НОД по речевому развитию в старшей группе «От звука к букве». (закрепление)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
конспект по обучению грамоте в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_obucheniyu_gramote_guseva_n.v.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.
Задачи приобретенной образовательн6ой области:
«Речевое развитие»:
- Закреплять понятия «звук», «буква» и знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, И и буквах.
- Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
- Продолжать формировать умение давать четкую характеристику звука и подбирать звуковую схему слова.
- Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- Формировать навыки сотрудничества на занятии, инициативность, самостоятельность;
- Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать воображение, фантазию и творческую активность.
- развивать слуховое восприятие через загадки.
«Физическое развитие»:
- Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
- Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук.
«Познавательное развитие»:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: Конверт с письмом и разрезной картинкой буквоежки, картинки для звукового анализа слов, мяч, конверты с заданиями, шкатулка (сундучок)с буквами, игра ходилка.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Этап 1. Вводная часть (подготовительный этап), 4 мин. | |
Цель: создание положительного настроя, мотивация детей на образовательную деятельность | Цель: включение детей в образовательную деятельность. |
1.1. Создание мотивации. | |
-Ребята, я приготовила вам буквы, предлагаю с ними поиграть. -Ой, а где они, пропали. А это что? -Что будем делать? | конверт откроем конверт |
-Как вы думаете, что это за частички? -Что нужно с ними сделать? (Дети собирают пазл -Что у нас получилось? | разрезные картинки, мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем, что это. Это Буквоежка. |
-Ребята, а рядом записка: «Здравствуйте, ребята. Это я Буквоежка из волшебной страны звуков и букв. Я спрятала буквы. Вы их сможете найти, если выполните все мои задания. Желаю успеха!» -Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело! | да |
Этап 2. Основная часть (15 мин) | |
Цель: Закрепление знаний детей о гласных звуках А, О, У, Ы, И и буквах. | |
-Вспомним, какие мы с вами уже знаем звуки и буквы. | А, О, У, И, Ы |
-Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы. -Почему эти звуки называют гласными? | гласные произносятся без препятствия, тянутся, поются |
Игра: "Звуковая дорожка" | |
Цель: умение петь звуки с разной силой голоса | |
-Ребята, сейчас мы пропоем гласные звуки: -Но сначала вспомним, если буква стоит на верху поем... если буква стоит внизу... -Молодцы! -Звуки мы что делаем… -А что мы видим и пишем? | громко тихо (дети поют сначала вместе, потом индивидуально) произносим и слышим Буквы |
-В письме есть загадки - подсказки, если мы их угадаем, то узнаем где искать букву: Первая подсказка: На окошке - пруд. | Это аквариум! Надо искать там, где у нас аквариум! (дети достают конверт с заколдованной буквой) |
-Ребята, но буквы заколдованы. -Как без помощи рук можно расколдовать букву? (каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками). -Какая буква заколдована? | Нужно поднести картинку к губам и подуть на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась. Это буква А. |
Вот два столбика наискосок, А между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква … | А |
Д. Игра «Четвертый лишний» | |
Цель: умение находить слова, которые начинаются на один звук, группировать по этому признаку. | Цель: умение подобрать слова, в названии которых есть звук А и найти лишнюю картинку |
-Ребята, перед вами картинки. Вам нужно определить с какого звука начинается каждая картинка и найти лишнюю картинку. | (дети выполняют задание индивидуально) |
-С каким звуком мы подбирали картинки? -Можем ли мы увидеть звук А? -А что мы можем увидеть? Первое задание мы выполнили. | А Нет букву А |
Следующая загадка-подсказка: Эта часть дома нужная | Это окно! (дети достают конверт с заколдованной буквой и расколдовывают ее) |
Обруч, мяч и колесо Вам напомнят букву ... | |
Д. Игра «Огород» | |
Цель: упражнение детей в подборе слов с определённым звуком | Цель: найти картинку со звуком о |
