Конспект занятия по обучению грамоте №27 в подготовительной группе «Буква Ъ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по  обучению грамоте

в подготовительной группе «Буква Ъ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27_bukva_.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема: «Буква Ъ»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.

Цель: ознакомление с буквой Ъ; формирование понятия о том, что эта
буква не обозначает звука; формирование навыков печатания
и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней

Программное содержание:

Образовательные задачи: ознакомление с буквой Ъ; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; совершенствование навыков звуко-буквенного анализа; совершенствование навыков конструирования и печатания.

Развивающие задачи: развитие фонематического представлений;
развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.

Воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 

Предварительная работа: повторение пальчиковой гимнастики
«На шоссе».
 

Материалы и оборудование: буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, контейнеры с палочками Кюизенера и шнурочками, контейнеры с буквами, предметные картинки. 

Планируемые результаты: ознакомление с буквой Ъ; формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука; формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

Структура занятия

I

Вводная часть

«Подбери картинку»

4 мин

II

Основная часть

25 мин

1

Работа по букварю

Знакомство с буквой Ъ

4 мин

2

Упражнение

«Про что так можно сказать?»»

2 мин

3

Упражнение

«Составь слово»

3 мин

4

Упражнение

«Угадай слова»

2 мин

5

Пальчиковая гимнастика

«На шоссе»

3 мин

6

Упражнение

«Кто скорее?»

3 мин

7

Работа в тетради

«Печатание буквы Ъ в воздухе и тетради»

6 мин

8

Упражнение

«Буква потерялась»

2 мин

III

Заключительная часть

 

1 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1.  Водная часть

Упражнение «Подбери картинку».

Педагог приветствует детей и приглашает к магнитной доске, на которую помещены схемы слов. Перед детьми стоит контейнер с предметными картинками.

- Возьмите по одной картинке, произнесите ее название, поставьте под подходящую схему, сделайте пояснения. (Мое слово лось подходит к первой схеме, потому что в этом слове три звука: первый — твердый согласный [л], второй — гласный [о], третий — мягкий согласный [c’]. Мое слово карась подходит ко второй схеме, потому что
в этом слове пять звуков: первый — твердый согласный [к], второй — гласный [а], третий — твердый согласный [р], четвертый — гласный [а], пятый — мягкий согласный [c’]. Мое слово
конь подходит к первой схеме, потому что в этом слове три звука: первый — твердый согласный [к], второй — гласный [о], третий — мягкий согласный [н’]. Мое слово гусь подходит к первой схеме, потому что в этом
слове три звука: первый — твердый согласный [г], второй — гласный [у], третий — мягкий согласный [c’].)

Дети размещают картинки под схемами.

- Молодцы! Мне очень понравились ваши пояснения к заданию.
А теперь под своими картинками составьте слова-названия картинок.

Дети выполняют задание.

- Почему во всех ваших словах букв больше, чем звуков? (Ь не обозначает звука.)

- Правильно. И сегодня мы познакомимся с еще одной буквой,
которая тоже не обозначает звука.

Педагог убирает пособия с доски. 

  1. Основная часть
  1. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Ъ

- В верхней части левой страницы букваря вы видите букву ъ. Это новая буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Она раскрашена в черный цвет, потому что не является ни гласной, ни согласной. А как вы думаете, почему под буквой нет ни одного кружка? (Значит, буква ъ не обозначает звуков.)

- Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.

Запомни: твердый знак мы пишем,

Но никогда его не слышим.

В словах подъезд и объявление

Он есть, ребята, без сомнения.

- Назовите в стихотворении слова с твердым знаком.

Дети выполняют задание.

- Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку
в нижней части страницы. Прочитайте слова под картинкой и найдите предметы, названия которых вы прочитали. Помните, что твердый знак показывает нам, что нужно сделать маленькую остановку, запинку.
(Подъезд, объявление, подъемный кран.)

Дети читают слова и показывают предметы на картинке.

- Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. (Съел. Съехал. Подъем. Подъехал. Въехал. Съёжился.)

- Теперь прочитайте предложения. (Володя съехал с горы. Я съел порцию мороженого. На стене висит объявление. В подъезде много квартир.)

- Вы хорошо читали сегодня.

2. Упражнение «Про что так можно сказать?»

Педагог привлекает внимание детей к следующему заданию.

- Прочитайте следующие слова. (Подъемный...)

- О чем так можно сказать? (Подъемный кран. Разъемная...)

