Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова аист.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект по обучению грамоте. Старшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по обучению грамоте. | 19.75 КБ |
17.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №13
Звуковой анализ слова «Аист».
Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;
Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;
Д/м: картина – схема слова аист, фишки, мяч, указка.
Р/м: пеналы.
Ход занятия.
Упражнение. Д/и «Отгадай, какой звук».
Цель: Умение выделять звук и слог.
Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети, поднимают на твёрдый согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.
Логопед: Ребята, какие звуки я вам называла?
Дети: твёрдые и мягкие согласные
Логопед: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Дети: Это птица аист.
Логопед: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».
Дети: Эти клеточки обозначают звуки.
Логопед: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?
Дети: 4.
Логопед: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.
Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).
Осн. часть.
Добывание новых знаний.
Звуковой анализ слова (аист). Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).
Способ достижения: Логопед: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).
Логопед произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.
Логопед: Ребята, какой первый звук в слове ааист?
Дети: Звук (а).
Логопед: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?
Дети: Это гласный звук.
Логопед: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?
Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.
Логопед: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?
Дети Звук (и).
Логопед: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?
Дети: Это гласный звук.
Логопед: В какую клеточку нужно его поставить?
Дети: Во вторую.
Логопед: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?
Дети: Звук (с).
Логопед: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?
Дети: Это звук согласный.
Логопед: В какую клеточку нужно его поставить.
Дети: В третью.
Логопед: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?
Дети: (т)
Логопед: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?
Дети: В четвёртую.
Логопед: Сколько всего звуков в слове (аист)?
Дети: 4.
Логопед: Правильно. Сколько гласных звуков?
Дети: Два гласных звука.
Логопед: Сколько согласных?
Дети: Два согласных звука.
Логопед: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?
Дети: Определяли место звуков в слове (аист).
2. Физминутка:
На опушке дом стоит.
За дверями стол стоит.
Вокруг дома есть забор.
Тук, тук дверь открой.
Проходите я не злой.
Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.
Способ достижения: Логопед вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку логопед раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Логопед читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию логопеда ставят свои фишки в схему.
Логопед: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?
Дети: В первую клеточку.
Логопед: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Дети: Во вторую.
Логопед: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Дети: В третью.
Логопед: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Дети: В четвёртую.
Логопед: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?
Дети: Составляли слово из звуков.
Логопед: Какое это было слово?
Дети: Это слово аист.
Логопед: Молодцы ребята.
Логопед: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».
Дети: (с), (т).
Логопед: Молодцы, ребята.
3. Актуализация ранее приобретённых знаний.
Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.
Дети: Роза, дом, сани.
Упражнение «Делим слова на слоги»: Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.
Способ достижения: Дидактическая игра.
Логопед: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?
Дети: Два слога.
Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?
Дети: Два звука.
Логопед: В каком слоге первый гласный звук?
Дети: В первом слоге.
Логопед: В каком слоге второй гласный звук?
Дети: Во втором слоге.
Логопед: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.
Игра «Звук заблудился». Цель: Определить какой звук заблудился.
Способ достижения: Чтение стихотворения.
Синее море перед нами,
Летают майки над волнами.
Логопед: Ребята, назовите, какой звук заблудился?
Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.
Логопед: Молодцы ребята правильно.
Самостоятельная деятельность детей. Цель: Упражнения на закрепление.
Способ достижения: работа в тетрадях.
«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).
Заключительная часть.
Логопед: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно долго тянуть, что эти звуки гласные.
Логопед: Какое слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.
Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: Играть в игру «Звук заблудился»
Рефлексия.
Логопед: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.
Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.
Предварительный просмотр:
Занятие №13
Звуковой анализ слова «Аист».
Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;
Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;
Д/м: картина – схема слова аист, фишки, мяч, указка.
Р/м: пеналы.
Ход занятия.
Упражнение. Д/и «Отгадай, какой звук».
Цель: Умение выделять звук и слог.
Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети, поднимают на твёрдый согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.
