Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по обучению Грамоте в подготовительной к школе группе
на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Программное содержание:
- Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
- Упражнять в звуковом анализе слов;
- Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
- Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
- Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;
- Закрепить понятие, что такое предложение;
- Составлять предложения с помощью схемы;
- Развивать фонематический слух и внимание;
- Воспитывать любовь к родному языку.
Материалы к занятию:
- «Волшебный мешочек» с буквами.
- Плакат со схемами предложений и нарисованным гномом.
- Посылка.
- Игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, паук.
- Медальки в форме букв.
- Сундучок.
- Карточки: синие, красные, зеленые.
- «Волшебный карандаш».
Раздаточный материал:
- Счетные палочки (по 11 шт.)
- Прямоугольники фиолетового цвета (по 4 шт.)
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и письмо. Послушайте, я прочитаю письмо:
«Здравствуйте, мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили. (Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы. Дети называют эти буквы и звуки, дают характеристику звукам.)
Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)
-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ. А-О-У-Ю-Ё-Е-Ы-И-Э (выполняется упражнение).
Воспитатель: А теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрывайте глаза. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Воспитатель: Вот мы и попали в Страну знаний. А это, кажется и первое задание:
Я, Королева Знаний посылку прислала,
А в ней подарки вам,
Но вы не ждите подсказки:
Названия подарков на слоги поделите,
И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
(воспитатель достает из посылки игрушки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные подарки! Сколько слогов в слове «Кукла»? (2). А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
- Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)
- Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Воспитатель: Правильно, игрушки. А вот и второе задание. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть.
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы, проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словами игрушки! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).
- _______ ______.
- _______ ______ ______.
- _______ ______ ______ ______.
Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это - начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).
(Дети составляют предложения по схемам со словом игрушки).
Воспитатель: А сейчас вы должны выполнить это задание наоборот. Я говорю своё предложение, а вы из прямоугольников составляете схему каждого предложения. (три ребёнка по очереди составляют схемой предложения у доски).
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнём и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я бросаю мяч каждому из вас и называю звук, а вы называете любое слово, которое начинается на этот звук.
Воспитатель: Мы отдохнули и теперь можем дальше продолжать путешествие. Вот еще одно задание от Королевы знаний (воспитатель достает сверток, в котором написано следующие задание).
Воспитатель: Ребята, вы должны отгадать мои загадки. И с помощью палочек выложить только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски).
Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья,
И садиться на забор. (Петух)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
На коротких красных лапках
вперевалочку идёт.
Любит в озере поплавать
и покрякать у ворот. (Утка)
Нам часто слышится в леску
Между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку!
Какая пёстренькая птичка
В чужом гнезде снесла яичко? (Кукушка)
Давайте прочитаем, какое слово получилось: ПАУК.
Воспитатель: Правильно, это слово паук! (воспитатель достает из посылки игрушку-паука). Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). А сколько букв? (4).
Воспитатель: Сколько согласных в этом слове? (2). Какие согласные звуки? (п, к). А сколько гласных? (тоже 2). Какие гласные звуки? (а, у).
Разбор слова:
П – согласный, твёрдый, синяя фишка
А - гласный, безударный, красная фишка
У – гласный, ударный, красная фишка
К – согласный, твёрдый, синяя фишка
Воспитатель: О ком были загадки? Правильно, о птицах. О каких птицах загадки? (о диких и домашних). Назовите домашних и диких птиц. А какая из этих птиц относится и к домашним и к диким птицам? (утка).
Воспитатель: Отправляемся играть. Я вам раздам разные буквы, а вы должны собраться в команды. А потом расскажите почему вы собрались именно с этими буквами в свою команду. (Каждому ребёнку раздать карточку с буквой гласной или согласной).
Воспитатель: Ребята, Королева знаний просит вас выполнить последнее задание. Вы должны составить по этой таблице из слогов слова. (Вывешивается слоговая таблица).
АЗ У ЧИ АЗБУКА БУКВЫ
БУ ПЯ ТЕЛЬ ПЯТЁРКА
КА ТЁР ЧЕ УЧИТЕЛЬ
БУК НИК ВЫ УЧЕНИК
Воспитатель: Все, отгаданные вами слова связаны между собой. Когда мы их слышим или произносим, то сразу думаем о чём? (о школе)
Воспитатель: Королева Знаний прислала вам игры. Поиграем?
Игра называется «Найди лишнее слово».
Абрикос – дневник – астра – автобус
Слон – стол – сумка – карандаш
Конь – кошка – портфель – кукла
Облако – тетрадь – ослик – обувь
Ворона – ведро – учебник – вишня
Как мы можем объединить все эти слова? (школьные принадлежности).
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Потерялась буква».
Д Р У Б А У К Д О Д Ь А Р А Д О Р О К А
Воспитатель: Игра «Услышь звук» (Ж). Вы должны будите хлопнуть в ладоши, если услышите в слове в начале, в середине, в конце звук Ж.
Дружок, зонт, дети, жёлудь, мороз, шапка, жаба, уж, весна, солнце, жасмин, мороженное, шуба, желание.
Воспитатель: Игра «Скажи наоборот» (показ картинок, дети подбирают антонимы).
Воспитатель: Ой, ребята, а в посылке ещё что-то лежит. Это прощальное письмо от Королевы знаний. «Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Я прощаюсь с вами и буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!»
(дети находят сундучок, а в нем находятся «Весёлые буквы» (первая буква имени каждого ребёнка).
Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза! (воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди!)
Итог занятия.
Воспитатель: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"
План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Цель: познакомить де...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « Путешествие по морскому дну»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группеТема: « Путешествие по морскому дну»Цель: Познакомить детей с новой буквой «В, в» и зву...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
"Поможем вернуть букву С"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие на паровозике в Страну Знаний».
Данная НОД преследует следующую цель:Цель: Закрепить знание о букве, слоге, слове, предложении, звуке....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучени...