Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «звуки [х] [хь]. Буква Х»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [х], [хь]. Знакомства с буквой Х.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`];
-уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ш , учить детей давать их полную характеристику;
-учить дифференциации звук х на слух;
-познакомить с буквой Х, её графическим изображением.
-Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]);
- Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Коррекционно-развивающие:
-Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
-Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
-Развитие зрительного внимания;
-Развитие слухового внимания, слуховой памяти, мышления
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_h_h.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «звуки [х] [хь]. Буква Х»
Цель: создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [х], [хь]. Знакомства с буквой Х.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`];
-уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ш , учить детей давать их полную характеристику;
-учить дифференциации звук х на слух;
-познакомить с буквой Х, её графическим изображением.
-Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]);
- Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Коррекционно-развивающие:
-Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
-Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
-Развитие зрительного внимания;
-Развитие слухового внимания, слуховой памяти, мышления
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.
Оборудование: демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки, цветные круглые фишки для звукового анализа, поезд для заселения звука в вагончики.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. (Дети здороваются с гостями, садятся на свои места.)
- А пригласил к нам гостей наш друг. А чтобы узнать, что это за друг отгадайте мою загадку:
Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? за щекой!
Вот я хитренький какой. Кто это? (хомяк)
-Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим.
-А теперь ребята послушайте мое стихотворение и скажите, какой же звук здесь чаще всего встречается:
Хорь хорьку хвостом хвалился:
-Хвост мой, братец хорь, хорош!
- Хвост хорош,-хорёк ответил,-
Хвостик твой на мой похож!
-Какой же звук чаще всего встречается? (звук х)
-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х, хь). Мы будем упражняться в различении этих звуков.
II. Основная часть занятия:
Артикуляционная гимнастика
- Наши герои принесли нам вот такую схему. Как вы думаете что это за схема?
-Чтобы правильно произнести звук Х, нужно сделать гимнастику для нашего язычка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Толстый хомячок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Акустико-артикуляционный анализ звука:
Но сначала вспомним с вами, чем звуки отличаются от букв (Звук- мы слышим и произносим, а букву – мы видим, пишем и читаем).
- Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки. (Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук)
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия (язычок). кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко)
- Значит, какой это звук? (согласный). Каким кружочком мы его будем обозначать?
- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- А теперь произнесём звук [Х`]
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (мягкий). Каким кружочком его мы будем обозначать?
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой)
Различение звуков [Х] и [Х`] на слух. Игра с флажками.
- Хома и Хим хотят поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], поднимите синий флажок, а если назову слово со [Х`], поднимите зеленый флажок, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).
Слова: мех, хитрый, горох, орех, восход, стихи, хлопушка, хищный, халва, хомяк, муха, петух, мох.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Давайте поможем Хоме и Химу поймать наши звуки
«Вы должны сначала Хлопнуть в ладоши, если услышите звук [Х]»:
в звуковом ряду: а, х, р, ж, о, м, х, л, с, х, р, х …;
А теперь топните ногами если услышите звук хь:
из слогового ряда: п, о, хь, у, р, хь, ж, ш, хь, с, м, хь …;
Выполним с вами звуко-буквенный анализ слов ХОМА и ХИМ.
А ТЕПЕРЬ ХОМА И ХИМ ПРЕДЛАГАЮТ НАМ РАЗМЯТЬСЯ.
Эмоционально-динамическая разминка
Мы ногами - Топ-Топ (Имитация шага)
Мы руками - Хлоп-Хлоп (Хлопки)
Мы глазами - Миг-Миг (Помаргивание глазами)
Мы плечами - Чик-Чик (Ритмичное одновременное приподнимание плечиков)
Раз - сюда, два – туда (Наклон вправо – влево)
Повернись вокруг себя. (Поворот вокруг себя)
Раз - присели, два - привстали. (Приседание)
Руки кверху все подняли. (Руки поднять вверх)
Раз- два, раз- два – заниматься нам пора.
А теперь с хомой и химом разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика
Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять -
(разгибаем пальцы)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулик.)
Дидактическое упражнение «Крестики-нолики». (КАРТОЧКА)
-У детей карточка с расчерченым квадратом, как для игры в «Крестики-нолики».
Если логопед произносит слово со звуком [х] или [хь], то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
Речевой материал: ХАТА, САМОЛЕТ, ХЛЕБ, ХАЛАТ, ХИЩНИК, КОФТА, ХОККЕИСТ, ФУТБОЛ, ШЛЯПА.
Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:
- Ребята, наши гости хомячок Хома и хорек Хим принёсли с собой ещё что-то.(Логопед вывешивает изображение буквы «Х».)
«X» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь.
- Как вы думаете, что это? (крестик, дорожки, следы, недорисованный бантик)
- Это буква «ХА», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])
- Из каких элементов состоит буква? (Из 2-х палочек).
- Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Ха в воздухе.
- Итак, давайте повторим: Буква «ХА» обозначает 2 звука: [Х] – согласный, твердый глухой и [Х`] – согласный, мягкий, глухой.
Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «Х» и пластилин зелёного и синего цветов.
- Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)
- Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.
- Почему Хома и Хим приготовил синий и зелёный пластилин?(буква «ХА» обозначает два звука [Х] и [Х`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого - зелёный)
- Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [Х`], если синим - [Х].
Дети выполняют задание
III. Подведение итогов занятия:
- Молодцы! С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем, что мы узнали о звуках [Х, ХЬ]:
• Звук [Х] - согласный или гласный? (согласный);
• Какая преграда у звука [Х]? ( язык);
• Звонкий или глухой? (глухой);
• Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
• Каким цветом обозначаем? (синим).
Звук ХЬ согласный, глухой, мягкий, зеленый цвет.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали!
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»
Знакомство детей со звуком и буквой С, характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам. Развитие фонематических процессов, соотнесение слов со схемами, образование относительных...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме " Звук и буква О"
Фронтальное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"
Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...