Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Школа грамоты"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тихонова Алена Петровна

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Школа грамоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obuchenie_gramote_shkola_gramoty.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Тихонова Алена Петровна,

МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра

воспитатель

Конспект НОД  по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа грамоты»

Цель: знакомство с буквой и звуком Щ, щ.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с буквой Щ, щ, объяснить, что звук «щ» – всегда мягкий согласный; правилом написания сочетаний ща, щу;

- потренировать в проговаривании скороговорки;

- закреплять умение придумывать предложение по схеме;

- упражнять в умении проводить звуковой анализ слов.

Развивающие:

- развивать аналитико-синтетические способности детей;

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивая.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,  коммуникативная, двигательная, продуктивная.


Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация, физминутка; наглядный – презентация, схема предложения, модель системного оператора, листы с разноуровневыми заданиями (буквенный текст); словесный – беседа, вопросы к детям, объяснение, указание, инструкция, художественное слово (чистоговорка), поощрение, рассказы детей по системному оператору, рефлексия; практический  – работа с разноуровневыми заданиями (буквенный текст), работа с кассами букв, взаимоконтроль (работа в парах), самоконтроль.

Материал и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация;

демонстрационный материал: девятиэкранный системный оператор, нарисованный на доске, цветные фишки;

раздаточный материал: кассы букв, схемы предложений, цветные фишки: красные, синие, зелёные; буквенный текст, простые карандаши.
 

Предварительная работа:                                                                                                                            

- звуковой анализ слов,

- дидактическая игра «Придумай предложение»,

- работа с системным оператором,

- работа с буквенным текстом.

Ход занятия:

1.Вводная часть. Игровая мотивация

Дети стоят вокруг воспитателя. Презентация. Слайд 2

Воспитатель: – Ребята, Маша всю зиму изучала грамоту, училась читать, а теперь решила открыть Школу грамоты для зверей. Пришла Маша в лес, а медведь ещё из спячки не вышел. Отправилась девочка к волкам, так серые от неё   в разные стороны бросились. Все звери и птицы от Маши разбежались.

Воспитатель: – Очень расстроилась Маша, ей так хотелось стать учителем! (Презентация. Слайд 3) Что делать, как быть?

Дети: Мы будем учениками.

Воспитатель: – Вы хотите быть учениками? А вы сможете? Заодно и потренируемся, как будем в школе учиться. Проходите за парты, занимайте места. Маша приготовила для вас задания. (Презентация. Слайд 4)

2. Основная часть

1. Первое задание 

Воспитатель: – Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: – Верно. Назовите, пожалуйста, гласные звуки. (Ответы детей)

Педагог предлагает детям записать эти звуки на доске.

Воспитатель: – Фишкой какого цвета обозначаются гласные звуки?

Дети: – Гласные звуки обозначаются фишкой красного цвета.

Воспитатель: – Какие бывают согласные звуки?

Дети: – Твёрдые согласные и мягкие согласные.

Воспитатель: – Фишкой какого цвета обозначаются твёрдые согласные звуки?

Дети: – Твёрдые согласные звуки обозначаются фишкой синего цвета.

Воспитатель: – Фишкой какого цвета обозначаются мягкие согласные звуки?

Дети: – Мягкие согласные звуки обозначаются фишкой зелёного цвета.

2. Второе задание

Воспитатель: – Любимый овощ Маши – щавель. (Презентация. Слайд 5) Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

Дети: – Кислый.

Воспитатель: – Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. (Дети изображают)

 Воспитатель: – Представьте себе, что мама зовет вас домой. Скажите ей: 

«Ты нас, мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи».

Дети повторяют скороговорку

 Воспитатель: – Какой  звук повторяется чаще других? 

Дети: – Звук щ.  

Воспитатель: – Ребята, запомните, звук «щ» всегда мягкий. Какой фишкой мы будем обозначать звук «щ»?

Дети: –  Зелёной.

Воспитатель: – А теперь определите, из каких звуков состоит слово «щенок» и выложите его фишками. Кто хочет выложить слово на доске?

Ребёнок у доски выполняет звуковой анализ слова

Воспитатель: – Молодец! Расскажи Маше и нам, из каких звуков состоит слово «щенок». Ребята, проверьте себя, как вы выполнили разбор слова.

Ребёнок объясняет, какие звуки входят в состав слова

Воспитатель: – Звук «щ» обозначается буквой щ. (Демонстрация  буквы щ. Презентация. Слайд 6)

Воспитатель: – Где вы видели эту букву?

Дети: – В книгах, в названии магазина.

Воспитатель:

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же?

На какую букву она похожа? 

Дети: – На букву ш.

Воспитатель: – Верно, на букву ш, только у нее крючочек внизу.  

Маша приготовила для вас кассы букв, там тоже есть буква щ. Открывайте кассы. Замените зелёную фишку буквой щ.

А это заглавная буква Щ (Презентация. Слайд 7), она пишется так, как и маленькая буква щ, но ставится только в начале слов, обозначающих имена, фамилии, названия городов, реки и в начале предложения.

