Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Методические разработки для учителей-логопедов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Тема: «Звук и буква С»
Цель:
Развитие фонематического восприятия и обучение грамоте.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формировать и расширять у детей «семантическое поле» слов-глаголов.
- Развивать валентность слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Автоматизировать звук С в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля.
- Развивать дыхание и голос.
- Учить выделять звуки из состава слова.
- Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости.
- Познакомить со звуковым анализом двусложных слов.
- Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе.
- Отрабатывать дикцию.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, любознательность.
Методы и приёмы, используемые на занятии.
Словесные:
Устное изложение, беседа, указания, вопросы, словесные инструкции, объяснения, использование художественного слова(загадки, скороговорки).
Практические:
Исследовательские, выполнение работ по схемам, подражательно-исполнительские.
Наглядные:
Показ презентации, предметных картинок, игра «Снежинки», показ педагогом.
Материал:
Таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, предметные картинки, Д/и «Снежинки», зеркала, индивидуальные схемы.
Пропедевтическая работа:
Формирование правильного произношения звуков С, Сь у всех детей на индивидуальных занятиях.
Методы и приёмы:
- Метод повышения эмоционального отклика: игровые и воображаемые ситуации, сюрпризный момент, элементы творчества и новизны.
- Методы повышения познавательного интереса: сравнение, метод вопросов.
- Методы развития творческого потенциала: эмоциональная насыщенность окружения, игровые приемы, проблемные задачи.
- Индивидуально-дифференцированный подход.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Игра «Третий лишний»
ОУМ МНК КНА КТьП ПТМ ПьТьК и т.д.
- Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
- Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик», «Улыбка», «Горка», «Почистим зубки».
- Знакомство со звуком [С ] .
а) Д/и «Доскажи словечко»
Не сможешь накачать колёса
Ты без помощника … (насоса).
б) Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.
Проверьте, как у вас работают губы и язык.
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идёт по середине языка. Голос не включается.
Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.
в) звуковая характеристика звука [С] по схеме.
г) Упражнения в произношении звука [С].
Дети имитируют работу насосов.
Насосы свистят длительно: С____________ .
Насосы свистят отрывисто: с-с-с.
Д/и «Эхо».
СА-со-су-сы ас-ос-ус-ыс
д) Развитие фонематического слуха.
Д/и «Укрась ёлку».
Перед детьми выставляется изображение ёлки. Дети выбирают картинки, в которых встречается звук [С], называют их и вешают на ёлку.
Д/и « Зимний вечер» (Слайд №1).
Загадка.
Кто она, угадай-ка!
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки –
Над миром снежинки.
Логопед: Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по полям, по сёлам и городам. Нарисовала повсюду зимние картины. Посмотрите на её картину «Зимний вечер».
Назовите слова со звуком [С]. Определите место звука в слове. Покажите на схеме «Домик».
Упражнение «Звонко, громко повтори!».
Словно в сказке, как во сне,
Падает на землю снег.
Дети повторяют двустишие, выделяя голосом звук [С].
Упражнение «Снежинки» (Слайд№2).
Логопед: Намела зима сугробами белый снег. Рассмотрите снежинки. Над сугробами необычные снежинки. На снежинках картинки. Снежинки кружатся, выбирают, на какой сугроб упасть. Подумайте и скажите, на какой сугроб опустится каждая снежинка?
Дети выбирают снежинки со словами, в которых есть звук С.
Физкультминутка «Снежинки».
Снежинки пуховые, Весёлые, живые! | Взмахи руками. |
Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном | Кружиться. |
И землю устилаете Блестящим серебром. | Присесть. |
Д/и «Доскажи словечко»(Слайд №3).
Логопед называет первый слог, а ребёнок второй.
Добавь слог СА: ли…(СА), ро…(СА), плак…(СА).
Добавь слог СЫ: о…(СЫ), ко…(СЫ), у…(СЫ), ве…(СЫ).
Д/и «Составь схему слова».
Звуковой анализ слов: САНИ, СЫН (Работа с индивидуальным раздаточным материалом).
- Итог занятия.
- Какой звук сегодня изучали? Расскажите о нём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».
Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Елены - Премудрой.Знакомство со звуком и буквой Ц".
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе для детей с ФФНР....
Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...
Календарный план по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи
Этот методический материал адресован логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Данная программа предназначена для под...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...
Конспект занятия по фонетике и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. "Звук [ш]. Буква Ш
Кинезиологические упражнения, которые включены в занятие, необходимо использовать именно в дошкольном возрасте,т.к. самый благоприятный период для развития интеллектуальных возможностей человека от 3 ...