Конспект занятия по обучению грамоте №27 в подготовительной группе «Буква Ъ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе «Буква Ъ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27_bukva_.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
Тема: «Буква Ъ»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Цель: ознакомление с буквой Ъ; формирование понятия о том, что эта
буква не обозначает звука; формирование навыков печатания
и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней
Программное содержание:
Образовательные задачи: ознакомление с буквой Ъ; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; совершенствование навыков звуко-буквенного анализа; совершенствование навыков конструирования и печатания.
Развивающие задачи: развитие фонематического представлений;
развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.
Воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: повторение пальчиковой гимнастики
«На шоссе».
Материалы и оборудование: буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, контейнеры с палочками Кюизенера и шнурочками, контейнеры с буквами, предметные картинки.
Планируемые результаты: ознакомление с буквой Ъ; формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука; формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней.
Структура занятия
I | Вводная часть | «Подбери картинку» | 4 мин |
II | Основная часть | 25 мин | |
1 | Работа по букварю | Знакомство с буквой Ъ | 4 мин |
2 | Упражнение | «Про что так можно сказать?»» | 2 мин |
3 | Упражнение | «Составь слово» | 3 мин |
4 | Упражнение | «Угадай слова» | 2 мин |
5 | Пальчиковая гимнастика | «На шоссе» | 3 мин |
6 | Упражнение | «Кто скорее?» | 3 мин |
7 | Работа в тетради | «Печатание буквы Ъ в воздухе и тетради» | 6 мин |
8 | Упражнение | «Буква потерялась» | 2 мин |
III | Заключительная часть |
| 1 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Водная часть
Упражнение «Подбери картинку».
Педагог приветствует детей и приглашает к магнитной доске, на которую помещены схемы слов. Перед детьми стоит контейнер с предметными картинками.
- Возьмите по одной картинке, произнесите ее название, поставьте под подходящую схему, сделайте пояснения. (Мое слово лось подходит к первой схеме, потому что в этом слове три звука: первый — твердый согласный [л], второй — гласный [о], третий — мягкий согласный [c’]. Мое слово карась подходит ко второй схеме, потому что
в этом слове пять звуков: первый — твердый согласный [к], второй — гласный [а], третий — твердый согласный [р], четвертый — гласный [а], пятый — мягкий согласный [c’]. Мое слово конь подходит к первой схеме, потому что в этом слове три звука: первый — твердый согласный [к], второй — гласный [о], третий — мягкий согласный [н’]. Мое слово гусь подходит к первой схеме, потому что в этом
слове три звука: первый — твердый согласный [г], второй — гласный [у], третий — мягкий согласный [c’].)
Дети размещают картинки под схемами.
- Молодцы! Мне очень понравились ваши пояснения к заданию.
А теперь под своими картинками составьте слова-названия картинок.
Дети выполняют задание.
- Почему во всех ваших словах букв больше, чем звуков? (Ь не обозначает звука.)
- Правильно. И сегодня мы познакомимся с еще одной буквой,
которая тоже не обозначает звука.
Педагог убирает пособия с доски.
- Основная часть
- Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Ъ
- В верхней части левой страницы букваря вы видите букву ъ. Это новая буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Она раскрашена в черный цвет, потому что не является ни гласной, ни согласной. А как вы думаете, почему под буквой нет ни одного кружка? (Значит, буква ъ не обозначает звуков.)
- Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.
Запомни: твердый знак мы пишем,
Но никогда его не слышим.
В словах подъезд и объявление
Он есть, ребята, без сомнения.
- Назовите в стихотворении слова с твердым знаком.
Дети выполняют задание.
- Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку
в нижней части страницы. Прочитайте слова под картинкой и найдите предметы, названия которых вы прочитали. Помните, что твердый знак показывает нам, что нужно сделать маленькую остановку, запинку. (Подъезд, объявление, подъемный кран.)
Дети читают слова и показывают предметы на картинке.
- Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. (Съел. Съехал. Подъем. Подъехал. Въехал. Съёжился.)
- Теперь прочитайте предложения. (Володя съехал с горы. Я съел порцию мороженого. На стене висит объявление. В подъезде много квартир.)
- Вы хорошо читали сегодня.
2. Упражнение «Про что так можно сказать?»
Педагог привлекает внимание детей к следующему заданию.
- Прочитайте следующие слова. (Подъемный...)
- О чем так можно сказать? (Подъемный кран. Разъемная...)