Есть у Оли огород. Что же у нее растёт? Овощи ты называй, Про звук О – не забывай! | (Дети выбирают картинки в названии которых есть звук О.) |
-Какой гласный звук прячется в этих словах? Можем ли мы увидеть звук О? -А что мы можем увидеть? Задание мы выполнили. | звук О нет букву О |
Отгадаем ещё одну загадку: Кто на солнышке цветет? Ищем букву, где у нас цветы. | Цветы (дети достают конверт с заколдованной буквой и расколдовывают ее) |
Я не знаю в чем секрет, На эту букву слова нет. Только буквы все важны, Мы запомним букву ... | Ы |
игра «Один-много» с мячом | |
Цель: закрепление умений изменять слова по числам | Цель: подбор слов во множественном лице |
-Ребята, я буду бросать вам мяч, произнося слово в единственном числе, а вы должны возвратить мяч, произнеся это же слово во множественном числе. Шар – шары Стол – столы и т.д. -Ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов? -Этот звук вы можете увидеть? -А что вы можете увидеть? Молодцы, справились и с этим заданием! | (дети подбирают и называют слова во множественном лице) звук Ы нет букву |
Вот ещё одна загадка: У него четыре ножки, Он не ходит по дорожке, Он не прыгает, не скачет, Не смеётся и не плачет. Тихо у стены стоит – Кто устал – присесть велит. | Стул! (Дети достают заколдованную букву, она находится на стуле) |
Если сделаю я губки Очень тоненькою трубкой, Звук потом произведу, То услышишь звук ты ... | У |
Д. И "Найди место буквы в слове" | |
Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове) | Цель: определение места звука в слове |
-Я называю вам слово, а вы определите, где слышится звук У (в начале или в середине слова), поставьте букву у в схему слова. Слова: усы, ухо, кенгуру, жук, кукла, мука, кубик, арбуз, утка, акула Молодцы! -Какой звук слышится в каждом из этих слов? Можем ли мы увидеть звук У? -А что мы можем увидеть? И это задание вы выполнили. | Работа в парах (дети работают со схемой слов) звук У нет букву У |
Слушайте следующую подсказку, где искать букву: | Книга! Букву будем искать там, где у нас в группе книги! |
Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? -Три! А какая буква? -Какие вы знаете слова с этим звуком? | И |
Игра: "Подбери схему к слову" | |
Цель: формирование умений давать четкую характеристику звука и подбирать звуковую схему слова. | Цель: подбор схемы к словам |
-Перед вами картинки и схемы к ним, но Буквоежка все перепутала. -Вы должны подобрать к картинкам правильную схему к картинке -А что мы можем увидеть? | И нет букву |
-Ну, чтобы нам найти след. букву, отгадаем ещё одну загадку: Нарисует он картину Натюрморт или пейзаж Остроносый, тонкий, длинный, Деревянный.. | Это карандаш! Надо искать букву там, где у нас лежат карандаши! |
-Ребята, здесь конверт, посмотрим, что в нем? -Мы знаем эти буквы? Попробуем их произнести. -Какие звуки мы произнесли? -Эти буквы нам приготовила Буквоежка, а здесь еще и игра ходилка. | Буквы Нет гласные (Дети рассматривают буквы и игру) |
Этап3 Заключительная часть (2 мин) | |
Цель: подведение итогов занятия; получение обратной связи | Цель: получение положительной оценки своей деятельности. |
-Ребята, какие буквы мы нашли? -Какие это буквы? -Чтобы найти эти буквы какие задания Буквоежки мы преодолели? -Сколько букв мы нашли и закрепили? -А всего сколько гласных букв? -Молодцы, с ними мы продолжим знакомиться на следующих занятиях и поиграем в игру. | А, О, У, Ы, И Гласные Отгадывали загадки, искали буквы, расколдовывали, выполняли задания 5, 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»
Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»Задачи:Развитие силы голоса.Уточнение правильной артикуляции звука «Ы».Дифференциация понятий «...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"
Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием до целого слова...
Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».
Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.
Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А....
Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"
Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа) учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....
Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».
Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...