НОД по речевому развитию в старшей группе «От звука к букве». (закрепление)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Гусева Наталья Владимировна

конспект по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniyu_gramote_guseva_n.v.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений. 

Задачи приобретенной образовательн6ой области:

«Речевое развитие»:

  • Закреплять понятия «звук», «буква» и знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, И и буквах.
  • Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
  • Продолжать формировать умение давать четкую характеристику звука и подбирать звуковую схему слова.
  • Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
  • Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формировать навыки сотрудничества на занятии, инициативность, самостоятельность;
  • Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать воображение, фантазию и творческую активность.
  • развивать слуховое восприятие через загадки.

«Физическое развитие»:

  • Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
  • Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук.

«Познавательное развитие»:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: Конверт с письмом и разрезной картинкой буквоежки, картинки для звукового анализа слов, мяч, конверты с заданиями, шкатулка (сундучок)с буквами, игра ходилка.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть (подготовительный этап), 4 мин.                              

Цель: создание положительного настроя,

мотивация детей на образовательную

деятельность

Цель: включение детей в образовательную деятельность.

1.1. Создание  мотивации.

-Ребята, я приготовила вам буквы, предлагаю с ними поиграть.

-Ой, а где они, пропали. А это что?

-Что будем делать?

конверт

откроем конверт

-Как вы думаете, что это за частички?

-Что нужно с ними сделать? (Дети собирают пазл

-Что у нас получилось?

разрезные картинки, мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем, что это.

Это Буквоежка.

-Ребята, а рядом записка:

«Здравствуйте, ребята. Это я Буквоежка из волшебной страны звуков и букв. Я спрятала буквы. Вы их сможете найти, если выполните все мои задания. Желаю успеха!»

-Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

да

Этап 2.  Основная часть (15 мин)

Цель: Закрепление знаний детей о гласных звуках А, О, У, Ы, И и буквах.

-Вспомним, какие мы с вами уже знаем звуки и буквы.

А, О, У, И, Ы

-Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы.

-Почему эти звуки называют гласными?

гласные

произносятся без препятствия, тянутся, поются

Игра: "Звуковая дорожка"

Цель: умение петь звуки с разной силой голоса

-Ребята, сейчас мы пропоем гласные звуки:

-Но сначала вспомним, если буква стоит на верху поем...

если буква стоит внизу...

-Молодцы!

-Звуки мы что делаем…

-А что мы видим и пишем?

громко

тихо

(дети поют сначала вместе, потом индивидуально)

произносим и слышим

Буквы

-В письме есть загадки - подсказки, если мы их угадаем, то узнаем где искать букву:

 Первая подсказка:

На окошке - пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.

Это аквариум! Надо искать там, где у нас аквариум!

(дети достают конверт с заколдованной буквой)

-Ребята, но буквы заколдованы.

-Как без помощи рук можно расколдовать букву?

(каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками).

-Какая буква заколдована?

Нужно поднести картинку к губам и подуть на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Это буква А.

Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква …

А

Д. Игра «Четвертый лишний»

Цель: умение находить слова, которые начинаются на один звук, группировать по этому признаку.

Цель: умение подобрать слова, в названии которых есть звук А и найти лишнюю картинку

-Ребята, перед вами картинки. Вам нужно определить с какого звука начинается каждая картинка и найти лишнюю картинку.

(дети выполняют задание индивидуально)

-С каким звуком мы подбирали картинки?

-Можем ли мы увидеть звук А?

-А что мы можем увидеть?

Первое задание мы выполнили.

А

Нет

букву А

Следующая загадка-подсказка:

Эта часть дома нужная
 Внутренняя и наружная.
 Есть оно в машине, доме,
Ну и даже на балконе.

Это окно!

(дети достают конверт с заколдованной буквой и расколдовывают ее) 

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву ...

Д. Игра «Огород»

Цель: упражнение детей в подборе слов с определённым звуком

Цель: найти картинку со звуком о

Есть у Оли огород.

Что же у нее растёт?

Овощи ты называй,

Про звук О – не забывай!

