Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".
материал по развитию речи по теме
Консультация для педагогов " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi_pedsovet..doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:
- произносительных;
- орфоэпических;
- грамматических;
- стилистических.
В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей русского языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движениями и позициями речевых органов нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.
Таким образом, формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.
Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в трех основных разделах:
I Развитие голосового аппарат. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей;
II Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения.
III Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией. (табл.)
Характеристика речевого развития детей 3 — 4 лет ( вторая младшая группа ).
В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас , состоящий в основном из существительных и глаголов.Постепенно в речи дошкольников 3 — 4 лет появляются прилагательные , наречия и другие части речи.
Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 1900 слов. Совершенствуется словопроизношение. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами ( множественное число , винительный и родительный падежи имен существительных , изменяют основу глагола и т.д.) .
Осваивают навыки разговорной речи , выражая свои мысли предложениями , как простыми , так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи , но чаще эта речь ситуативна.
Постепенно детей подводят к составлению связных высказываний , к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого ( « Курочка Ряба» , « Колобок» ) .
К четырем годам при нормальных условиях ребенок осваивает звуковую систему языка : произносит многие звуки , слова , его речь становиться понятна окружающим.
Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми , может понятно выразить свои мысли , желания. Дефекты в произношении звуков затрудняют общение с окружающими ; часто у таких детей наблюдается задержка в психическом развитии.
Правильное звукопроизношение очень важно при поступлении ребенка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно четкое произношение звуков. Детям трудно определять количество звуков в слове , их последовательность , назвать слова , начинающиеся на заданный звук. Дошкольники с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в овладении навыками грамотного письма.
Наблюдаются следующие особенности произношения :
- Согласные звуки произносятся смягченно ( «зюк» - жук , «сярик» - шарик ) .
- Свистящие звуки « С» , «З» , «Ц» произносятся недостаточно четко , часто совсем не произносятся ( «абака» - собака ) , заменяются : «С — Ф» ( «фонце» - солнце ) , «З — В» ( «ваяц» - заяц) , «Ц — Ф» ( «фапля» - цапля ) и т. д.
- Шипящие звуки « Ш» , «Ж» , «Ч» , «Щ» произносятся недостаточно четко , заменяются свистящими звуками .
- Звуки «Л» , «Р» пропускаются или заменяются на другие ( «лямпа» , «ямпа» - лампа ; «лыба» , «ыба» - рыба ) .
Имеются особенности и в словопроизношении , к которым относится :
- сокращение ( «тул» - стул , «весипед» - велосипед ) ;
- перестановки ( «шапля» - шляпа , «корвик» - коврик ) ;
- уподобление одного звука другим ( «бабака» - собака ) ;
- слияние слов ( «Марьвана» - Мария Ивановна ) ;
- добавление звуков ( «реблята» - ребята ) .
С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3 — 4 лет по развитию звуковой культуры речи , с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха .
Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала ( слова , фразы , потешки , песенки с определенной группой звуков , направленные на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их , владея силой голоса и темпом речи ) , так и приемом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. Именно сочетание задач дает большой эффект , заинтересовывает детей.
Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение , подбирать слова не просто близкие по звучанию , но и подходящие по смыслу ; способствуют развитию фонематического слуха , произношению заданного звука в словах.
Заучивание коротких стихотворений , в которых заданный звук встречается чаще , чем другие , способствует не только его лучшему произношению , но и развитию произвольной памяти , дикции , темпа и выразительности речи.
Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и запомнить содержание стихотворения.
Задания «Найди похожие картинки» , «Найди различия» способствуют развитию умения сравнивать , анализировать , распределять и переключать внимание.
У детей 3 — 4 лет начинает активно развиваться внимание , память ,которая становиться наглядно — образной , формируется воображение , благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Это позволяет включить в занятие загадки. Их тематика ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира : игрушки , овощи , фрукты , домашние и дикие животные.
На занятиях проводятся физкультминутки , направленные на развитие общей моторики , двигательных функций рук , зрительно — моторной координации. Кроме того , эти упражнения развивают память , четкое произношение , содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.
Задачи :
1. Учить правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «»У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и во фразовой речи.
2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «З» , «Ц» - изолированно, в словах и во фразовой речи.
3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.
- Способствовать развитию интонационной стороны речи : умения произвольно регулировать темп речи , силу голоса , речевое дыхание.
- Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения.
- Формировать выразительность речи : умение пользоваться паузами , разнообразными интонациями.
- Знакомить с терминами «ЗВУК» , «СЛОВО».
Показатели развития:
Ребенок к концу года должен :
- правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи.
- правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» - изолированно , в словах и фразовой речи.
