Обучение грамоте. НОД для детей старшего дошкольного возрвста.Тема: « Многозначные слова»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Обучение грамоте. НОД для детей старшего дошкольного возрвста.Тема: « Многозначные слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_mnogoznachnye_slova.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Многозначные слова»
Сегодня на занятии мы узнаем о необычных словах.
Речевая разминка.
Игра «Слог или слово»
Отгадает, что я скажу: слог или слово
(зи, зима, санки, са, лы, лыжи , де, дети , ко, коньки)
-Чем отличается слог и слово?
Дети: — Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.
Воспитатель: — Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.
(елка)
Ползун ползет,
Иголки везет.
(еж)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
Выставляются картинки: елка, еж, иголка.
- Что общего у этих предметов? (иголки)
- Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
- Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок
-Как называются эти предметы? Какие предметы обозначают? Как мы назвали такие слова? Почему?
3. Есть и другие слова-братья.
Показ картинок: ключ – родник, ключ скрипичный, ключ дверной..
Много разных есть ключей.
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.- О чем говорится в этом стихотворении?
О каких ключах?
А как называются такие слова?
4. – Что это? (ручка)
-Что делают этой ручкой? (пишут)
- А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка. ( чайник, зонт, дверь, ведро, чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода )
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
- Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.
7. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
- Я купила ершик – сказала мама.
- Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
- Это не ершик, а какая-то щетка, — огорченно сказал Егорка.
- Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
- Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик — щетка для мытья бутылок, — объяснила мама Егорке.
Вопросы:
- Что купила мама в магазине?
- Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
- Что объяснила мама Егорке?
8. Упражнение «Закончи предложение».
- Папа косил траву, у него острая … коса.
- У девочки заплетена длинная … коса.
- У меня в ушах золотые … сережки.
- На ветке березы висят зеленые … сережки.
- Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
- Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
- О каких словах – братьях вы еще узнали?
5. Итог занятия.
- С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)
- Какие слова-братья вы запомнили? А вы знаете ещё какие-то слова-братья?
- А почему их так назвали?
- Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа кружка по обучению грамоте "Букваренок" для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обу...
Мультимедийная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Назови одним словом"
Назови одним словом....
Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...
Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через художественное слово.
Тезисы к выступлению на тему "Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста через художественное слово"...
Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста
Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста...
Статья "Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги родители! Обучение чтению ребенка тема актуальная для Вас и Ваших дошколят, ведь от уровня овладения чтением зависит дальнейшая успеваемость ребенка в школе. Предлагаю Вам позна...
Обучение грамоте игровыми приемами детей старшего дошкольного возраста
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать св...