"Подготовка к обучению грамоте подготовительной к школе группы"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, его благополучие во взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
"Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"
Как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, его благополучие во взрослой жизни.
Напомню, что грамота – это умение читать и писать. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать этот сложный процесс более лёгким и успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Также напомню вам основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. овладение правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
- сформированность фонематического слуха, т.е. умение слышать и различать звуки родного языка;
- готовность к звуковому анализу и синтезу слов, т.е. умение выделять звуки из слов, определять место звука в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, иметь представление о том, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение», что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные, в свою очередь, бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие;
- умение делить слова на слоги;
- умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой;
- владение навыками послогового чтения;
- владение навыками «печатания» букв.
Ещё в дошкольном детстве детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, предложения - из связанных по смыслу слов, слова состоят из звуков и делятся на части – слоги. Важно, чтобы дошколята хорошо ориентировались в этих понятиях и не путали их. С некоторыми правилами ребят уже можно знакомить перед школой, например, с правилом определения количества слогов в слове: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Научить детей определять количество гласных звуков в слове можно с помощью игры «Назови гласные звуки»: вы чётко произносите слово, а ребёнок называет вам гласные звуки этого слова в том порядке, в каком они находятся в слове. Здесь важно помнить, что в словах, которые вы будете предлагать детям, должны хорошо слышаться все гласные звуки, например: дом, пила, мышка, автобус, кубик, клубника, осы, вагоны, Буратино.
При обучении детей чтению важно помнить, что звук и буква – это разные понятия. Звуки мы используем в устной речи, их мы слышим и произносим. А буквы являются графическими обозначениями звуков, знаками, которые нужны нам в письменной речи, то есть для чтения и письма. Часто родители допускают ошибку, обучая детей побуквенному чтению, в результате чего дошкольники, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, эр. Это тормозит процесс овладения детьми навыками осознанного чтения, так как они с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний.
Уважаемые родители! Обучая детей чтению, помните, что называть буквы лучше по их звуковым обозначениям: [п], [б], [к]…. Это значительно облегчает детям процесс овладения навыком чтения. И только после того, как ребёнок овладеет чтением, можно познакомить его с названиями букв.
Некоторые ребята испытывают трудности в овладении чтением потому, что не запоминают буквы. Для того чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии и дислексии в школе (дисграфия – нарушение письма, дислексия – нарушение чтения), предлагаю использовать следующие задания:
- написать букву в воздухе;
- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, ниточек;
- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д.;
- вырезать из бумаги образ буквы;
- вылепить из пластилина, теста;
- написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
- подчеркнуть нужную букву в тексте.
Хорошим подспорьем в обучении детей чтению являются кассы букв, разрезная азбука, магнитная азбука и т.п. Главное в данном виде заданий – знать буквы, уметь быстро их находить в кассе и располагать в таком порядке, в каком расположены звуки в слове. То есть здесь применяются навыки и анализа, и синтеза. Развивающий характер носят задания типа «Цепочка слов», «Измени слово», «Буквы заблудились».
Например, предложите ребятам поиграть в игру «Измени слово». Попросите ребёнка из букв кассы составить слово мука. После того, как ребёнок справится с этим заданием, попросите его из букв слова мука составить ещё одно слово. Ребёнок составляет слово кума. Далее пусть малыш расскажет вам, как из слова мука он получил слово кума. («Я поменял местами буквы М и К»). Не забудьте похвалить ребёнка.
Уважаемые родители!
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте подготовительной к школе группе
Дети вспоминают материал, пройденный за год по обучению грамоте. Выполняют разные задания, пишут в тетрадях ....
Конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа
Конспект занятия по обучению грамотеподготовительная к школе группаЦели.Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на сл...
Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.
Тема: Сундучок для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов....
Презентация " Космическое путешествие на планету "Грамотейка" ООД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте подготовительная к школе группа.
Презентация к занятию по развитию речи и подготовке к обчению грамоте в подготовительной школе группе....