3.Третье задание

Воспитатель: – Маша знает правило про звук «щ». Хотя звук «щ» – мягкий согласный, но после него пишутся буквы – а и у.

(Презентация. Слайд 8. На слайде появляются слоги ща, щу).

Воспитатель: – Маша приготовила новое задание: выложить слова щука или роща по вашему желанию.

Педагог приглашает по желанию двух детей к доске. Дети проводят звуковой анализ слов.

Воспитатель: – А теперь поменяйтесь местами и проверьте правильность выполнения задания. Арсений, какое слово  разбирала  Ляйсан? Всё правильно? Ляйсан, какое слово разбирал Арсений? Он справился с заданием Маши? Ребята, проверьте, как вы выполнили разбор слов щука и роща. Возвращайтесь на места.

Физминутка

Воспитатель: – В школе грамоты наступила перемена. (Звонит в колокольчик)

Воспитатель: – Можно и поиграть. Дети выполняют движения по тексту. 

А теперь, ребята, встать.

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево,

 И беритесь вновь за дело.

Педагог вновь звонит в колокольчик.

Воспитатель: – Пора на урок.

4 задание  

Воспитатель: – Маша хочет проверить вашу сообразительность. У каждого на столе есть такая схема. Маша интересуется, что это за схема?

Дети: – Это схема предложения.

Воспитатель: – Верно! Давайте рассмотрим предложение в волшебном телевизоре (системном операторе). 

На доске нарисован системный оператор с девятью экранами. Педагог задаёт вопросы и приглашает к доске ответивших детей для заполнения пустых экранов.

Воспитатель: – Из чего состоит предложение?  (нижний экран)

Дети: –  Из слов.

Воспитатель: – Где мы можем встретить предложение? (верхний экран)

Дети: – В книге, в тексте, в названии сказки.

Воспитатель: – Из скольких слов состоит предложение? (Из трёх). Из скольких слов было предложение раньше, в прошлом? (левый экран)

Дети: – Из двух слов.

Воспитатель: – Каким станет предложение в будущем? (правый экран)

Дети: – Из четырёх слов.

Воспитатель: - Верно. Вот мы и заполнили волшебный телевизор. Кто хочет рассказать о предложении?

Рассказы детей по системному оператору.

Воспитатель: – Маша предлагает придумать предложение по схеме. У каждого своя схема. Ляйсан, какое задание дала Маша?

Ребёнок: Придумать предложение по схеме.

Дети говорят предложения, составленные по схеме.

4 задание  

Воспитатель: – Последнее  задание Маши: среди буквенного текста найти все буквы щ и подчеркнуть её зелёным цветом. Есения, какое задание дала Маша?

Ребёнок: Найти все буквы щ и подчеркнуть их зелёным цветом.

Воспитатель: – А теперь поменяйтесь с соседом текстами и проверьте, все ли буквы щ подчёркнуты. Если найдёте неподчёркнутые буквы щ, подчеркните их красным цветом. Верните листы соседу

Работа в парах. Взаимоконтроль.

А теперь внимание: правильный ответ на доске!

3. Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель: – Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Дети: – Что звук щ обозначается буквой Щ, щ. Познакомились с буквой Щ, щ. Узнали, что звук щ всегда мягкий. Что заглавная буква Щ ставится в начале слов, обозначающих имена, фамилии, названия города, реки…

Воспитатель: – Кому было сложно, кто испытывал затруднения? Кто справился со всеми заданиями? Как вы думаете, Маша довольна своими учениками? Почему вы так думаете? А что нам помогло справиться с заданиями Маши?

Дети: – Наши знания, ум, схема, внимание.

Воспитатель: – Где нам пригодятся новые знания?

Дети: – В школе, друзьям можно рассказать, братьям и сестрам младшим, родителям.

Воспитатель: – А в детском саду, когда будем снова заниматься, эти знания пригодятся? (Ответы детей)

Воспитатель: – Хочу сказать, что Маша вами очень довольна. (Презентация. Слайд 8). Её урок закончен! Идите ко мне быстрее, я вас поздравлю!

Использованная литература и интернет-источники:

  1. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие. М.: Школьная Пресса, 2004.
  2. https://yandex.ru/images/search?pos=6&img


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению чтению для подготовительной группы с применением методики Зайцева «Прогулка по улицам нашего города».

Цель: - ознакомить детей с движением транспорта  и пешеходов;          - дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ по грамоте «Путешествие в страну Грамоты» в подготовительной к школе группе

Данное ОС имеет следующие программные задачи: учить детей проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения; закреплять умение выкладывать предложение с применением всех пройденных п...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [з], [з’], буква З,з»

Познакомить детей с буквой З,з; учить читать прямые и обратные слоги с данной буквой; формировать навык сознательного чтения; закрепить умение работать над рассказом; учить отвечать на вопросы педагог...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звук [Ё] и буква Ё»

Познакомить детей с новым звукоми буквой; учить определять позицию звука в словах; учить распознавать графическое изображение буквы; учить соотносить звук и букву; учить читать сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...