Конспект НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лупичева Наталья Сергеевна

Воспитатели: Лупичева Н.С., Шеховцова С.Б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_konspekt.docx244.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Лучик»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Воспитатели: Лупичева Н.С., Шеховцова С.Б.

ТЕМА«Волшебный цветок»

Возраст: подготовительная к школе группа.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умения детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2.Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений.

4. Формировать умение делить слова на слоги.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал: цветок с пятью лепестками, конверт с письмом.

картина «Весна», подарок от Мудрой Совы.

Раздаточный материал: цветные кружочки (красные, синие); буквы

Организация детей: в кругу, около стола;

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; звуковой анализ слов.

Структура:

1. Организационный момент

2. Работа по теме занятия:

-1 задание «Отгадай загадку и опиши»

- 2 задание «Составь предложение по картине»

- 3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»

- 4 задание «Подели слова на слоги и определи их количество»

- 5 задание «Где прячется звук?»

3. Итог занятия.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг) 

(передаем с помощью ладоней рук, называем прилагательные (какое? настроение)

Дети: 

Солнечное/веселое/радостное/замечательное/озорное/доброе/шумное/ хорошее/ бодрое/грустное/отличное/праздничное/чудесное/великолепное/волшебное/звонкое/ загадочное/теплое/нежное/ хвастливое/ шаловливое/ сказочное/ серьезное/героическое

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:

«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам своё письмо с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.»)

Воспитатель: Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли нами гордиться.

Первый лепесток (красный)

1 Задание «Отгадай загадку и опиши»

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня …(ВЕСНА)

Дыхательная гимнастика «Весенний воздух»

Делаем глубокий вдох носиком и медленно выдыхаем через рот. (2-3 раза)

Воспитатель: Хорошо! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная.

Воспитатель: С этим заданием вы справились, умнички. Вы правильно выполнили задание Мудрой Совы.

Второй лепесток (оранжевый)

2 задание «Составь предложение по картине»

Воспитатель: Давайте вспомним, что такое предложение?

Дети: Предложение – это слова, связанные по смыслу, которые выражают законченную мысль. В конце предложения ставится «точка»).

Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна»). Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении. (если затрудняются, одно слово = один ребенок – обозначение)

«С наступлением весны к нам прилетают птицы». (7)

«Белочки прыгают с ветки на ветку». (6)

«Весной просыпаются насекомые». (3)

«Весной распускаются желтые одуванчики». (4)

«Травка зеленеет». (2)

«На весеннем небе светит яркое солнышко». (6)

«Просыпается природа». (2)

«Весной появляются первые цветы». (4)

«Дятел стучит по дереву в поисках жучков». (7)

«Дятел стучит по дереву». (4)

«С юга прилетели журавли». (4)

Воспитатель: Какие вы ребята молодцы! Умнички!

Пальчиковая гимнастика

«Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста (переплетаем пальцы рук)

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Третий лепесток (желтый)

3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» 

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее,

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. (команда из 5 детей выкладывают слово «март»)

Снег и лёд на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла… (ВЕСНА)

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. (команда из 5 детей выкладывают слово «весна»)

В ясный день он отдыхает,

А в грозу он громыхает? (ГРОМ)

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. (команда из 5 детей выкладывают слово «гром»)

Дождь кончается – она появляется,

Семицветная дуга, под названием …. (РАДУГА)

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. (команда из 5 детей выкладывают слово «радуга»)

- Ребята, чем буква отличается от звука?

Дети: звук мы произносим и слышим, букву мы видим и пишем.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные, согласные)

- А какие звуки мы называем гласными?

Дети: гласные звуки мы можем пропеть с помощью голоса, и звук не встречает преграды.

Воспитатель: Каким цветом мы будем обозначать гласные звуки?

Дети: гласные звуки обозначаем красным цветом.

Воспитатель: А какие звуки мы называем согласными?

Дети: Согласные звуки встречают преграду, согласные бывают твердыми и мягкими.

Воспитатель: Каким цветом мы будем обозначать согласные звуки? (синим – твердые согласные, зеленым – мягкие согласные)

- А сейчас сделаем звуковой анализ этих слов.

- В вашей команде – слово «март», … «радуга», … «гром», … «весна».

- Для этого у вас на столе лежат кружочки синего, зеленого и красного цвета.

- Итак, приступаем к звуковому анализу слов.

(4 команды выкладывают кружочки «нужного цвета» под буквами)

Воспитатель: Проверяем. Молодцы!

- Сейчас давайте сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре полетела.

У цветка остановилась,

Над ромашкой покружилась.

Четвертый лепесток (зеленый)

Воспитатель: Отрываем следующий лепесток.

4 задание. «Подели слова на слоги и определи их количество». (дети встают полукругом, воспитатель называет слово, в котором нужно определить количество слогов, с помощью хлопков)

Воспитатель: 

жук/ ма-ши-на/ те-ле-фон/ кук-ла/ ка-ран-даш/ са-мо-лёт/ ли-мон/ сыр/ лук/ ва-за/ ри-су-нок/ ко-ро-ва/ ро-за/ со-ба-ка/ кош-ка/ кот/ бу-ра-ти-но/ ра-ду-га/ лев/ со-ва/ ры-ба/ ко-за/ мы-ло/ бе-рё-за/ го-род/ ро-маш-ка

Воспитатель: Молодцы. Все верно.

Пятый лепесток (голубой)

5 задание «Где прячется звук?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель: Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

(Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.)

  Первым вылез из землицы

  На проталинке.

  Он мороза не боится,

  Хоть и маленький. (Подснежник) 

Воспитатель: Где в этом слове живет звук [Н]? (В середине слова) 2 звука!

- А какой звук мы слышим в конце слова? [К]

   В голубенькой рубашке

   Бежит по дну овражка. (Ручеек) 

Воспитатель: Где в этом слове живет звук [Р]? (В начале слова) Звук [Е]? (в середине)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы. (Скворечник)

Воспитатель: Где в этом слове живет звук [С]? (В начале слова)

- А звук [Р], где мы слышим? (в середине слова)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут. (Гнездо) 

Воспитатель: Где в этом слове живет звук [О]? (В конце слова)

- А какой звук мы слышим в начале слова? [Г]

- А звук [З] где мы слышим? (в середине слова)

Воспитатель: Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Воспитатель: Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями. Предлагаю Вам вместе со мной после занятия, написать ответное письмо Мудрой Сове!

Скажите, вам понравилось наше занятие?

Какое задание было, по-вашему, самым лёгким?

А какое самым трудным?

Спасибо Вам за чудесное занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

Конспект занятия по обучению грамоте "Волшебный сундучок феи Эвелины"

Конспект занятия  и презентация для старшей группы детского сада. Сюрпризный момент, физкультминутка,...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Волшебный цветок»

ТЕМА: «Волшебный цветок»Методика дошкольного образования (образовательная область):Подготовка к обучению грамоте.  Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».И...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Волшебный цветок»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной  к школе группе                                   ...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема : «Волшебный цветок»

Воспитывать  умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.   Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.  Формировать чувство товарищества....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Волшебный цветок»

Цель: Обобщение пройденного материала,  совершенствовать фонематическое восприятие.Задачи: - Продолжать учить выполнять звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике...