конспект занятия грамота звук и буква ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
.Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Программное содержание: Знакомство со звуком и буквой «ш». Закрепить активизацию и характеристику звука «ш». Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов. Упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлении схем предложения. Учить детей определять место звука в слове. Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.Воспитывать желание и умение работать в коллективе. Развивать фонематический слух, внимание и память. Развивать навыки чтения слогов и коротких слов.
Демонстрационный материал: Графическое изображение буквы Ш, фишки синего, красного, зеленого цвета, игрушка кот.
Раздаточный материал: Для каждого ребенка: Фишки красного, зеленого, синего цвета (по 2 штуки), тетради в крупную клетку, карандаши синего, красного, зеленого цвета, простые карандаши, прямоугольные полоски белого цвета, изображение кошки на палочке, картинки с изображением котят.
Ход нод
Организационный момент:
Воспитатель: - Я называю звуки, а дети, имена которых начинаются с названного звука садятся: А, О, Т, Л, ТЬ, ЛЬ, НЬ….
Основная часть:
1. Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Ответы детей.)
Воспитатель: - Правильно, буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим.
Воспитатель: - На какие две группы делятся звуки?
Дети: - Гласные и согласные.
Воспитатель: - Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: - Гласные звуки можно петь, тянуть, при их произнесении нет никаких препятствий. Согласные звуки мы не можем пропеть, при их произнесении воздух встречает преграду (губы, язык, зубы).
Воспитатель: - Итак, гласные тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и зарыдать. А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
2. Воспитатель: - Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите какой звук в нем наиболее часто повторяется.
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и веселых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише – кошечка спешит,
Шмыг – и в школе не души.
Дети: - Звук Ш.
Характеристика звука Ш:
Воспитатель: - Звук Ш – это твердый, глухой согласный звук. Звук Ш живет в букве Ш (показ буквы). В этой букве живет только один звук: твердый, глухой согласный звук Ш.
Закройте глаза и послушайте ш-ш-ш
-Что вы слышите?
-Какой звук слышится в шуме листьев?
-С чем еще можно сравнить звук «ш»
3. Звукобуквенный анализ слова:
Воспитатель: - Кто напугал мышат?
Дети: - Кошка.
Воспитатель: - С какого звука начинается слово кошка?
Дети: - Со звука К.
Воспитатель: - Звук К – это какой звук? (характеристика звука).
Дети: - Согласный твердый, глухой звук.
В: - Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук? Д: - Синим.
Воспитатель: - Правильно. (Воспитатель на доске выкладывает схему слова с помощью магнитных фишек.) Откройте, пожалуйста, тетради. Найдите нарисованную схему слова (прямоугольник, разделенный на 5 квадратов), возьмите карандаш синего цвета и первую клеточку закрасьте синим карандашом.
В:Какой следующий звук? Д: Звук О.
В: Звук О _ какой это звук? (характеристика звука). Д: Гласный.
В: Каким цветом мы обозначаем гласный звук? Д: красным.
В:Какой следующий звук? Д: Звук Ш
В: Звук Ш _ какой это звук? (характеристика звука). Д:согласный твердый, глухой
В:Какой следующий звук? Д: Звук К
Воспитатель: - Звук К – это какой звук? (характеристика звука).
Дети: - Согласный твердый, глухой звук.
В: - Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук? Д: - Синим
В:Какой следующий звук? Д: Звук А
В: Звук А _ какой это звук? (характеристика звука). Д: Гласный.
В: Каким цветом мы обозначаем гласный звук? Д: красным.
Воспитатель произносит слово кошка, выделяя голосом ударный звук. Дети определяют и называют какой звук является ударным. Проставляют ударение.
Воспитатель: - Сколько слогов в слове?
Дети: - Два.
Воспитатель: - Сколько согласных звуков в слове?
Дети: - Три.
Воспитатель: - Сколько гласных в слове?
Дети: - Два.
Воспитатель: - Молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы отдохнем.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Воспитатель: - Отдохнули? Посмотрите, к нам в гости пришел кот Василий. Он очень хочет посмотреть, как вы определяете место звука Ш в слове. Возьмите белую полоску и синюю фишку, потому что звук Ш – это твердый согласный звук. Я буду называть слова, а вы должны определить, где находится звук Ш в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на полоске.