- О чем так можно сказать? (Разъемная молния.)
- Очень хорошо.
3. Упражнение «Составь слово»
Педагог привлекает внимание детей к следующему заданию и ставит
перед ними контейнеры с буквами.
- Теперь посмотрите на буквы в голубой рамке. Возьмите из
контейнера такие же буквы и попробуйте составить из них слово. (Съел.)
Дети составляют и читают слово.
- Молодцы! Это было сложно.
Педагог убирает контейнеры с буквами.
4. Упражнение «Угадай слова»
Педагог предлагает детям следующее задание.
- Посмотрите на половинки слов в нижней части страницы. Можете угадать, что это за слова, и прочитать их? (Съел, подъезд.)
-. Чудесно! Вы отлично работаете на занятии.
5. Пальчиковая гимнастика «На шоссе»
Педагог приглашает детей в центр помещения и предлагает выполнить знакомое упражнение.
Посмотрите-ка, ребята! Ритмично хлопают в ладоши.
У зайчат два самоката. На каждое название животного загибают по
В джипе едут три медведя. одному пальчику сначала на правой, потом
Мчится ежик на мопеде. на левой руке.
Вы поверите едва ли —
Катит волк на самосвале,
А лисица в лимузине
И цветы везет в корзине.
В синем вертолете — белка,
Волк — в летающей тарелке.
У бобра велосипед,
А у льва кабриолет.
Только серый бегемот
По шоссе пешком идет. Маршируют на месте.
6. Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ъ из палочек
и шнурочков
Педагог ставит на столы контейнеры с палочками Кюизенера и шнурочками.
- Давайте проведем соревнование. Кто скорее сложит букву
ъ из палочек и шнурочка? Обратите внимание, что полукруг из шнурочка
расположен справа от большой палочки внизу, а короткая палочка расположена слева от большой палочки вверху.
Дети берут палочки и шнурочки.
- Вы готовы? Раз, два, три. Начали.
Дети выполняют задание.
- Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания!
Значит, все стали победителями. Сложите палочки и шнурочки в контейнеры.
Дети складывают пособия в контейнеры.
7. «Печатание» буквы Ъ в воздухе и в тетради
Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами.
- Что вы видите в верхней части страницы? (Твердый знак. Подъезд. Объявление.)
- Раскрасьте букву черным карандашом, а картинки докрасьте.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.
- Теперь возьмите карандаши. Давайте напишем четыре твердых знака. Посмотрите, как я пишу твердый знак на доске. Сначала я пишу сверху вниз
палочку, потом справа внизу от нее полукруг и, наконец, слева от нее вверху — короткую палочку. «Напишите» так же твердый знак в воздухе.
Дети «пишут» ъ в воздухе.
- Обратите внимание на то, что твердый знак никогда не стоит в начале слова, поэтому заглавной буквы ъ не бывает. Теперь можете написать буквы в тетради.
Дети выполняют задание.
-Вы очень старались и хорошо выполнили задание. А теперь прочитайте слова и предложение и напишите их самостоятельно. Будьте внимательными.
Дети выполняют задание.
Педагог собирает тетради, убирает контейнеры с карандашами.
8. Упражнение «Буква потерялась»
Педагог предлагает детям выполнить задание в букваре.
- Посмотрите на слова в розовой рамке. Какая буква потерялась? (Твердый знак.)
- Хорошо. Прочитайте слова. (Подъезд, подъем.)
- И последнее задание сегодня. Посмотрите на слова в желтой рамке. Какие слова тут написаны? Догадайтесь по половинкам букв.
Дети выполняют задание.
III. Заключительная часть
Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по грамоте в подготовительной группе:"Путешествие в страну АБВГДейка"
Задачи, поставленные в конспекте, помогут закрепить у детей умение проводить звуковой анализ слов (деление слов на слоги, различать гласные-согласные звуки, твердые-мягкие звуки).Развивает связную реч...
Конспект занятия обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуковая культура речи. "Звук и буква "л"
Конспект занятия подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе будет полезен педагогам и логопедам....
Конспект НООД по грамоте в подготовительной группе "Буква А и звук а"
Конспект НООД по грамоте в подготовительной группе "Буква А и звук а"...
Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква "Я"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Я» Цель: Обозначать правильно буквы Я звуками. Задачи: Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й ...
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».Программное содержание:Образовательные задачи: - Ознакомление со звуком «...
Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»
Конспект занятия для подготовительной группы...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква Щ.
Конспект Звук и Буква Щ....