Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе Тема: «Звуковой анализ слова «Лес».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Упражнять детей в умении проводить звуковой анализ слова (на примере слова «ЛЕС»), в определении последовательности звуков в слове, в умении подбирать слова с заданным количеством частей (слогов) и заданным звуком. Формировать умение интонационно выделять звук в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_og_dlya_starshey_gruppy_zvukovoy_analiz_slova_les.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе
Тема: «Звуковой анализ слова «Лес».
Цель: продолжать формировать у детей ориентировку в звуковой системе языка.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять детей в умении проводить звуковой анализ слова (на примере слова «ЛЕС»), в определении последовательности звуков в слове, в умении подбирать слова с заданным количеством частей (слогов) и заданным звуком. Формировать умение интонационно выделять звук в слове.
Развивающие:
Развивать фонематический слух, мыслительные способности, внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпение, уверенность в себе.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картина — схема слова «лес», фишки красного, зеленого и синего цвета, указка, фишки для поощрения детей, Царица Грамота, домики с одним и двумя окошками, картинки с изображением ежа, лося, медведя, лисы, белки, мыши.
Раздаточный материал: картинки-схемы слова «лес», фишки красного, зеленого и синего цвета, счетные палочки (по одной на каждого- «указка» для ребенка).
Ход занятия.
I.Организационный и мотивационный момент.
- Позовем царицу Грамоту.
- 1,2,3,4,5
Мы зовем тебя опять,
Ну – ка, Грамота, приди
И всему нас научи.
Иллюстрация царицы Грамоты.
- Царица Грамота приготовила вам задание.
- Что такое речь?
- Из чего она состоит? (Из предложений)
- Из чего состоят предложения? (Из слов)
- На доске схема. Сколько слов в предложении? (2)
- Составьте предложение, в котором два слова.
- Что означает вертикальная линия у первого слова? (Начало предложения пишется с большой буквы)
Что за знак стоит в конце схемы? (Точка)
- Молодцы, выполнили первое задание царицы Грамоты.
II.Основная часть.
- Игра «Назови пару».
- У царицы Грамоты есть второе задание. В царстве есть два братца. Кто помнит что это за братцы? (иллюстрации братцев «мягкий и твердый согласные звуки»)
Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твердый звук и бросает мяч ребенку. Он, поймав мяч, называет пару заданного звука —«маленького братца» и перебрасывает мяч. Например, воспитатель называет звук м, ребенок отвечает — мь; воспитатель называет р, ребенок отвечает рь и т. п. Затем игра меняется: воспитатель бросает мяч и называет мягкий звук, а ребенок должен назвать твердый звук («большого братца») – бь -б.. и т.п.
2. Звуковой анализ слова «лес».
- Царица Грамота приготовила вам загадку. Отгадайте ее:
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой.
То — еловый, то — дубовый,
То — осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов.
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой. (Лес)
- Произнесем слово «лес». Сколько слогов в слове?
- Выделим первый звук в слове «ЛЛЛес»? Какой первый звук?
- Звук Ль гласный или согласный? (Согласный)
- Почему? (Чувствуем преграду, язычок упирается в зубы, не можем пропеть)
- Звук Ль мягкий или твердый? (Мягкий. Маленький братец.)
- Какой фишкой обозначим? (Зеленой)
- Выделим второй звук в слове «лЭЭЭс». Какой второй звук? (Э)
- Какой он гласный или согласный? (Гласный)
- Почему? (Воздух выходит свободно, не чувствуем преграды, можем петь)
- Какой фишкой обозначим? (Красной)
- Выделим третий звук в слове «леССС». Произнесите его.
- Какой он гласный или согласный? (Согласный)
- Почему? (Воздух встречает преграду, не можем тянуть, петь)
- Какой фишкой обозначим? (Синей)
- Почитаем слово. (Воспитатель указкой ведет под схемой у доски, дети ведут счетной палочкой под схемой на индивидуальных карточках).
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже помашем –
Крылья сложили назад.
- Игры с заданиями.
- Царица Грамота проверит кто внимательный?
Вызываются для игры трое детей.
I задание. Ты будешь звуком Ль, ты — звук Э, ты — звук С, возьмите фишки и постройте слово лес. Воспитатель проверяет выполнение заданий.
II задание. Подойдет 2-й звук в слове, 3-й звук, 1-ый звук. Постройте слово «лес». Воспитатель проверяет выполнение заданий.
III задание. Звук С, попрыгает.
Звук Ль покружится.
Звук Э попляшет.
Задания всем детям и ребенку, вызванному к доске: убрать звук Э, Ль, С. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания и оказывает помощь тем из детей, которые допускают ошибки.
- Игра «Звук заблудился»
- Царица Грамота приготовила следующее задание на сообразительность.
- Я прочитаю вам стихотворение, а вы определите какой звук в нем заблудился.
- На пожелтевшую траву,
Роняет леВ свою листву.
- Правильно, потерялся звук С.
4. Игра «Засели домики».
На доске два домика – один с одним окошком, второй с двумя.
- Ребята, как определить сколько слогов в слове?
- Царица Грамота предлагает сыграть вам в игру «Засели домики», нужно заселить лесных жителей в домики, для этого нужно определить количество слогов в слове. В домик с одним окошком – слова, в которых один слог, с двумя – два слога.
(Карточки перевернуты, дети выходят к доске, берут карточку, определяют количество слогов и заселяют в домик). Картинки: лось, лиса, мышь, медведь, ёж, белка).
- Молодцы, ребята.
III.Заключительная часть.
- Что нового узнали?
- Какое слово научились выкладывать фишками?
- Какое задание было самым интересным?
- Самым трудным?
- Царица Грамота желает нам успехов и прощается с нами. Попрощаемся и мы с ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи, обучению грамоте и ФЭМП на тему: «Загадки Феи Сказок» для детей подготовительной группы
Коннспект интегрированного занятия с использованием загадок по теме самообразования: «РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»....
Конспекст ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."
ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог." Цель: Дети знают о роли ударения в образовани...
Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в старшей группе «По тропинке знаний»
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bull...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «Звуковой анализ слова «сани»
Занятие по обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.Программное со...
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание: 1) закреплять умение детей делить слова на слоги; 2) учить вычленять в слове ударный слог; 3) закреплять ум
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группеТема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание:1) закреплять умение детей дели...