Мышка, шуба, кошка, камыш, шапка, шар, пушка, шерсть…
5. Воспитатель: - Молодцы! Я предлагаю вам показать Василию, как мы умеем составлять схему предложения. Посмотрите на картинку (изображение кошки, которая играет с клубком). Что делает кошечка?
Дети: - Играет.
Воспитатель: - С чем она играет?
Дети: - С клубком.
Воспитатель: - Какое предложение можно составить?
Дети: - Кошка играет с клубком.
Воспитатель: - Сколько слов в предложении?
Дети: - Четыре.
Воспитатель: - Сколько полосок надо начертить?
Дети: - Четыре.
Воспитатель чертит схему на доске, а дети в тетради, проговаривая правила (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, между словами – расстояние, в конце предложения ставится точка).
Звук Ш оказался очень дружелюбным и подружился почти со всеми звуками, кроме одного – звук Ш не дружит с гласным Ы! это правило!
Давайте подружим Ш с гласными звуками:
Ш+А=ША А+Ш=АШ
Ш+О=ШО О+Ш=ОШ
Ш+У=ШУ У+Ш=УШ
Итог:
Воспитатель: - Коту Василию пора домой. Ему очень понравилось как вы занимались. Давайте напомним ему какую букву мы сегодня изучили?
Дети: - Буква Ш.
Воспитатель: - Какой звук обозначает буква Ш?
Дети: - Буква Ш обозначает глухой твердый согласный звук Ш.
Воспитатель: - Василий приготовил вам подарок. Это котята, которые находятся за буквой Ш. Раскрасьте картинку так, чтобы котенок спрятался за букву Ш. (Дети раскрашивают картинку.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota_zvuk_sh.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
17.03.21.Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Программное содержание: Знакомство со звуком и буквой «ш». Закрепить активизацию и характеристику звука «ш». Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов. Упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлении схем предложения. Учить детей определять место звука в слове. Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.Воспитывать желание и умение работать в коллективе. Развивать фонематический слух, внимание и память. Развивать навыки чтения слогов и коротких слов.
Демонстрационный материал: Графическое изображение буквы Ш, фишки синего, красного, зеленого цвета, игрушка кот.
Раздаточный материал: Для каждого ребенка: Фишки красного, зеленого, синего цвета (по 2 штуки), тетради в крупную клетку, карандаши синего, красного, зеленого цвета, простые карандаши, прямоугольные полоски белого цвета, изображение кошки на палочке, картинки с изображением котят.
Ход нод
Организационный момент:
Воспитатель: - Я называю звуки, а дети, имена которых начинаются с названного звука садятся: А, О, Т, Л, ТЬ, ЛЬ, НЬ….
Основная часть:
1. Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Ответы детей.)
Воспитатель: - Правильно, буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим.
Воспитатель: - На какие две группы делятся звуки?
Дети: - Гласные и согласные.
Воспитатель: - Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: - Гласные звуки можно петь, тянуть, при их произнесении нет никаких препятствий. Согласные звуки мы не можем пропеть, при их произнесении воздух встречает преграду (губы, язык, зубы).
Воспитатель: - Итак, гласные тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и зарыдать. А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
2. Воспитатель: - Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите какой звук в нем наиболее часто повторяется.
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и веселых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише – кошечка спешит,
Шмыг – и в школе не души.
Дети: - Звук Ш.
Характеристика звука Ш:
Воспитатель: - Звук Ш – это твердый, глухой согласный звук. Звук Ш живет в букве Ш (показ буквы). В этой букве живет только один звук: твердый, глухой согласный звук Ш.
Закройте глаза и послушайте ш-ш-ш
-Что вы слышите?
-Какой звук слышится в шуме листьев?
-С чем еще можно сравнить звук «ш»
3. Звукобуквенный анализ слова:
Воспитатель: - Кто напугал мышат?
Дети: - Кошка.
Воспитатель: - С какого звука начинается слово кошка?
Дети: - Со звука К.
Воспитатель: - Звук К – это какой звук? (характеристика звука).
Дети: - Согласный твердый, глухой звук.
В: - Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук? Д: - Синим.
Воспитатель: - Правильно. (Воспитатель на доске выкладывает схему слова с помощью магнитных фишек.) Откройте, пожалуйста, тетради. Найдите нарисованную схему слова (прямоугольник, разделенный на 5 квадратов), возьмите карандаш синего цвета и первую клеточку закрасьте синим карандашом.