Логопед: Ребята, какие звуки я вам называла?
Дети: твёрдые и мягкие согласные
Логопед: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Дети: Это птица аист.
Логопед: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».
Дети: Эти клеточки обозначают звуки.
Логопед: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?
Дети: 4.
Логопед: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.
Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).
Осн. часть.
Добывание новых знаний.
Звуковой анализ слова (аист). Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).
Способ достижения: Логопед: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).
Логопед произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.
Логопед: Ребята, какой первый звук в слове ааист?
Дети: Звук (а).
Логопед: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?
Дети: Это гласный звук.
Логопед: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?
Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.
Логопед: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?
Дети Звук (и).
Логопед: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?
Дети: Это гласный звук.
Логопед: В какую клеточку нужно его поставить?
Дети: Во вторую.
Логопед: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?
Дети: Звук (с).
Логопед: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?
Дети: Это звук согласный.
Логопед: В какую клеточку нужно его поставить.
Дети: В третью.
Логопед: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?
Дети: (т)
Логопед: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?
Дети: В четвёртую.
Логопед: Сколько всего звуков в слове (аист)?
Дети: 4.
Логопед: Правильно. Сколько гласных звуков?
Дети: Два гласных звука.
Логопед: Сколько согласных?
Дети: Два согласных звука.
Логопед: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?
Дети: Определяли место звуков в слове (аист).
2. Физминутка:
На опушке дом стоит.
За дверями стол стоит.
Вокруг дома есть забор.
Тук, тук дверь открой.
Проходите я не злой.
Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.
Способ достижения: Логопед вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку логопед раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Логопед читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию логопеда ставят свои фишки в схему.
Логопед: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?
Дети: В первую клеточку.
Логопед: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Дети: Во вторую.
Логопед: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Дети: В третью.
Логопед: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?
Дети: В четвёртую.
Логопед: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?
Дети: Составляли слово из звуков.
Логопед: Какое это было слово?
Дети: Это слово аист.
Логопед: Молодцы ребята.
Логопед: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».
Дети: (с), (т).
Логопед: Молодцы, ребята.
3. Актуализация ранее приобретённых знаний.
Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.
Дети: Роза, дом, сани.
Упражнение «Делим слова на слоги»: Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.
Способ достижения: Дидактическая игра.
Логопед: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?
Дети: Два слога.
Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?
Дети: Два звука.
Логопед: В каком слоге первый гласный звук?
Дети: В первом слоге.
Логопед: В каком слоге второй гласный звук?
Дети: Во втором слоге.
Логопед: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.
Игра «Звук заблудился». Цель: Определить какой звук заблудился.
Способ достижения: Чтение стихотворения.
Синее море перед нами,
Летают майки над волнами.
Логопед: Ребята, назовите, какой звук заблудился?
Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.
Логопед: Молодцы ребята правильно.
Самостоятельная деятельность детей. Цель: Упражнения на закрепление.
Способ достижения: работа в тетрадях.
«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).
Заключительная часть.
Логопед: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно долго тянуть, что эти звуки гласные.
Логопед: Какое слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.
Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: Играть в игру «Звук заблудился»
Рефлексия.
Логопед: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.
Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуковой анализ слова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Звуковой анализ слова» Задачи: освоение звукового анализа слов;знакомство со смыслоразличительной функцией звука;совершенств...
Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова "утки".
Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова "утки"....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»...
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом".
Здесь вы найдете материал по обучению грамоте с применением "сюрпризного" момента....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»
Программное содержание :- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова,- учить различать твердые и мягкие согласные звуки,- учить различить ударные и безударные гласные з...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звуковой анализ слова "КИТ"
На даннном занятии дети закрепят и освоят звуковой анализ слов; научатся определять протяженность слов и составлять их графическую запись, усовершенствуют умения подбирать слова с заданным ...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов «слива»
Цель: учить проводить звуковой анализ слова «Слива» Программное содержание: учить различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки; ...