Занятие по обучению грамоте "Звук [ж] и буква Жж"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте "Звук [ж] и буква Жж" (по Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_zhzh.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [ж] и буква Жж».

Коррекционно-образовательные задачи: Ознакомление со звуком  и буквой  Ж. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.  

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Оборудование: Магнитные буквы, предметные картинки, синие флажки, буквари, тетради, слоговых схемы.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Игра «Домики для картинок».

Педагог встречает детей с контейнером с предметными картинками. Дети выбирают по одной картинке, потом подходят к доске, на  ко-ой закреплены буквы С и Ш.

Сейчас каждый из вас найдет домик для своей картинки. Если название картинки начинается со звука [с], поставьте её под букву С. Если название картинки начинается со звука [ш], поставьте её под букву Ш.

Отлично! Никто не допустил ошибок.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой, будем читать и играть.  

2. Упражнение  «Подними флажок».

 Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще    др.

Жанна и Женя в роще гуляли,

Желтые желуди в травке искали.

(Звук [ж]). Давайте произнесем звук [ж] все вместе. (…..)

Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними  зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете, звук [ж] – гласный или согласный? (…)

Верно. Его нельзя петь, широко открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…)

Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой. (…). Твердый или мягкий? (…). Верно. Это согласный твердый звонкий звук. Причем он всегда твердый. А теперь вы будете поднимать флажки, как только услышите звук [ж].

Материал: ж, з, ж, ш, ж, д, ш, ж, з, с; жа, ду, шо, жи, шу, за, жо, до; жаба, шапка, замок, флажок, коза, жужжать, звенеть, шипеть, желтый, кожаный, золотой.

Дети слушают и поднимают флажок, услышав звук [ж].

Молодцы! Вы были очень внимательными.

3. Упражнение «Кто скорее?»

А теперь поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Ж,  а. Что получилось? (…).

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: жо,  жу, жи, жук, жаба.

4. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Жанна и Женя в роще гуляли,

Желтые желуди в травке искали.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ж]? (…). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Жж. Под ними вы видите один синий кружок. Что это значит? (Значит, буква Жж обозначает только твердый  звук [ж]). Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все три буквы и узнаем, кто спрятался в чашечке колокольчика.

Дети находят буквы Ж, У, К. Педагог ставит на стол контейнер с магнитными буквами, предлагает детям пройти к доске и составить слово. Дети составляют слово и читают его.

Молодцы. Вы быстро нашли буквы, составили и прочитали слово. А теперь давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны? (Три палочки).

Дети составляют по одной букве Ж.

Теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

(Жа…..Багаж). Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними. (Жбан….Багаж). теперь прочитайте предложения. (…). Вы великолепно читали сегодня. Я горжусь вами.

5. Подвижная игра «Качели».

На качели, на качели,      дети встают в пары. Ритмично по очереди приседают и

На качели зайки сели.       встают, как бы взлетая вверх и опускаясь вниз.

На качели зайки сели,

Выше облака взлетели,

Выше дома, выше крыши,     Расцепляют руки, поднимают их над головой, продолжая    

Выше, выше, выше, выше!    приседать и вставать.

Раз, два. Раз, два.

Закружилась голова.

Так качались, так  летали!    Кружатся на месте. Руки в стороны.

Так устала! И упали …         Приседают и расслабляются или падают на ковер.

6. Работа в тетради.

Посмотрите на страницу слева. Что вы видите в ее верхней части? (Желудь, жука, большую и маленькую буквы Жж). Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (…)

Дети раскрашивают буквы.

А теперь подумайте, как правильно раскрасить желудь и жука. Выполняйте задание.

Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте «напишем» букву Ж в воздухе. Посмотрите, как это делаю я.

Возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву Жж в тетради. Посмотрите, как  я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом две палочки крест-накрест через ее середину. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

Дети выполняют задание.

Слова и предложение мы будем писать на инд. занятиях. Закройте тетрадь.

Дети выполняют задание.

7. Игра – соревнование  «Подбери картинки к схемам».

Педагог помещает на доску несколько картинок (жук, жаба, лужа, шар, душ, шина, кошка, мышь) и две слоговых схемы.

__ ----

Я предлагаю вам провести соревнование. Я разобью вас на две команды. Одна выберет  картинки, названия ко-рых делятся на два слога, и поместит их под первую схему, а вторая выберет картинки, в названиях ко-рых только один слог, и поместит их под вторую схему. Победит та команда, ко-рая быстрее и правильнее справится с работой.

8. Окончание занятия.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что

им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

занятие по обучению грамоте "Звук и буква "С""

Технологии:•        использование игровых методов;•        игровые технологии, направленные на развитие зрительного  внимания...

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР....