Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема : «Волшебный цветок»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Мокрашова Римма Михайловна

Воспитывать  умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
   Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
  Формировать чувство товарищества.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной  к школе группе.                                                                                          

                                            Тема : «Волшебный цветок»
Возраст: подготовительная к школе группа.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие,  речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
1.    Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные)
2.    Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3.    Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
4.    Формировать умение делить слова на слоги.
5.    Упражнять в графическом изображении звука – букве. 
Развивающие:    
1.    Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
2.    Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
1.    Воспитывать  умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2.    Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3.    Формировать чувство товарищества.
Методические приёмы:
игровой (игра –«Цветик –семицветик»);
наглядный (использование   картин);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом.
карточки с рисунками.
Раздаточный материал: цветные квадратики (красные, синие); карточки с цифрами 1,2,3,4; карточки с недорисованными буквами.
Организация детей: в кругу, за столами;
Индивидуальная работа: Продолжать работу с Д. Данилом  по различению звуков на слух и отчетливому их произношению. Развивать интонационную выразительность, правильный темп речи с Ханзай.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания  «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов. 
Структура:
1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши» 
2. Работа по теме занятия:
-    2 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
-    3 задание «Составь предложение по картине»
-    4 задание «Где прячется звук?» 
-    5 задание « Подели слова на слоги и определи их количество».
-    6 задание «Допиши буквы». 
-    7 задание «Поймай звук».
3. Итог занятия.

Ход:
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне  какое у вас сегодня  настроение? 
Дети. Хорошее, радостное, веселое. 
Воспитатель.  Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе  я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик.   А к нему  приколото письмо.  Я без вас читать не стала.  Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Воспитатель  открывает конверт, достает письмо, читает:  «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе.  Тогда я  поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в  их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете  позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)

Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, какой лепесток откроем первым, Данил? 
Ответы детей.
1    Задание «Отгадай загадку и опиши» 
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, зима? 
Дети: белая, белоснежная, ветреная, снежная, крепкая, холодная, ледяная, вьюжная итд.
Воспитатель: Вы правильно охарактеризовали зиму и выполнили первое задание Мудрой Совы. 
Воспитатель:  А теперь садитесь на свои места и Милена, какой лепесток с заданием будем открывать? 
2 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались зимы  —
Помчались с горы.

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас  сделаем  звуковой анализ слова «САНКИ». Для этого у вас на столе лежат карточки синего и красного цвета.
-Какие звуки  обозначаются синим цветом?
-Какие звуки обозначаются красным цветом?
-Сколько звуков в слове «САНКИ»?
-Какого цвета первая карточка? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «САНКИ».
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку  для слова САНКИ.  Один ребенок работает у доски.
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
-У кого карточки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились и приступаем к следующему лепестку. А там задание такое:
3 задание «Составь предложение по картине»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Зима»). Дети составляют предложения про зиму и определяют количество слов  в предложении.
На ваших столах есть чистые листочки и карандаши. На этих листочках вы должны записать схему предложений:
1.     Наступила холодная зима. 
2.    Дети слепили красивого снеговика.
(Дети записывают схемы предложений. После проверяем у доски) 
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку.
Физкультминутка: 
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Раз сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя!
Раз-присели, два-привстали
Руки кверху все подняли.
Воспитатель. Отрываем следующий лепесток.  Слушайте задание.
4    Задание «Где прячется звук?» 
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.
На дворе - горой,
А в избе - водой. (Сугроб)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети.  В середине слова.
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает... (снеговик)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?
Дети.  В начале  слова.
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а... (лед)
 
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [л]?
Дети.  В начале слова.
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны... (снежки)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [С]?
Дети.  В начале слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Отрываем следующий лепесток. А там вот такое задание.
5 задание « Подели слова на слоги и определи их количество».

Воспитатель. У вас на столах  таблички с цифрами 1,2,3,4  Сейчас я буду показывать  картинки. Ваша задача  назвать слово  и определить, сколько слогов в  данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4.  Задание понятно? Начали.
Воспитатель показывает картины (сани, шарф, шапка, снеговик, лыжи, коньки, варежки, елка, снегурочка, снежинка) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.
Воспитатель. Молодцы. Все верно. Отрываем и читаем.
6    задание «Допиши буквы». 
Воспитатель.  Откройте конверты, там находятся карточки с  недорисованными гласными  буквами. Внимательно посмотрите и буквы эти допишите.
Дети выполняют задания на карточках  самостоятельно. Каждому  ребенку  предлагается индивидуальная карточка.
Воспитатель.  Закончили? Хорошо. А теперь давайте проверим, правильно ли вы написали буквы. 
Дети показывают карточки и называют букву.
7    задание «Поймай звук».
Воспитатель: И вот, наконец-то, остался последний лепесток с последним заданием. Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т.е. когда услышите звук И,   хлопайте в ладоши. 
 а) в звуковом ряду: а, о, и, ы, я, е, у;
б) в слоговом ряду: ра, ти, мы, ит, ли, ко, су, их;
в) в словах: тигр, машина, кукла, окно, игрушка, стол, кит, книга.

Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело  написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»

Конспект НОДпо обучению грамоте в подготовительной логопедической группеТема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «В гостях у Смешариков (звук и буква С) »

Данная   игровая деятельность содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Конс...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»...

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...