Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Рыжова Наталия Алексеевна

Методические разработки для учителей-логопедов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Тема: «Звук и буква С»                                                   

Цель:

Развитие фонематического восприятия и обучение грамоте.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формировать и расширять у детей «семантическое поле» слов-глаголов.
  2. Развивать валентность слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Автоматизировать звук С в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля.
  2. Развивать дыхание и голос.
  3. Учить выделять звуки из состава слова.
  4. Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости.
  5. Познакомить со звуковым анализом двусложных слов.
  6. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе.
  7. Отрабатывать дикцию.

Коррекционно-воспитательные:

  1.  Воспитывать самостоятельность, любознательность.

Методы и приёмы, используемые на занятии.

Словесные:

Устное изложение, беседа, указания, вопросы, словесные инструкции, объяснения, использование художественного слова(загадки, скороговорки).

Практические:

Исследовательские, выполнение работ по схемам, подражательно-исполнительские.

Наглядные:

Показ презентации, предметных картинок, игра «Снежинки», показ педагогом.

Материал:

Таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, предметные картинки, Д/и «Снежинки», зеркала, индивидуальные схемы.

Пропедевтическая работа:

Формирование правильного произношения звуков С, Сь у всех детей на индивидуальных занятиях.

Методы и приёмы:

  1. Метод повышения эмоционального отклика: игровые и воображаемые ситуации, сюрпризный момент, элементы творчества и новизны.
  2. Методы повышения познавательного интереса: сравнение, метод вопросов.
  3. Методы развития творческого потенциала: эмоциональная насыщенность окружения, игровые приемы, проблемные задачи.
  4. Индивидуально-дифференцированный подход.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игра «Третий лишний»

ОУМ    МНК    КНА      КТьП      ПТМ      ПьТьК  и т.д.

  1. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
  1. Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик», «Улыбка», «Горка», «Почистим зубки».

  1. Знакомство со звуком [С  ] .

а) Д/и «Доскажи словечко»

Не сможешь  накачать колёса

Ты без помощника … (насоса).

б) Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.

Проверьте, как у вас работают губы и язык.

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идёт по середине языка. Голос не включается.

Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.

в) звуковая характеристика звука [С] по схеме.

г) Упражнения в произношении звука  [С].

Дети имитируют работу насосов.

Насосы свистят длительно: С____________ .

Насосы свистят отрывисто: с-с-с.

Д/и «Эхо».

СА-со-су-сы      ас-ос-ус-ыс

д) Развитие фонематического слуха.

Д/и «Укрась  ёлку».

Перед детьми выставляется изображение ёлки. Дети выбирают картинки, в которых встречается звук  [С], называют их и вешают на ёлку.

Д/и « Зимний вечер» (Слайд №1).

Загадка.

Кто она, угадай-ка!

Седая хозяйка

Тряхнёт перинки –

Над миром снежинки.

Логопед:  Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по полям, по сёлам и городам. Нарисовала повсюду зимние картины. Посмотрите на её картину «Зимний вечер».

Назовите слова со звуком [С]. Определите место звука в слове. Покажите на схеме «Домик».

Упражнение «Звонко, громко повтори!».

Словно в сказке, как во сне,

Падает на землю снег.

Дети повторяют двустишие, выделяя голосом звук [С].

Упражнение «Снежинки» (Слайд№2).

Логопед: Намела зима сугробами белый снег. Рассмотрите снежинки. Над сугробами необычные снежинки. На снежинках картинки. Снежинки кружатся, выбирают, на какой сугроб упасть. Подумайте и скажите, на какой сугроб опустится каждая снежинка?

Дети выбирают  снежинки со словами, в которых есть звук С.

Физкультминутка «Снежинки».

Снежинки пуховые,

Весёлые, живые!

Взмахи руками.

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

Кружиться.

И землю устилаете

Блестящим серебром.

Присесть.

Д/и «Доскажи словечко»(Слайд №3).

Логопед называет первый слог, а ребёнок второй.

Добавь слог СА:  ли…(СА),    ро…(СА),   плак…(СА).

Добавь слог СЫ: о…(СЫ),  ко…(СЫ), у…(СЫ),  ве…(СЫ).

Д/и «Составь схему слова».

Звуковой анализ слов:  САНИ, СЫН  (Работа с индивидуальным раздаточным материалом).

  1. Итог занятия.

- Какой звук сегодня изучали? Расскажите о нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

Календарный план по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи

Этот методический материал адресован логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Данная программа предназначена  для под...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект занятия по фонетике и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. "Звук [ш]. Буква Ш

Кинезиологические упражнения, которые включены в занятие, необходимо использовать именно в дошкольном возрасте,т.к. самый благоприятный период для развития интеллектуальных возможностей человека от 3 ...