анализ слова «Лес».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Еремеева Елена Александровна

Упражнять детей в умении проводить звуковой анализ слова (на примере слова «ЛЕС»), в определении последовательности звуков в слове, в умении подбирать слова с заданным количеством частей (слогов) и заданным звуком. Формировать умение интонационно выделять звук в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе

Тема: «Звуковой анализ слова «Лес».

Цель: продолжать формировать у детей ориентировку в звуковой системе языка.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять детей в умении проводить звуковой анализ слова (на примере слова «ЛЕС»), в определении последовательности звуков в слове, в умении подбирать слова с заданным количеством частей (слогов) и заданным звуком. Формировать умение интонационно выделять звук в слове.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, мыслительные способности, внимание, память.

Воспитательные: 

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпение, уверенность в себе.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картина — схема слова «лес», фишки красного, зеленого и синего цвета, указка, фишки для поощрения детей, Царица Грамота, домики с одним и двумя окошками, картинки с изображением ежа, лося, медведя, лисы, белки, мыши.

Раздаточный материал: картинки-схемы слова «лес», фишки красного, зеленого и синего цвета, счетные палочки (по одной на каждого- «указка» для ребенка).

 

Ход занятия.

I.Организационный и мотивационный момент.

- Позовем царицу Грамоту.

- 1,2,3,4,5

Мы зовем тебя опять,

Ну – ка, Грамота, приди

И всему нас научи.

Иллюстрация царицы Грамоты.

- Царица Грамота приготовила вам задание.

- Что такое речь?

- Из чего она состоит? (Из предложений)

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- На доске схема. Сколько слов в предложении? (2)

- Составьте предложение, в котором два слова.

- Что означает вертикальная линия у первого слова? (Начало предложения пишется с большой буквы)

Что за знак стоит в конце схемы? (Точка)

- Молодцы, выполнили первое задание царицы Грамоты.

II.Основная часть.

  1. Игра «Назови пару».

- У царицы Грамоты есть второе задание. В царстве есть два братца. Кто помнит что это за братцы? (иллюстрации братцев «мягкий и твердый согласные звуки»)

Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твердый звук и бросает мяч ребенку. Он, поймав мяч, называет пару заданного звука —«маленького братца» и перебрасывает мяч. Например, воспитатель называет звук м, ребенок отвечает — мь; воспитатель называет р, ребенок отвечает рь и т. п. Затем игра меняется: воспитатель бросает мяч и называет мягкий звук, а ребенок должен назвать твердый звук («большого братца») – бь -б.. и т.п.

2. Звуковой анализ слова «лес».

- Царица Грамота приготовила вам загадку. Отгадайте ее:

Он зелёный и густой,

Он высокий и большой.

 То — еловый, то — дубовый,

 То — осиново-сосновый.

 У него полно плодов,

 Ягод, шишек и грибов.

И протоптанной тропинкой

По нему идут с корзинкой.  (Лес)

- Произнесем слово «лес». Сколько слогов в слове?

- Выделим первый звук в слове «ЛЛЛес»? Какой первый звук?

- Звук Ль гласный или согласный? (Согласный)

- Почему? (Чувствуем преграду, язычок упирается в зубы, не можем пропеть)

- Звук Ль мягкий или твердый? (Мягкий. Маленький братец.)

- Какой фишкой обозначим? (Зеленой)

- Выделим второй звук в слове «лЭЭЭс». Какой второй звук?  (Э)

- Какой он гласный или согласный? (Гласный)

- Почему? (Воздух выходит свободно, не чувствуем преграды, можем петь)

- Какой фишкой обозначим? (Красной)

- Выделим третий звук в слове «леССС». Произнесите его.

- Какой он гласный или согласный? (Согласный)

- Почему? (Воздух встречает преграду, не можем тянуть, петь)

- Какой фишкой обозначим? (Синей)

- Почитаем слово. (Воспитатель указкой ведет под схемой у доски, дети ведут счетной палочкой под схемой на индивидуальных карточках).

Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки!

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,

Тоже помашем –

Крылья сложили назад.

  1. Игры с заданиями.

- Царица Грамота проверит кто внимательный? 

Вызываются для игры трое детей.

I задание. Ты будешь звуком Ль, ты — звук Э, ты — звук С, возьмите фишки и постройте слово лес. Воспитатель проверяет выполнение заданий.

II задание. Подойдет 2-й звук в слове, 3-й звук, 1-ый звук. Постройте слово «лес». Воспитатель проверяет выполнение заданий.

III задание. Звук С, попрыгает.

Звук Ль покружится.

Звук Э попляшет.

Задания всем детям и ребенку, вызванному к доске: убрать звук Э, Ль, С. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания и оказывает помощь тем из детей, которые допускают ошибки.

  1. Игра «Звук заблудился»

- Царица Грамота приготовила следующее задание на сообразительность.

- Я прочитаю вам стихотворение, а вы определите какой звук в нем заблудился.

- На пожелтевшую траву,

Роняет леВ свою листву.

- Правильно, потерялся звук С.

4. Игра «Засели домики».

На доске два домика – один с одним окошком, второй с двумя.

- Ребята, как определить сколько слогов в слове?

- Царица Грамота предлагает сыграть вам в игру «Засели домики», нужно заселить лесных жителей в домики, для этого нужно определить количество слогов в слове. В домик с одним окошком – слова, в которых один слог, с двумя – два слога.

(Карточки перевернуты, дети выходят к доске, берут карточку, определяют количество слогов и заселяют в домик). Картинки: лось, лиса, мышь, медведь, ёж, белка).

- Молодцы, ребята.

III.Заключительная часть.

- Что нового узнали?

- Какое слово научились выкладывать фишками?

- Какое задание было самым интересным?

- Самым трудным?

- Царица Грамота желает нам успехов и прощается с нами. Попрощаемся и мы с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".

Цель:  Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи, обучению грамоте и ФЭМП на тему: «Загадки Феи Сказок» для детей подготовительной группы

Коннспект интегрированного занятия с использованием загадок по теме самообразования: «РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»....

Конспекст ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."

ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог." Цель: Дети знают о роли ударения в образовани...

Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе «По тропинке знаний»

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bull...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.

Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.Программное со...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание: 1) закреплять умение детей делить слова на слоги; 2) учить вычленять в слове ударный слог; 3) закреплять ум

Конспект НОД по обучению грамоте  в старшей группеТема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание:1) закреплять умение детей дели...