Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» «Как мы весне помогали»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми в старшей группе в дошкольной образовательной организации.
В данном конспекте проходит интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
В ходе занятия с использованием информационно – коммуникационных технологий дети в непринужденной игровой форме закрепляют знания о признаках весны, и знакомятся с технологией составления загадки по ТРИЗ. Используя раздаточный материал, дети продолжают обучаться в составлении предложений по схемам, проводить звуковой анализ слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_kak_my_vesne_pomogali.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 Чебурашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Организованная образовательная деятельность
с детьми старшей группы по образовательной области
«Речевое развитие»
«Как мы весне помогали»
разработала и провела воспитатель Табунова Татьяна Леонидовна. Дата проведения: 06.04.21г. |
Г. Новочебоксарск 2021
Фамилия, имя, отчество: Табунова Татьяна Леонидовна
Занимаемая должность: воспитатель
Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №17 «Чебурашка», города Новочебоксарска Чувашской Республики
Предмет: образовательная область «Речевое развитие», непрерывная образовательная деятельность.
Тема: «Как мы весне помогали»
Продолжительность: 20 минут
Группа: старшая группа (дети 5-6 лет)
Технологии: Информационно – коммуникационные технологии: слайды в формате презентации, телевизор, ноутбук, музыкальное сопровождение.
ТРИЗ технология - «Составление загадки по алгоритму»
Аннотация:
Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми в старшей группе в дошкольной образовательной организации.
В данном конспекте проходит интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
В ходе занятия с использованием информационно – коммуникационных технологий дети в непринужденной игровой форме закрепляют знания о признаках весны, и знакомятся с технологией составления загадки по ТРИЗ. Используя раздаточный материал, дети продолжают обучаться в составлении предложений по схемам, проводить звуковой анализ слова.
Тема: «Как мы весне помогали»
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о весне, весенних признаках и явлениях.
Создать условия для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о весне, формировать умение отвечать на вопросы, составлять загадку, используя модель ТРИЗ
- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность, как предпосылку обучения грамоте: дать представления о гласных и согласных
- упражнять детей составлять предложения по схеме.
Речевые:
- Формировать грамматически правильную диалогическую речь.
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме весна: проталины, ледоход.
- Активизировать образные слова, сравнения подводить к пониманию образных выражений в загадках.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать память, внимание, координацию движения;
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
- Формировать способности к организации взаимодействия со сверстниками в ходе совместной деятельности.
Методические приемы:
Организационный момент
Беседа о весне
Презентация «Как мы весне помогали»
Игровые методы: речевая игра - « Скажи наоборот», « Назови признаки весны», ТРИЗ – составление загадки по модели.
Рефлексия и самоанализ
Предварительная работа:
Беседы о признаках весны; наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы о весне.
Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, слайды по теме, аудиозапись «Пение птиц», раздаточный материал: карточки со схемами предложений, для звукового анализа слов. Конверты с заданиями, солнышко с лучиками, мольберт, модель составления загадки, мяч, эмблемки солнышка для сюрпризного момента.
I. Организационный момент
Ребята к нам пришло видео – письмо, хотите узнать от кого оно?
- Дети: Да
Письмо от сороки.
(Дети смотрят видео – письмо на экране телевизора)
1 слайд: Здравствуйте ребята! Я знаю, что уже наступила весна, но в лесу до сих пор хозяйничает Зима.
2 слайд: Звери и птицы ждут тепла. Медведь до сих пор спит в своей берлоге
3 слайд: Зима забрала теплые лучи у солнышка, Весна просит вас помочь вернуть солнышку лучи.
Если вы справитесь с заданиями, то зима вернет теплые лучики солнцу. Посылку с заданиями я оставила у вас в группе.
Воспитатель: ребята вы готовы помочь зверям и птицам?
- дети: Да! (дети находят посылку)
Открывают посылку и достают первый конверт с заданием
конверт под №1 задание: «Составьте загадку о солнышке»
Воспитатель: Ребята, у меня есть таблица, которая поможет нам составить загадку.(на мольберте таблица – модель составления загадки).
Дети садятся на стулья («Составление загадки по алгоритму» ТРИЗ технология).
Воспитатель: - Солнце, по цвету какое? ответы детей – желтое, яркое
-Что бывает таким же? Ответы детей (цыпленок, одуванчик и т.д.)
- Солнце, по форме какое? (ответы детей - круглое)
- Что, бывает таким же? (ответы детей)
- Солнце, по температуре какое? (ответы детей - горячее, жаркое и т.д.)
- Что, бывает таким же? (ответы детей – огонь, и т.д.)