В:Какой следующий звук? Д: Звук О.
В: Звук О _ какой это звук? (характеристика звука). Д: Гласный.
В: Каким цветом мы обозначаем гласный звук? Д: красным.
В:Какой следующий звук? Д: Звук Ш
В: Звук Ш _ какой это звук? (характеристика звука). Д:согласный твердый, глухой
В:Какой следующий звук? Д: Звук К
Воспитатель: - Звук К – это какой звук? (характеристика звука).
Дети: - Согласный твердый, глухой звук.
В: - Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук? Д: - Синим
В:Какой следующий звук? Д: Звук А
В: Звук А _ какой это звук? (характеристика звука). Д: Гласный.
В: Каким цветом мы обозначаем гласный звук? Д: красным.
Воспитатель произносит слово кошка, выделяя голосом ударный звук. Дети определяют и называют какой звук является ударным. Проставляют ударение.
Воспитатель: - Сколько слогов в слове?
Дети: - Два.
Воспитатель: - Сколько согласных звуков в слове?
Дети: - Три.
Воспитатель: - Сколько гласных в слове?
Дети: - Два.
Воспитатель: - Молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы отдохнем.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Воспитатель: - Отдохнули? Посмотрите, к нам в гости пришел кот Василий. Он очень хочет посмотреть, как вы определяете место звука Ш в слове. Возьмите белую полоску и синюю фишку, потому что звук Ш – это твердый согласный звук. Я буду называть слова, а вы должны определить, где находится звук Ш в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на полоске.
Мышка, шуба, кошка, камыш, шапка, шар, пушка, шерсть…
5. Воспитатель: - Молодцы! Я предлагаю вам показать Василию, как мы умеем составлять схему предложения. Посмотрите на картинку (изображение кошки, которая играет с клубком). Что делает кошечка?
Дети: - Играет.
Воспитатель: - С чем она играет?
Дети: - С клубком.
Воспитатель: - Какое предложение можно составить?
Дети: - Кошка играет с клубком.
Воспитатель: - Сколько слов в предложении?
Дети: - Четыре.
Воспитатель: - Сколько полосок надо начертить?
Дети: - Четыре.
Воспитатель чертит схему на доске, а дети в тетради, проговаривая правила (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, между словами – расстояние, в конце предложения ставится точка).
Звук Ш оказался очень дружелюбным и подружился почти со всеми звуками, кроме одного – звук Ш не дружит с гласным Ы! это правило!
Давайте подружим Ш с гласными звуками:
Ш+А=ША А+Ш=АШ
Ш+О=ШО О+Ш=ОШ
Ш+У=ШУ У+Ш=УШ
Итог:
Воспитатель: - Коту Василию пора домой. Ему очень понравилось как вы занимались. Давайте напомним ему какую букву мы сегодня изучили?
Дети: - Буква Ш.
Воспитатель: - Какой звук обозначает буква Ш?
Дети: - Буква Ш обозначает глухой твердый согласный звук Ш.
Воспитатель: - Василий приготовил вам подарок. Это котята, которые находятся за буквой Ш. Раскрасьте картинку так, чтобы котенок спрятался за букву Ш. (Дети раскрашивают картинку.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"
Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, ...
Конспект занятия. Тема:"Звук и буква Ш"
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе детей с ОНР....
Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв П-Т"
Дифференциация звуков П-Т по акустико-артикуляционным признакам.Формирование зрительных образов букв П, Т....
Конспект занятия "Гласные звуки и буквы"
Тема: "Гласные звуки и буквы"Цель:Обобщить зания о гласных звуках и буквах: О,У,А,И;Учить петь гласный звук; выделять голосом ударный гласный звук в словах; совершенствовать навык звуко...
Конспект занятия "Гласный звук "И", буква "И,и"
Задачи:1.Образовательные:1. Познакомить детей с гласным звуком «И», буквой «И; и».2. Закрепить умение выделять звук в словах.3. Развивать фонематически...
Конспект занятия Тема «Звук и буква А».
Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...
Конспект занятия "От звука к букве" в старшей группе на тему: "Буква Е"
Конспект занятия в старшей группе «От звука к букве»Воспитатель: Меньшова Н.О.ТЕМА: « БУКВА Е.ЧТЕНИЕ СЛОГОВ, СЛОВ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»...