Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Школа грамоты"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Школа грамоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obuchenie_gramote_shkola_gramoty.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Тихонова Алена Петровна,
МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
воспитатель
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа грамоты»
Цель: знакомство с буквой и звуком Щ, щ.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с буквой Щ, щ, объяснить, что звук «щ» – всегда мягкий согласный; правилом написания сочетаний ща, щу;
- потренировать в проговаривании скороговорки;
- закреплять умение придумывать предложение по схеме;
- упражнять в умении проводить звуковой анализ слов.
Развивающие:
- развивать аналитико-синтетические способности детей;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивая.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация, физминутка; наглядный – презентация, схема предложения, модель системного оператора, листы с разноуровневыми заданиями (буквенный текст); словесный – беседа, вопросы к детям, объяснение, указание, инструкция, художественное слово (чистоговорка), поощрение, рассказы детей по системному оператору, рефлексия; практический – работа с разноуровневыми заданиями (буквенный текст), работа с кассами букв, взаимоконтроль (работа в парах), самоконтроль.
Материал и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация;
демонстрационный материал: девятиэкранный системный оператор, нарисованный на доске, цветные фишки;
раздаточный материал: кассы букв, схемы предложений, цветные фишки: красные, синие, зелёные; буквенный текст, простые карандаши.
Предварительная работа:
- звуковой анализ слов,
- дидактическая игра «Придумай предложение»,
- работа с системным оператором,
- работа с буквенным текстом.
Ход занятия:
1.Вводная часть. Игровая мотивация
Дети стоят вокруг воспитателя. Презентация. Слайд 2
Воспитатель: – Ребята, Маша всю зиму изучала грамоту, училась читать, а теперь решила открыть Школу грамоты для зверей. Пришла Маша в лес, а медведь ещё из спячки не вышел. Отправилась девочка к волкам, так серые от неё в разные стороны бросились. Все звери и птицы от Маши разбежались.
Воспитатель: – Очень расстроилась Маша, ей так хотелось стать учителем! (Презентация. Слайд 3) Что делать, как быть?
Дети: – Мы будем учениками.
Воспитатель: – Вы хотите быть учениками? А вы сможете? Заодно и потренируемся, как будем в школе учиться. Проходите за парты, занимайте места. Маша приготовила для вас задания. (Презентация. Слайд 4)
2. Основная часть
1. Первое задание
Воспитатель: – Какие бывают звуки?
Дети: – Гласные и согласные.
Воспитатель: – Верно. Назовите, пожалуйста, гласные звуки. (Ответы детей)
Педагог предлагает детям записать эти звуки на доске.
Воспитатель: – Фишкой какого цвета обозначаются гласные звуки?
Дети: – Гласные звуки обозначаются фишкой красного цвета.
Воспитатель: – Какие бывают согласные звуки?
Дети: – Твёрдые согласные и мягкие согласные.
Воспитатель: – Фишкой какого цвета обозначаются твёрдые согласные звуки?
Дети: – Твёрдые согласные звуки обозначаются фишкой синего цвета.
Воспитатель: – Фишкой какого цвета обозначаются мягкие согласные звуки?
Дети: – Мягкие согласные звуки обозначаются фишкой зелёного цвета.
2. Второе задание
Воспитатель: – Любимый овощ Маши – щавель. (Презентация. Слайд 5) Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?
Дети: – Кислый.
Воспитатель: – Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. (Дети изображают)
Воспитатель: – Представьте себе, что мама зовет вас домой. Скажите ей:
«Ты нас, мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи».
Дети повторяют скороговорку
Воспитатель: – Какой звук повторяется чаще других?
Дети: – Звук щ.
Воспитатель: – Ребята, запомните, звук «щ» всегда мягкий. Какой фишкой мы будем обозначать звук «щ»?
Дети: – Зелёной.
Воспитатель: – А теперь определите, из каких звуков состоит слово «щенок» и выложите его фишками. Кто хочет выложить слово на доске?
Ребёнок у доски выполняет звуковой анализ слова
Воспитатель: – Молодец! Расскажи Маше и нам, из каких звуков состоит слово «щенок». Ребята, проверьте себя, как вы выполнили разбор слова.
Ребёнок объясняет, какие звуки входят в состав слова
Воспитатель: – Звук «щ» обозначается буквой щ. (Демонстрация буквы щ. Презентация. Слайд 6)
Воспитатель: – Где вы видели эту букву?
Дети: – В книгах, в названии магазина.
Воспитатель:
– На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же?
На какую букву она похожа?
Дети: – На букву ш.
Воспитатель: – Верно, на букву ш, только у нее крючочек внизу.
Маша приготовила для вас кассы букв, там тоже есть буква щ. Открывайте кассы. Замените зелёную фишку буквой щ.
А это заглавная буква Щ (Презентация. Слайд 7), она пишется так, как и маленькая буква щ, но ставится только в начале слов, обозначающих имена, фамилии, названия городов, реки и в начале предложения.