(Дети выбирают картинки в названии которых есть звук О.)

-Какой гласный звук прячется в этих словах? Можем ли мы увидеть звук О?

-А что мы можем увидеть?  

Задание мы выполнили.

звук О

нет

букву О  

Отгадаем ещё одну загадку:

Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед?

Ищем букву, где у нас цветы.

Цветы

(дети достают конверт с заколдованной буквой и расколдовывают ее)

Я не знаю в чем секрет,

На эту букву слова нет.

Только буквы все важны,

Мы запомним букву ...

Ы

игра «Один-много» с мячом

Цель: закрепление умений изменять слова по числам

Цель: подбор слов во множественном лице

-Ребята, я буду бросать вам мяч, произнося слово в единственном числе, а вы должны возвратить мяч, произнеся это же слово во множественном числе.

Шар – шары

Стол – столы и т.д.

-Ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов?

-Этот звук вы можете увидеть?

-А что вы можете увидеть?

Молодцы, справились и с этим заданием!

(дети подбирают и называют слова во множественном лице)

звук Ы

нет

букву

Вот ещё одна загадка:

У него четыре ножки,

Он не ходит по дорожке,

Он не прыгает, не скачет,

Не смеётся и не плачет.

Тихо у стены стоит –

Кто устал – присесть велит.

Стул!

(Дети достают заколдованную букву, она находится на стуле)

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произведу,

То услышишь звук ты ...

У

Д. И "Найди место буквы в слове"

Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове)

Цель: определение  места звука в слове

-Я называю вам слово, а вы определите, где слышится звук У (в начале или в середине слова), поставьте букву у в схему слова.

Слова: усы, ухо, кенгуру, жук, кукла, мука, кубик, арбуз, утка, акула

Молодцы!

-Какой звук слышится в каждом из этих слов? Можем ли мы увидеть звук У?

 -А что мы можем увидеть?  

И это задание вы выполнили.

Работа в парах

(дети работают со схемой слов)

звук У

нет

букву У

Слушайте следующую подсказку, где искать букву:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.

Книга! Букву будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят заколдованную букву и расколдовывают ее).

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

-Три!

А какая буква?

-Какие вы знаете слова с этим звуком?

И

Игра: "Подбери схему к слову"

Цель: формирование умений давать четкую характеристику звука и подбирать звуковую схему слова.

Цель: подбор схемы к словам

-Перед вами картинки и схемы к ним, но Буквоежка все перепутала.

-Вы должны подобрать к картинкам правильную схему к картинке
 -Какой звук слышится в каждом из этих слов?  --Можем ли мы увидеть звук И?

 -А что мы можем увидеть?  

И

нет

букву

-Ну, чтобы нам найти след. букву, отгадаем ещё одну загадку:

Нарисует он картину

Натюрморт или пейзаж

Остроносый, тонкий, длинный,

Деревянный..

Это карандаш! Надо искать букву там, где у нас лежат карандаши!

-Ребята, здесь конверт, посмотрим, что в нем?

-Мы знаем эти буквы? Попробуем их произнести.

-Какие звуки мы произнесли?

-Эти буквы нам приготовила Буквоежка, а здесь еще и игра ходилка.

Буквы

Нет

гласные

(Дети рассматривают буквы и игру)

Этап3 Заключительная часть (2 мин)

Цель: подведение итогов занятия; получение обратной связи

Цель: получение положительной оценки своей деятельности.

-Ребята, какие буквы мы нашли?

-Какие это буквы?

-Чтобы найти эти буквы какие задания Буквоежки мы преодолели?

-Сколько букв мы нашли и закрепили?

-А всего сколько гласных букв?

-Молодцы, с ними мы продолжим знакомиться на следующих занятиях и поиграем в игру.

А, О, У, Ы, И

Гласные

Отгадывали загадки, искали буквы, расколдовывали, выполняли задания

5,

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»

Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»Задачи:Развитие силы голоса.Уточнение правильной артикуляции звука  «Ы».Дифференциация понятий «...

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.

Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А....

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...