Звук и буква О
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Гласный звук О, буква О
Цели: повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. закрепление зрительного образа буквы – соотнесение ее с предметами круглой формы. Анализ звука О. Подбор слов со звуком О в начале, середине, конце слова. Выделение звука О из названий предметных картинок, первого звука слова.
Развитие мелкой моторики, логического мышления, внимания, зрительной памяти, зрительного восприятия, чувства ритма, фонематического слуха, координация движений (игра в мяч). Коррекция звукового анализа и синтеза слов. Развитие эмоциональной сферы. Проведение упражнений для развития голоса.
Ход занятия
Повторение изученных гласных
Продолжим наше путешествие по стране Грамоте. Какие звуки и буквы из живущих в стране Грамоте вы уже знаете? (Ответы детей.) Почему они называются гласными? (Ответы детей.) Поем песенку гласных (на любой мотив).
Представление звука О, артикуляционный и акустический анализ звука
Звук, о котором мы будем говорит сегодня есть в следующих словах: Осень, Окна, кОнь. (Ответы детей.)
Да, это звук О. Произнесем его все вместе. А теперь произнесем его так, как будто мы очень удивлены: О-О-О-О! А теперь, как будто плачем: О-О-О-О. А теперь очень обрадовались: О-О-О-О! А теперь поем песенку со звуком О.
Можно этот звук петь голосом? Мешает ли что-нибудь при произнесении звука О? Воздух идет свободно или с препятствиями? (Ответы детей.)
Да, звук О – гласный, его можно петь, тянуть, во рту ничего не мешает, нет преград и препятствий, а губы – округляются.
Чтение стихотворения о звуке
-О! – мы губы округляем.
-О, - мы плавно напеваем.
-О, – свободно голос льется,
-О! – так звонко раздается.
Обруч, орден, остров, омут
Окунь, отмель, осы, овод!
Постановка игровой задачи
Загадка
Я веселая зверушка, я смешная попрыгушка. Очень я люблю бананы, так ведь я же …(обезьяна).
Какой первый звук в слове «о-о-о-о-обезьяна»?
Выделение звука О из названий предметных картинок.
В названии каких предметов есть звук О? (Совы, слон, козлик, дупло, бутон, кот, гном, роза, колесо).
Обобщение знаний о букве О
Ты на филина смотри:
До чего глаза круглы!
Колесо, монета, солнце,
Мяч, часы, луна, дупло –
Без углов все и кругло!
Формой нам напоминают
Все предметы букву О!
Изображаем букву О руками; выделяем звук О из слов
Цель упражнения: коррекция мелкой моторики и фонематического слуха.
Покажите руками, как можно изобразить букву О, не нарисовав ее. (Сцепить прямые руки над головой в виде круга).
А теперь покажем эту букву пальцами. Нарисуем букву О в воздухе правой (левой) рукой. А теперь я называю слова, а вы когда услышите в моих словах звук О, показываете мне руками кольцо в виде буквы О. Слова: окунь, аист, осень, апрель, огонь, улитка, бак, бок, бык, лак, дом, лук, дым, хор, борщ.
ФКМ
Озорная буква О - Взрослый показывает букву,
Очень круглая, О-О! Дети показывают руками букву О.
Объедалась: О-О-О, Руками гладят животик.
Отдыхала: О-О-О! Приседать.
Одевалась: О-О-О! Дети имитируют одевание.
Обувалась: О-О-О! Наклоны вперед, дети имитируют обувание.
Осмотрелась: О-О-О! Встать на носочки, руку ко лбу, повороты туловища.
И куда-то делась О!
Вот какая буква О,
Озорная буква О! Хлопки вытянутыми руками.
Выделение на слух первого звука из слов
Цель упражнения: развитие фонематического слуха. Звукового анализа.
Совушка-сова, большая голова,
На дереве сидит, себе под нос бубнит:
О-О-О, О-О-О, вот задание мое:
Много знаю я имен, сейчас их буду называть,
А ты будешь повторять только то, что начинается на О.
Вот эти имена: Оля, Уля, Аля, Олег, Ира, Ася, Инна, Осип, Ольга, Эля.
Угадывание слова по беззвучной артикуляции
Цель упражнения: развитие зрительного внимания, звукового синтеза.
Я буду говорить слова, но гласные буду пропускать, я буду показывать их артикуляцию губами, без звука. Когда говорю А – рот широко открыт, О – губы круглые, У – губы вытянуты трубочкой.
Слова: мак, бок, лак, дуб, Даша, замок, луна, комар, лук, сон.
Называние слова на заданный звук
Игра с мячом.
Итог занятия
Какие гласные звуки мы изучили? Как они произносятся?
Прочитаем, что получилось.
АУ АО УА ОУ ОА
Дорисуй букву О до целого предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....