Обучение грамоте. НОД для детей старшего дошкольного возрвста.Тема: « Многозначные слова»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Обучение грамоте. НОД для детей старшего дошкольного возрвста.Тема: « Многозначные слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Многозначные слова»
Сегодня на занятии мы узнаем о необычных словах.
Речевая разминка.
Игра «Слог или слово»
Отгадает, что я скажу: слог или слово
(зи, зима, санки, са, лы, лыжи , де, дети , ко, коньки)
-Чем отличается слог и слово?
Дети: — Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.
Воспитатель: — Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.
(елка)
Ползун ползет,
Иголки везет.
(еж)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
Выставляются картинки: елка, еж, иголка.
- Что общего у этих предметов? (иголки)
- Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
- Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок
-Как называются эти предметы? Какие предметы обозначают? Как мы назвали такие слова? Почему?
3. Есть и другие слова-братья.
Показ картинок: ключ – родник, ключ скрипичный, ключ дверной..
Много разных есть ключей.
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.- О чем говорится в этом стихотворении?
О каких ключах?
А как называются такие слова?
4. – Что это? (ручка)
-Что делают этой ручкой? (пишут)
- А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка. ( чайник, зонт, дверь, ведро, чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода )
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
- Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.
7. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
- Я купила ершик – сказала мама.
- Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
- Это не ершик, а какая-то щетка, — огорченно сказал Егорка.
- Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
- Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик — щетка для мытья бутылок, — объяснила мама Егорке.
Вопросы:
- Что купила мама в магазине?
- Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
- Что объяснила мама Егорке?
8. Упражнение «Закончи предложение».
- Папа косил траву, у него острая … коса.
- У девочки заплетена длинная … коса.
- У меня в ушах золотые … сережки.
- На ветке березы висят зеленые … сережки.
- Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
- Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
- О каких словах – братьях вы еще узнали?
5. Итог занятия.
- С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)
- Какие слова-братья вы запомнили? А вы знаете ещё какие-то слова-братья?
- А почему их так назвали?
- Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-378930-1389339286.jpg)
Образовательная программа кружка по обучению грамоте "Букваренок" для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обу...
Мультимедийная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Назови одним словом"
Назови одним словом....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-374162-1416238079.jpg)
Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-592457-1423759488.jpg)
Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через художественное слово.
Тезисы к выступлению на тему "Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста через художественное слово"...
Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста
Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/04/picture-723825-1612466374.jpg)
Статья "Обучение грамоте и чтению детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги родители! Обучение чтению ребенка тема актуальная для Вас и Ваших дошколят, ведь от уровня овладения чтением зависит дальнейшая успеваемость ребенка в школе. Предлагаю Вам позна...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/14/picture-916214-1492127521.jpg)
Обучение грамоте игровыми приемами детей старшего дошкольного возраста
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать св...