3.Третье задание
Воспитатель: – Маша знает правило про звук «щ». Хотя звук «щ» – мягкий согласный, но после него пишутся буквы – а и у.
(Презентация. Слайд 8. На слайде появляются слоги ща, щу).
Воспитатель: – Маша приготовила новое задание: выложить слова щука или роща по вашему желанию.
Педагог приглашает по желанию двух детей к доске. Дети проводят звуковой анализ слов.
Воспитатель: – А теперь поменяйтесь местами и проверьте правильность выполнения задания. Арсений, какое слово разбирала Ляйсан? Всё правильно? Ляйсан, какое слово разбирал Арсений? Он справился с заданием Маши? Ребята, проверьте, как вы выполнили разбор слов щука и роща. Возвращайтесь на места.
Физминутка
Воспитатель: – В школе грамоты наступила перемена. (Звонит в колокольчик)
Воспитатель: – Можно и поиграть. Дети выполняют движения по тексту.
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево,
И беритесь вновь за дело.
Педагог вновь звонит в колокольчик.
Воспитатель: – Пора на урок.
4 задание
Воспитатель: – Маша хочет проверить вашу сообразительность. У каждого на столе есть такая схема. Маша интересуется, что это за схема?
Дети: – Это схема предложения.
Воспитатель: – Верно! Давайте рассмотрим предложение в волшебном телевизоре (системном операторе).
На доске нарисован системный оператор с девятью экранами. Педагог задаёт вопросы и приглашает к доске ответивших детей для заполнения пустых экранов.
Воспитатель: – Из чего состоит предложение? (нижний экран)
Дети: – Из слов.
Воспитатель: – Где мы можем встретить предложение? (верхний экран)
Дети: – В книге, в тексте, в названии сказки.
Воспитатель: – Из скольких слов состоит предложение? (Из трёх). Из скольких слов было предложение раньше, в прошлом? (левый экран)
Дети: – Из двух слов.
Воспитатель: – Каким станет предложение в будущем? (правый экран)
Дети: – Из четырёх слов.
Воспитатель: - Верно. Вот мы и заполнили волшебный телевизор. Кто хочет рассказать о предложении?
Рассказы детей по системному оператору.
Воспитатель: – Маша предлагает придумать предложение по схеме. У каждого своя схема. Ляйсан, какое задание дала Маша?
Ребёнок: – Придумать предложение по схеме.
Дети говорят предложения, составленные по схеме.
4 задание
Воспитатель: – Последнее задание Маши: среди буквенного текста найти все буквы щ и подчеркнуть её зелёным цветом. Есения, какое задание дала Маша?
Ребёнок: – Найти все буквы щ и подчеркнуть их зелёным цветом.
Воспитатель: – А теперь поменяйтесь с соседом текстами и проверьте, все ли буквы щ подчёркнуты. Если найдёте неподчёркнутые буквы щ, подчеркните их красным цветом. Верните листы соседу
Работа в парах. Взаимоконтроль.
А теперь внимание: правильный ответ на доске!
3. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: – Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Дети: – Что звук щ обозначается буквой Щ, щ. Познакомились с буквой Щ, щ. Узнали, что звук щ всегда мягкий. Что заглавная буква Щ ставится в начале слов, обозначающих имена, фамилии, названия города, реки…
Воспитатель: – Кому было сложно, кто испытывал затруднения? Кто справился со всеми заданиями? Как вы думаете, Маша довольна своими учениками? Почему вы так думаете? А что нам помогло справиться с заданиями Маши?
Дети: – Наши знания, ум, схема, внимание.
Воспитатель: – Где нам пригодятся новые знания?
Дети: – В школе, друзьям можно рассказать, братьям и сестрам младшим, родителям.
Воспитатель: – А в детском саду, когда будем снова заниматься, эти знания пригодятся? (Ответы детей)
Воспитатель: – Хочу сказать, что Маша вами очень довольна. (Презентация. Слайд 8). Её урок закончен! Идите ко мне быстрее, я вас поздравлю!
Использованная литература и интернет-источники:
- Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие. М.: – Школьная Пресса, 2004.
- https://yandex.ru/images/search?pos=6&img
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению чтению для подготовительной группы с применением методики Зайцева «Прогулка по улицам нашего города».
Цель: - ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов; - дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты» в подготовительной к школе группе
Данное ОС имеет следующие программные задачи: учить детей проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех пройденных п...
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе" Грамотеи"
закрепить знания детей и помочь освоить материал...
Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [з], [з’], буква З,з»
Познакомить детей с буквой З,з; учить читать прямые и обратные слоги с данной буквой; формировать навык сознательного чтения; закрепить умение работать над рассказом; учить отвечать на вопросы педагог...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"...
Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звук [Ё] и буква Ё»
Познакомить детей с новым звукоми буквой; учить определять позицию звука в словах; учить распознавать графическое изображение буквы; учить соотносить звук и букву; учить читать сло...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...