- О чем так можно сказать? (Разъемная молния.)

- Очень хорошо.

3. Упражнение «Составь слово»

Педагог привлекает внимание детей к следующему заданию и ставит
перед ними контейнеры с буквами.

- Теперь посмотрите на буквы в голубой рамке. Возьмите из
контейнера такие же буквы и попробуйте составить из них слово.
(Съел.)

Дети составляют и читают слово.

- Молодцы! Это было сложно.

Педагог убирает контейнеры с буквами.

4. Упражнение «Угадай слова»

Педагог предлагает детям следующее задание.

- Посмотрите на половинки слов в нижней части страницы. Можете угадать, что это за слова, и прочитать их? (Съел, подъезд.)

-. Чудесно! Вы отлично работаете на занятии.

5. Пальчиковая гимнастика «На шоссе»

Педагог приглашает детей в центр помещения и предлагает выполнить знакомое упражнение.

Посмотрите-ка, ребята! Ритмично хлопают в ладоши.

У зайчат два самоката. На каждое название животного загибают по

В джипе едут три медведя. одному пальчику сначала на правой, потом

Мчится ежик на мопеде. на левой руке.

Вы поверите едва ли —

Катит волк на самосвале,

А лисица в лимузине

И цветы везет в корзине.

В синем вертолете — белка,

Волк — в летающей тарелке.

У бобра велосипед,

А у льва кабриолет.

Только серый бегемот

По шоссе пешком идет. Маршируют на месте.

6. Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ъ из палочек
и шнурочков

Педагог ставит на столы контейнеры с палочками Кюизенера и шнурочками.

- Давайте проведем соревнование. Кто скорее сложит букву
ъ из палочек и шнурочка? Обратите внимание, что полукруг из шнурочка
расположен справа от большой палочки внизу, а короткая палочка расположена слева от большой палочки вверху.

Дети берут палочки и шнурочки.

- Вы готовы? Раз, два, три. Начали.

Дети выполняют задание.

- Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания!
Значит, все стали победителями. Сложите палочки и шнурочки в контейнеры.

Дети складывают пособия в контейнеры.

7. «Печатание» буквы Ъ в воздухе и в тетради

Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами.

- Что вы видите в верхней части страницы? (Твердый знак. Подъезд. Объявление.)

- Раскрасьте букву черным карандашом, а картинки докрасьте.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

- Теперь возьмите карандаши. Давайте напишем четыре твердых знака. Посмотрите, как я пишу твердый знак на доске. Сначала я пишу сверху вниз
палочку, потом справа внизу от нее полукруг и, наконец, слева от нее вверху — короткую палочку. «Напишите» так же твердый знак в воздухе.

Дети «пишут» ъ в воздухе.

- Обратите внимание на то, что твердый знак никогда не стоит в начале слова, поэтому заглавной буквы ъ не бывает. Теперь можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание.

-Вы очень старались и хорошо выполнили задание. А теперь прочитайте слова и предложение и напишите их самостоятельно. Будьте внимательными.

Дети выполняют задание.

Педагог собирает тетради, убирает контейнеры с карандашами.

8. Упражнение «Буква потерялась»

Педагог предлагает детям выполнить задание в букваре.

- Посмотрите на слова в розовой рамке. Какая буква потерялась? (Твердый знак.)

- Хорошо. Прочитайте слова. (Подъезд, подъем.)

- И последнее задание сегодня. Посмотрите на слова в желтой рамке. Какие слова тут написаны? Догадайтесь по половинкам букв.

Дети выполняют задание.

III. Заключительная часть

Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по грамоте в подготовительной группе:"Путешествие в страну АБВГДейка"

Задачи, поставленные в конспекте, помогут закрепить у детей умение проводить звуковой анализ слов (деление слов на слоги, различать гласные-согласные звуки, твердые-мягкие звуки).Развивает связную реч...

Конспект занятия обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуковая культура речи. "Звук и буква "л"

Конспект занятия подготовка к  обучению грамоте в  подготовительной группе будет полезен педагогам и логопедам....

Конспект НООД по грамоте в подготовительной группе "Буква А и звук а"

Конспект НООД по грамоте  в подготовительной группе "Буква А и звук а"...

Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква "Я"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Я» Цель: Обозначать правильно буквы Я звуками. Задачи: Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й ...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».Программное содержание:Образовательные задачи: - Ознакомление со звуком «...

Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»

Конспект занятия для подготовительной группы...