воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни
статья по обучению грамоте (младшая группа) на тему

Кислякова Светлана

рекомендации педагогу для работы с детьмираннего возразраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание звуковой культуры речи

Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: в 2 года ребенок способен различать многие звуки и закреплять их в собственном произношении. А так же, совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

Как показывает практика у детей целенаправленно развивают слуховое восприятие,  являющееся важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Имея хорошо развитое слуховое восприятие ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать звуки и звукоподражания, различать громкость и скорость их произнесения.

        Специалисты рекомендуют больше времени посвящать играм  и упражнениям направленным на  уточнение и закрепленею правильного произношения звуков.

Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о)  и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в  и т. д.), несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить их. Это необходимо не только для уточнения правильного произношения данных звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к усвоению и произнесению более сложных звуков. Так, уточняя и закрепляя правильное произношение звука и , воспитатель подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к усвоению и в дальнейшем к правильному произношению звуков с, з.  При произнесении звуков и, с, з  губы растянуты, как при улыбке, зубы сближены и имеют щель 1–2 мм, широкий кончик языка приближен к нижним резцам и касается их, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Упражняя детей в четком и правильном произнесении звука г,  педагог создает предпосылки для успешного усвоения звука ц , близкого по артикуляции к звукам т, с . При произнесении звуков у, о  губы округляются и вытягиваются вперед, как и при произнесении шипящих звуков ш, ж, ч, щ.

При обучении детей правильному произношению важно работать над  дикцией малыша. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов. Сначала дети произносят изолированный звук и несложные звукосочетания. При этом в качестве речевого материала чаще всего используют звукоподражания. Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать его с определенным образом (у-у-у –  гудит паровоз, тук-тук-тук –  стучит молоточек, га-га-га –  кричит гусь и т. п.).

На последующих этапах звуки закрепляются в словах. При этом важно следить не только за правильным произношением детьми звуков, но и за четкостью, внятностью произнесения слов (изолированных и включенных в предложение).

На третьем году жизни многие дети имеют общую смягченность речи, часто недоговаривают окончания, сокращают или искажают длинные слова (опускают звуки, слоги), не всегда могут правильно повторить вслед за воспитателем сложные слова (например, слово бегемот  произносят как бегенот, бебегот  и даже аманот  или ананот , хотя в отдельных слогах или в простых двухсложных словах правильно произносят все звуки).

Воспитатель не всегда должен стремиться к тому, чтобы дети точно по образцу воспроизводили слова. Если малыш произнесет слово пароход  как пахот , а затем как паяхот  или паляхот , это следует считать достижением, потому что ребенок правильно воспроизвел слоговую структуру, а так как звук р  у него еще отсутствует, то замена его на и  или ль  считается вполне нормальной. (Данные А. Максакова.)

При общей смягченности речи следует чаще упражнять детей в произнесении твердых согласных, например в таких звукоподражаниях, как: му-у-у, тук-тук  и др.

Голосовой аппарат  у детей этого возраста, как правило, еще недостаточно окреп. Малыши не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо или не умеют говорить шепотом. Поэтому в настоящем пособии в качестве подготовительных упражнений для развития голосового аппарата даются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Подобные задания подготавливают детей к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания)..

Начиная с двухлетнего возраста важно учить малышей пользоваться умеренным темпом речи.  Достичь этого можно прежде всего путем личного примера воспитателя, напоминания малышам о том, что говорить надо не спеша.

В  играх и упражнениях, следует учить детей говорить в разном темпе. Например, воспитатель произносит звукосочетания или отдельные слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно), а затем предлагает детям воспроизводить их в том же темпе. В ходе таких упражнений малыши приучаются не только на слух дифференцировать скорость произнесения слов, но и говорить в различном темпе.

Хорошо поставленное речевое дыхание  так же помогает обеспечить правильное произношение звуков. Для того чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему дуть на какой-нибудь легкий предмет, например, на ватку, бумажную лодочку, полоски папиросной бумаги, прикрепленные к палочке (султанчик).

Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при проговаривании детьми потешек, при драматизации отрывков из сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности развития речи у детей третьего года жизни

статья об особенностях развития речи у детей третьего года жизни...

Консультация для воспитателей "Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни"

Воспитание звуковой культуры речи является одним из важных направлений в работе по развитию речи. Основная цель - научить ребенка правильно произносить звуки родного языка и правильно пользоваться гол...

Особенности развития связной речи у детей третьего года жизни.

Данный материал будет полезен как родителям, так и воспитателям детей раннего дошкольного возраста....

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности и самообслуживанию у детей третьего года жизни»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными про...

Воспитание звуковой культуры речи у ребенка третьего года жизни

Повышение личного профессионального мастерства и компетентности, создание условий для овладения детьми правильной речью....

Дидактические упражнения по воспитанию звуковой культуры речи для детей третьего года жизни по В.В. Гербовой

Дидактические упражнения по воспитанию звуковой культуры речи для детей третьего года жизни по В.В. Гербовой. Материал содержит задачи, методические рекомендации и наглядность , а также полное описани...

Буклет для родителей "Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года"

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года...