Буклет для родителей "Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года"
материал по развитию речи (средняя группа)
Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет | 377.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи воспитания
звуковой культуры речи у детей пятого года
Звуковая культура речи – понятие, которое включает в себя все, что обеспечивает правильное звучание речи. Воспитание звуковой культуры речи подразумевает: развитие правильного звукопроизношения и словопроизношения, с целью чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата.
Необходимо уделять особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]; отчетливо произносить слова и фразы; формировать навык умелого пользования интонационными средствами выразительности.
Формировать высокий уровень развития у дошкольников речевого слуха, который дает им возможность и самим шире применять разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов.
Развивать речевое дыхание (удлиняется выдох, гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 секунд, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче — от 2 до 5 секунд, ребенок произносит фразы, состоящие из большего количества слов).
Совершенствовать работу
артикуляционного и голосового аппаратов (достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата у детей этого возраста дает им возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков).
Развивать фонематическое восприятие (формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия). Дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Развивать речевой слух (развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности, дети неплохо подражают взрослым, точно передавая их интонацию, улавливая на слух различные оттенки их речи).
Ребенок к концу года должен уметь:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
Для примера ряд упражнений и игр
«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (ш)»
- М – Р – Ш – О – Ф – Ш – Х – Ш - ….
- ма – ши – на – бу – сы – ши – пы - …
- шар – хор – сыр – шум – лук – шаг - …
Игра с предметными картинками (мишка, неваляшка, машина, шарик, клюшка)
Вопрос ребёнку: Какой звук есть в названии игрушек? Угадай на каком месте находится звук Ш (в начале, в середине, в конце слова)
Угадай какая игрушка лишняя? (по картинкам)
- Мишка, неваляшка, кубики, клюшка.
- Шар, машина, хлопушка, ведёрко.
Игра «Придумай слово»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова. Например: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово — пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]».
Игра «Поймай слог»
Цель: развитие слухового внимания и его быстроты.
Ход игры: «бросаем» ребёнку слог, а он должен «превратить» его в слово. Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.
Игра «Раздели правильно»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Ход игры: необходимо сказать ребёнку, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игра «Звуковая дорожка»
Цель: автоматизация изолированного звука, развитие речевого дыхания и кинестетических ощущений.
Ход игры: ребенку предлагается помочь герою пройти по дорожке, изолированно произнося заданный звук. Необходимо следить за правильным распределением дыхания во время передвижения по дорожке.
Желаем Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".
Консультация для педагогов " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....
Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".
Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...
Консультация для воспитателей "Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни"
Воспитание звуковой культуры речи является одним из важных направлений в работе по развитию речи. Основная цель - научить ребенка правильно произносить звуки родного языка и правильно пользоваться гол...
воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни
рекомендации педагогу для работы с детьмираннего возразраста...
Воспитание звуковой культуры речи у ребенка третьего года жизни
Повышение личного профессионального мастерства и компетентности, создание условий для овладения детьми правильной речью....
Дидактические упражнения по воспитанию звуковой культуры речи для детей третьего года жизни по В.В. Гербовой
Дидактические упражнения по воспитанию звуковой культуры речи для детей третьего года жизни по В.В. Гербовой. Материал содержит задачи, методические рекомендации и наглядность , а также полное описани...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Звуковая культура речи для детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: «Звуки И – Ы».
г. НевинномысскКонспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Звуковая культура речи для детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. Приоритетная образовательная обл...