- уметь произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ) , темп речи ( быстро — медленно ) , речевое дыхание.
- использовать выразительные средства речи — темп и ритм , паузы , разнообразные интонации.
- понимать значение терминов «звук» и «слово».
- уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.
- рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штриховать несложные предметы.
Характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов , обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением ( антонимы ) и близким ( синонимы ) , употребляют обобщающие слова.
К 5 годам количество слов , которыми оперирует ребенок , составляет 2000 — 2500 .
Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе , что обусловлено рядом факторов , в том числе и средой , в которой живет , воспитывается и обучается ребенок.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения , которая заключается в том , что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки , а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков ( шапка - «сапка» , жук - «зук» ).
У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков ( «Р» , «Л» ) , что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов.
Вместе с тем дошкольники 4 — 5 лет отличаются особой чувствительностью , восприимчивостью к звукам речи , что очень важно для обучения элементам грамоты.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения :
- дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде , числе и падеже , ориентироваться на окончания слов ( красный шар , красное платье ) ;
- начинают активно использовать в речи предлоги ( в , на, под , между , около ) и т. д.
Речь становиться связной и последовательной . Происходит переход от ситуативной речи к контекстной..Развивается как диалогическая , так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы , составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.
В средней группе дети овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка , однако у некоторых дошкольников наблюдается нечеткое произношение свистящих , шипящих и сонорных звуков. Таким детям необходима помощь логопеда.
У дошкольников 4 — 5 лет формируется осознание своих произносительных умений.
Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения - развитию звуко — буквенного анализа.
На этом этапе обучения выделены три задачи :
1. Развитие фонематического слуха.
2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму.
3. Развитие основных движений ( упражнения для рук , ног , туловища ) и мелкой моторики ( упражнения для пальцев и кистей рук ).
Показатели развития :
Ребенок к концу года должен уметь :
-правильно произносить все звуки родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи ;
- различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие ;
- делить слова на слоги ;
- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ;
- произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ;
- рисовать вертикальные , горизонтальные и округлые линии , штриховать несложные предметы ;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук .
Старшая группа ( 5 — 6 лет )
Характеристика речевого развития детей 5 — 6 лет.
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства ( светло — красный , темно — зеленый, легче , тяжелее ) ; слова , называющие материалы и их признаки ( дерево — деревянный и т. д. ) .
Совершенствуется грамматическая система языка . Дети используют в речи простые распространенные предложения , сложноподчиненные , сложносочиненные конструкции ; разные слова для названий одних и тех же предметов ( однокоренные слова : кошка ,кошечка , котенок ) .
Грамматически правильно изменяют слова , входящие в активный словарь ( один стул , много стульев ) .
Совершенствуют умение связно , последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи педагога . Могут передавать диалог действующих лиц . Дети активно участвуют в беседе , самостоятельно отвечают на вопросы . Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта , при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие :
- дети правильно произносят все звуки родного языка ;
- проводят звуковой и буквенный анализ слов , устанавливают последовательность звуков в слове ;
- дифференцируют звуки : гласные и согласные , твердые и мягкие согласные , звонкие и глухие согласные .
- Выделяют в слове ударный слог , ударную гласную ;
- составляют предложения по картинкам из двух , трех слов ,определяют порядок слов в предложении.
В 5 — 6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку , они овладевают первоначальными навыками чтения , могут писать печатными буквами.
Основные задачи этого этапа обучения :
1. Развитие звуко — буквенного анализа .
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Формирование первоначальных навыков чтения.
4. Подготовка руки ребенка к письму.
Показатели развития
К концу учебного года ребенок должен :
- знать буквы русского алфавита ;
- писать буквы русского алфавита в клетке ;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква» ;
- определять место звука в слове : в начале , в середине и в конце ;
- различать гласные , согласные ; твердые и мягкие согласные ; звонкие и глухие согласные звуки ;
- пользоваться графическим обозначением звуков ( гласные — красный квадрат , твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат ) ;
- уметь записывать слово условными обозначениями , буквами .
- соотносить звук и букву ;
- писать слова , предложения условными обозначениями , буквами.
- определять ударный слог , ударную гласную и обозначать соответствующим значком ;
- проводить звуковой анализ слов ;
- читать слова , слоги , предложения , небольшие стихотворные тексты ;
- правильно пользоваться терминами «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» ;
- составлять предложение из двух , трех слов , анализировать его.
Подготовительная группа ( 6 — 7 лет )
Характеристика речевого развития детей 6 — 7 лет.
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов , которыми оперирует ребенок , составляет 3500 — 4000. Активно используются в речи синонимы , антонимы ; начинают применяться слова и выражения с переносным смыслом ; дети овладевают новыми понятиями ( водный , воздушный , пассажирский транспорт и т. д. ).
Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов ( материал , форма , цвет , размер ).
В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей , что обусловлено особенностями развития и обучения , кругом их интересов и потребностей .
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде , числе и падеже ; изменяют слова в предложениях ( я пошел гулять , они пошли гулять и т. д. ), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета ( лиса , лисонька , лисица ).
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных ( смелый — смелее) , новые слова с помощью суффиксов ( хлеб — хлебница ), правильно употребляют глаголы ( бегал — бежал ).
Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
В развитии связной речи происходят существенные изменения :
- совершенствуется монологическая и диалогическая речь , в диалоге дети используют не только односложные ответы , но и предложения различной конструкции ; могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
- Самостоятельно составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине , но и по серии картин.
- Формируется умение развивать сюжет в логической последовательности ; одной из сложных задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.
В возрасте 6 — 7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки к письму . Дети ориентируются в звуко — буквенной системе родного языка , проявляют интерес к играм со словами , звуками , буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука , буквы ( врач — грач , банки — санки ) .
Основные задачи этого этапа :
1. Развитие интереса и способностей к чтению .
2. Подготовка руки ребенка к письму .
Детям предлагается осмысление способа чтения через :
- включение в интересную игровую деятельность со звуками и буквами ;
- отгадывание загадок ;
- разгадывание ребусов , кроссвордов ;
- чтение небольших текстов , стихотворений.
Педагог , обучая детей элементам грамоты , одновременно решает задачи речевого развития детей по обогащению словарного запаса , формированию грамматически правильной речи , расширению знаний об окружающем мире.
Этому способствуют художественные произведения , представленные разными жанрами и связанные с темой занятия.
1. Пословицы и поговорки — ознакомление с ними обогащает речь дошкольника , имеет большое воспитательное значение , воздействует на детей сильнее , чем любые пояснения.
2. Загадки — пробуждают интерес к окружающему миру , расширяют и закрепляют представления о нем . Разгадывание загадок способствует развитию мышления.
3. Стихотворения -обогащают словарь ребенка , оказывают воспитательное значение.
4. Рассказы о природе ( К . У шинского , В . Даля , Н . Сладкова ) - способствуют не только расширению знаний и представлений об окружающем , но и воспитанию любви к художественному слову , обогащению словаря ребенка , использованию в речи различных выразительных средств языка : эпитетов , метафор , сравнений .
Задачи на учебный год :
- расширять знания и представления об окружающем мире.
- Учить проводить фонетический разбор слов.
- Закреплять умение соотносить звук и букву.
- Учить читать слова , стихотворения , тексты.
- Учить разгадывать ребусы , кроссворды.
- Учить писать слова , предложения печатными буквами.
- Познакомить с тетрадью в линию , научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму.
- Способствовать развитию логического мышления.
- Формировать умение понимать прочитанный текст.
- Развивать интерес и способности к чтению.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Учить самостоятельно формулировать учебную задачу , пользуясь условными обозначениями.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Показатели развития:
К концу года ребенок должен :
- проявлять интерес к звучащему слову , чтению , письму;
- ориентироваться в звуко — буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков , букв ;
- записывать слова , предложения печатными буквами ;
- разгадывать ребусы , кроссворды ;
- читать слова , предложения , небольшие тексты , стихотворения ; понимать прочитанный текст ;
- ориентироваться в тетради в линию ( широкая и узкая строка ) ;
- рисовать предметы в тетради в линейку.
ЛИТЕРАТУРА :
1.Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста:практ.пособие.-4-е изд.-м.:Айрис-пресс,2007.
2.С.А.Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:кн. для логопеда.-М.:Просвещение,1991.
3.А.И.Максаков. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.-М.:Мозаика-Синтез,2005.
4.О.С.Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.М.:ТЦ Сфера,2009.
5.О.С.Ушакова. Придумай слово:Речевые игры и упражнения для дошкольников.М.:ТЦ Сфера,2010.
6. Л. Р. Болотина. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод. пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.
7. Н. Г. Комратова. Учимся говорить правильно: учебно – метод. пособие
по развитию речи детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...
Методические рекомендации воспитателям по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование речи у детей оказывает воспитатель....
Методические рекомендации воспитателям по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. большое влияние на формирование речи у детей оказывает воспитатель....
Методические рекомендации по развитию фонематического слуха и звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в ДОУ
В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и звуковой ...
Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....
«Нейропсихологические приёмы коррекционно-логопедической работы в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на п...
План работы с родителями по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Важным условием при воспитании звуковой культуры речи детей является работа с родителями....