МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ИГРУШКАМ
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа)
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ИГРУШКАМ
1. ЗНАЧЕНИЕ высказываний детей об игрушках оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи — обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.
2. Требования к игр-е: Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек: дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки); сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака. Поскольку новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.
3 Методы и приемы: Виды: 1Описание игрушки –описание внешнего вида игрушки, с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. 2. Сюжетные рассказы (повествования): рассказ по набору игрушек – связный рассказ про группу игрушек, сопровождаемый игровыми действиями в-я с иг-ми по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что р-к рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на д-ть ряда анализаторов; рассказ по отдельной игрушке – рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это трудный вид рассказывания. И-ка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
Методика В младшем в-е отвечать на вопросы по их описанию. составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений, беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)?
И-и могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).
обучение описательным умениям в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. И-и поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем в-ь «прячет» и-и и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят иг-и, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). Когда научатся отвечать на вопросы, используются приемы рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).
Затем рекомендуется совместное составление описания В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: в-ь начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (мал-й, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?» Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. В средней гр- самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ-повествование о них. Описание и-к и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса, провести лексическое упражнение. плану- рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения затруднение- начало высказывания и чем его закончить, как связать предложения. в вопросно-ответной форме показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост». - Затем использовать прием, следуя образцу, описывают игрушку.«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Когда дети научатся описывать игрушку с помощью вз-го, предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение
навыки повествовательной речи- вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). схему составления совместного с детьми рассказа начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.пример «В лес за ягодами»: «Дело было... (летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и. (отправились в лес). схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. .. дидактические игры на описание «Магазин игрушек» р-к-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее
составляют загадки на основе образца воспитателя В-ль начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети.
В старшей гр - Описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.
В подготовительной гр- полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» р-к описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают. Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, чтобы все поняли, какая она. В конце дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.
В старшем возрасте работа над структурой работа с моделями (круг, разделенный на части; схемы), обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обогащается словами-связками Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность, неудачные моменты), мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то).
На них обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"
рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...
Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)."
Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)". Задачи: • познакомить с особенностями творческого рассказывания и рассказывания из опыта...
методика обучения рассказыванию детей с ТНР
Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности. Опыт работы по развитию связной речи у детей с ТНР....
Презентация "Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам"
Обучение составлению описательных рассказов по предметам и игрушкам. Обучение дошкольников описательной речи....
Речевое развитие детей во второй младшей группе «Обучение рассказыванию. Описание игрушки» «Опиши игрушку».
. Подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке.Закреплять умение выделять характерные признаки предметов. Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе....
Конспект НОД обучения рассказывания по игрушке в средней группе. На тему «Моя любимая игрушка»
Конспект НОД обучения рассказывания по игрушке в средней группе.На тему «Моя любимая игрушка»...