Чтение составленной загадки 2-3 детьми.
4 слайд: (На экране у Солнышка появляется 1 лучик )
Дети достают конверт с цифрой 2 задание: « Расскажите о весне»
Беседа по вопросам. (Приметы весны)
- Ребята, мы с вами знаем, что сейчас время года… (Весна).
- Кто сможет назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).
- Какие приметы весны вы знаете? (Тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, возвращаются из тёплых стран перелётные птицы, набухают почки и затем появляются зелёные листочки).
- Как называется явление, когда лед на реке тает, ломается и плывет? (Ледоход).
-Как называются первые весенние цветы? (Подснежники).
- А почему их так назвали? (Они первыми появляются из-под снега).
- Какие птицы первыми прилетают к нам из тёплых стран? (Грачи, скворцы).
Воспитатель: Молодцы, задание вы выполнили, посмотрите, появился второй солнечный лучик. (Дети достают конверт с цифрой 3).
Воспитатель: Дети, посмотрите, на конверте нарисован мяч, а это
значит, что нам приготовили задание с мячом.
Проводится игра с мячом «Скажи наоборот».
Зимой холодно, а весной…..(тепло).
Зимой песни у птиц грустные, а весной …..(весёлые)
Зимой лёд на реке толстый, а весной …..(тонкий).
Зимой солнце тусклое, а весной …..(яркое).
Зимой солнце стоит низко, а весной…(высоко).
Зимой снег лёгкий, а весной …..(тяжёлый).
Зимой день короткий, а весной …..(длинный).
Зимой по утрам на улице темно, а весной …..(светло).
На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной ...(возвращаются).
Зимой снег чистый, а весной …..(грязный).
Воспитатель: Умницы, и с этим заданием вы тоже справились, а вот и третий лучик.(на экране появляется третий луч)
Дети достают конверт с цифрой 4.
Задание на экране телевизора:
«Назови птиц» Слайд №5 (Дерево с птицами)
Звукозапись «Голоса птиц в лесу».
Воспитатель:
Ребята, что вы слышите? (ответы детей)
Да, это поют в лесу птицы.
Посмотрите, сколько разных птиц прилетело на дерево. Каких птиц вы здесь знаете? Назовите их. (Дети называют: грач, кукушка, скворец, ласточка соловей, дикая утка).
Воспитатель: Скажите, а вы знаете какие это птицы? (перелётные)
А почему этих птиц называют перелётными? (осенью они улетают от нас в тёплые края, а весной возвращаются обратно)
А почему они улетают от нас? (им нечего есть, потому что насекомые прячутся, а семена растений под снегом)
А что птицы делают, вернувшись к нам весной (вьют гнёзда, выводят птенцов).
- Слайд №6 – появился 4 лучик
Дети берут конверт №5: в конверте схема предложения
«Составь предложение по схеме» (работа в парах) (дифференцированный подход)
Воспитатель: Ребята, что это?
- Дети: схема предложения.
Воспитатель: Нам нужно с вами составить предложения о весне по схемам.
Дети составляют предложения.
Воспитатель: - Сколько слов в предложении? (ответы) Какое первое слово?
После выполнения задания на экране появляется 5 лучик
Дети достают конверт№6 - задание «Составь звуковую дорожку» (индивидуальная работа)
Дети выполняют звуковой анализ слов: лужа, дом.
Вопросы к детям:
- сколько звуков в слове
- какой первый звук в слове и т.д.
- самопроверка (по образцу)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, у солнца появляется 6 луч
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята расскажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей)
А какие задания вам понравились больше?
А какое задание было самым сложным для вас? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями, и сорока дарит нам 7 лучик. На экране появляется еще один луч.
Слайд №7 солнце в весеннем лесу, (звуки весенней природы)
Теперь солнышко с лучиками быстро обогреет лес, и наступит теплая весна. Посмотрите, здесь в конверте лежат маленькие солнышки для вас, это подарок весны. (Воспитатель раздаёт детям медальоны-солнышки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ
Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ по образовательной области «Речевое развитие» Чтение стихотворений о зиме. И.Суриков «Зима»
Программное содержание Речевое развитие: Пополнить словарь глаголов и словарь признаков по теме «Зима», показ...
Итоговое интегрированное занятие в старшей группе. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Поможем роботу Вектору»
Цель: Обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.Задачи:Обучающие:- закреплять характерные признаки в...
Методическая разработка (старшая группа) Мониторинг образовательных областей в старшей группе
Мониторинг образовательных областей в старшей группе...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Звёздочки» Образовательная область: речевое развитие.
Конспект комплексной НОД расчитан на проведение занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии "Бусоград"...