Занятие по обучению грамоте "Звук [ш] и буква Шш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте "Звук [ш] и буква Шш" (по Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_shsh.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [ш] и буква Шш».

Коррекционно-образовательные задачи: Ознакомление со звуком  и буквой  Шш. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.                           

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Оборудование: Предметные картинки, магнитные буквы, магнитная доска, буквари и рабочие тетради по числу детей, фишки, карандаши, мяч, флажки

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог встречает детей, организует приветствие, на столах лежат предметные картинки.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. А для начала рассмотрите картинки, лежащие перед вами, и определите первый звук в названии каждой картинки.

 (Солнце. Первый звук [с]. …).

Вы отлично справились с заданием. А теперь идите к доске и расположите картинки рядом с буквами, с ко-ых начинаются их названия.

Дети выполняют задание.

2. Игра  «Хлоп в ладоши».

Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще др.

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

(Звук [ш]). Давайте произнесем звук [ш] все вместе. (…..)

Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними  зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете, звук [ш] – гласный или согласный? (…)

Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…)

Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой. (…). Твердый или мягкий? (…). Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причем он всегда твердый. А теперь внимательно послушайте меня и хлопайте, как только услышите звук [ш].

Материал: ш, с, ш, з, д, ж, ш, с, т, ш; ша, жу, шо, су, за, ши, зо; санки, шарик, коса, жара, шишка, шить, стоять, широкий, пустой.

Дети слушают и хлопают в ладоши, услышав звук [ш].

Молодцы!

3. Упражнение «Кто слушает внимательно?»

Педагог ставит на столики контейнеры с фишками.

Я прочитаю вам стихотворение, вы слушаете его внимательно и возьмете по столько фишек, сколько слов со звуком [ш] услышите.

Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.

Кошка устала, и мышка устала.

Рядышком тихо сели зверюшки –

Острые ушки и круглые ушки.

Дети берут из контейнера фишки. Педагог проверяет, по сколько фишек у каждого из детей.

Сколько фишек нужно было взять? Перечислите и сосчитайте слова со звуком [ш].  (…). У кого 9 фишек? Правильно.

4. Упражнение «Кто скорее?»

А теперь поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Ш,  а. Что получилось? (…).

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: шо, шу, ши, душ, шар, каша.

5. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ш]? (…). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Шш. Под ними вы видите один синий кружок. Что это значит? (Значит, буква Шш обозначает только твердый  звук [ш]). Верно, в русском языке есть такие согласные буквы, ко-рые обозначают только один звук. Буква Ш обозначает только твердый согласный звук [ш]. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, в названии ко-рых есть звук [ш]. Сначала назовите предметы или объекты, названия ко-рых начинаются с этого звука. (…). Теперь найдите предметы, в середине ко-рых есть этот звук. (…). И наконец, найдите предметы или объекты, названия ко-рых заканчиваются звуком [ш]. (…). А теперь переверните страницу. Давайте почитаем. (Ша. …Шашки). Теперь рассмотрите картинки прочитайте подписи под ними. (…). Теперь прочитайте предложения. (…). Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Можете закрыть буквари.

  6. Упражнение «Маляр».

Педагог предлагает детям сделать упражнение, ко-рое они разучили к предыдущему занятию.

7. Работа в тетради.

Посмотрите на страницу справа. Что вы видите в ее верхней части? (Шапку, шары, большую и маленькую буквы Шш). Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (…)

Дети раскрашивают буквы.

А теперь подумайте, как правильно раскрасить шапку и шары. Выполняйте задание.

Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву Ш в воздухе.

Возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву Шш в тетради. Посмотрите, как  я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз три вертикальных палочки, а потом слева направо внизу пишу горизонтальную палочку-основу. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

Дети выполняют задание.

Слова и предложение мы будем писать на инд. занятиях. Закройте тетрадь.

Дети выполняют задание.

8. Упражнение «Веселые утята».

Педагог раздает детям светофорчики и предметные картинки утят.

А сейчас поиграем с утятами. Они помогут нам определить место звука [ш] в словах. Если вы услышите этот звук в начале слова, утенок будет гулять на красной полянке. Если звук [ш] будет в середине слова, утенок будет гулять на желтой полянке. Если звук [ш] будет в конце слова, то утенок будет гулять на зеленой полянке. Слушайте внимательно.

Материал: перышко, камыш, шум, шумный, солнышко, малыш, шуметь, колышек, ёрш, душ.

9. Игра с мячом «Парочки».

Теперь с играем в игру с мячом. Я буду произносить слог со звуком [с] и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и произносить слог уже со звуком [ш], не меняя гласного звука. Са. (Ша). Су (…). Сы. (…). Со. (…).

Отлично. Теперь поиграем со словами. Меняйте в моих словах звук [с] на звук [ш]. Каска. (…). Маска. (…). Миска. (…). Ириска. (…). Молодцы!

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

занятие по обучению грамоте "Звук и буква "С""

Технологии:•        использование игровых методов;•        игровые технологии, направленные на развитие зрительного  внимания...

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР....