Конспект ОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по разделам программы «Обучение грамоте»
Обучающие задачи:
- закрепить понятия «слово», «слог», «звук», «буква»;
-закрепить знания о механизме образования звуков (согласный – гласный) их акустических особенностях;
- совершенствовать знания детей о гласных и согласных звуках, выделение первого и звука в словах;
- упражнять в делении слов на слоги;
- упражнять в умении подбирать слова-антонимы;
- продолжать упражнять в классификации предметов;
- продолжать работу над графо моторными навыками.
Развивающие задачи:
- развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления);
- развивать фонематический слух;
- развивать целенаправленные движения кисти руки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать аккуратность в обращении с раздаточным материалом;
- воспитывать доброжелательность, выдержку;
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- прививать умение слушать и слышать высказывания сверстников, вести диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote_po_neznayke.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 97» г. Ярославля
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.
Подготовила воспитатель:
Нечеухина В.А.
Ярославль
2017
Тема: Незнайка и его друзья
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по разделам программы «Обучение грамоте»
Обучающие задачи:
- закрепить понятия «слово», «слог», «звук», «буква»;
-закрепить знания о механизме образования звуков (согласный – гласный) их акустических особенностях;
- совершенствовать знания детей о гласных и согласных звуках, выделение первого и звука в словах;
- упражнять в делении слов на слоги;
- упражнять в умении подбирать слова-антонимы;
- продолжать упражнять в классификации предметов;
- продолжать работу над графо моторными навыками.
Развивающие задачи:
- развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления);
- развивать фонематический слух;
- развивать целенаправленные движения кисти руки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать аккуратность в обращении с раздаточным материалом;
- воспитывать доброжелательность, выдержку;
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- прививать умение слушать и слышать высказывания сверстников, вести диалог.
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, физическая культура.
Оборудование: мультимедийное сопровождение; стрелки с указанием дорог; две ромашки с лепестками из предметных картинок; муляжи продуктов; корзинки для продуктов, волшебный сундучок с заданием «штриховка»; шкатулка с угощением.
Предварительная работа: чтение отдельных глав из сказки Н. Носова «Незнайка и его друзья»
Ход НОД.
1.Этап.
Введение в ситуацию.
(дети стоят рядом с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. А хотели бы вы очутиться внутри сказки?
Дети: да!
Воспитатель: У нас сегодня будет такая возможность. Я предлагаю вам попасть в одну сказку. Хотите?
Дети: да!
Воспитатель: А в какую сказку мы попадем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку про главного героя этой сказки.
«В шляпе с круглыми полями,
И в штанишках до колен.
Занят важными делами,
Лишь учится ему лень.
Кто он быстро отгадай – ка,
Как зовут его?»
Дети: Незнайка (слайд 2)
Воспитатель: Конечно, это Незнайка. А какой он?
Дети: ленивый, невоспитанный
Воспитатель: К сожалению, Незнайка бывает иногда груб, немножко не воспитан, потому, что много ленится и не хочет учиться. Вот и сейчас коротышки обиделись на Незнайку. Ребята, а вы часто ссоритесь?
Дети: нет.
Воспитатель: коротышки сказали, что не будут с ним общаться до тех пор, пока он не научится правильно разговаривать и не исправит все свои ошибки. Ребята, а мы сможем помочь Незнайке помириться с коротышками?
Дети: да
Воспитатель: что нам нужно для этого сделать?
Дети: научить незнайку правильно разговаривать и исправить ошибки.
Воспитатель: Выполнив правильно все задания, которые приготовили коротышки, мы поможем ему стать умнее и воспитаннее, и помириться со своими друзьями. Вы готовы?
Дети: да
Воспитатель: Ну, тогда в путь.
Впереди нас ждут три дороги. Посмотрите на них внимательно. Налево пойдете – попадете к лягушкам в болото. К лягушкам в болото кому попасть хочется?
Дети: никому
Воспитатель: Направо пойдете – угодите прямо к Бабе – Яге. Здесь в конце дорожки ждет она вас. Хотите к Бабе-Яге?
Дети: нет
Воспитатель: Прямо пойдете – в сказочную страну попадете. Какую из дорог выбираем?
Дети: прямо.
Воспитатель: как мы можем добраться до сказочного города?
Дети: поехать, полететь.
Воспитатель: давайте полетим на самолете.
Дети изображают полет, садятся на ковер.
2. этап.
Актуализация знаний и умений.
Воспитатель: в какой город мы попали?
Дети: Цветочный город. (Слайд №3)
Воспитатель: Посмотрите, нас уже кто-то встречает. Вам знаком этот малыш? Кто это? (Слайд №4)
Дети: Знайка
Воспитатель: Этот умный коротышка, прочитал уже все книжки. Он и вправду много знает, никого не обижает.
Правильно, ребята, этот малыш самый умный среди коротышек, и конечно хотел научить всему, что он знает и Незнайку. Знайка предложил ему поиграть в игру «Доскажи словечко». Как вы думаете, Незнайка справился?
Дети: нет
Воспитатель: Незнайка на каждый вопрос только пожимал плечиками и отвечал «не знаю». Но мы, то с вами много что знаем, ответим на вопросы Знайки и заодно поможем Незнайке. (Слайд №5)
Все что мы говорим – это (речь).
Наша речь состоит из (предложений).
Предложения состоят из (слов).
Слова можно разделить на (слоги).
Слог состоит из (звуков и букв).
Звуки мы слышим и (произносим).
Буквы мы видим, читаем и (пишем).
Звуки бывают гласные и согласные.
Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом).
Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным).
Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими).
Каким цветом обозначаются твердые звуки? (синим).
Каким цветом обозначаются мягкие звуки? (зеленым).
Молодцы! Вы рассказали Незнайке, что мы знаем о звуках и буквах. Теперь он помирится со Знайкой?
Дети: да!
Воспитатель: а мы с вами будем путешествовать дальше по Цветочному городу и по дороге заглянем в гости к прелестной девочке. На чем мы можем отправится по Цветочному городу?
Дети: на велосипеде
Воспитатель: мы оказались у подружки Незнайки Кнопочки (Слайд № 6)
Но что такое, она очень обижена на Незнайку, потому что он оторвал все лепестки от ее любимых цветов. Помирим друзей?
Дети: да.
Воспитатель: что нам нужно для этого сделать?
Дети: поможем ему собрать цветы.
Воспитатель: Лепестки первого цветка – с картинками, в названии которых первый звук – гласный. Лепестки второго цветка – картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука.
Игра «Собери цветы»
Воспитатель: как вы думаете, Кнопочка и Незнайка помирились?(слайд 7)
Дети: да.
Воспитатель: что мы для этого сделали?
Дети: собрали цветы.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а мы продолжаем наше путешествие по цветочному городу. На чем поедем?
Дети (предполагаемый ответ).
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, к кому мы пришли? (Слайд №8)
Дети: мы пришли к Пончику.
Воспитатель: А что больше всего любит делать Пончик?
Дети: кушать.
Воспитатель: А Пончик как раз собирается идти в магазин за продуктами. Незнайка хочет помочь Пончику сложить в корзинки продукты. В первую корзинку надо сложить продукты, названия которых состоят из одной части, то есть из одного слога. Во вторую корзинку, продукты, названия которых состоят из двух слогов, а в третью – из трех слогов. Но как их разложить Незнайка не знает. Поможем?
Дети: поможем.
Воспитатель: как мы определяем, сколько слогов в слове?
Дети: сколько гласных, столько слогов.
Воспитатель: Вы готовы? Начнем!
(Продукты: сок, хлеб, конфеты, торт и т.д.)
Воспитатель: Вот и все продукты мы разложили, вы не сделали ни одной ошибки, и Пончик очень доволен вами и Незнайкой. Попрощаемся с Пончиком и отправимся дальше. На каком транспорте поедем?
Дети (предполагаемые ответы)
Воспитатель: Ребята, а вы узнали этих малышей? (Слайд № 9)
Дети (предполагаемые ответы).
Это Винтик и Шпунтик. Они неразлучные друзья, и всегда играют вместе. Вот и сейчас затеяли новую игру «Скажи наоборот». Как вы думаете, Незнайка справится с этим заданием?
Дети: нет.
Воспитатель: Хотите с ними поиграть? Винтик будет предлагать слова, а мы будем помогать Шпунтику подбирать слова, противоположные по смыслу.
Игра «Наоборот» (с мячом)
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь…(низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь…(близко).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь…(пол).
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты…(нашел).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты….(храбрец).
Теперь «начало» я скажу –
Ну, отвечай….(конец).
Воспитатель: отлично справились! Незнайка подружился с малышами?
Дети: да
Воспитатель: А нам пора отдохнуть.
Физкультминутка (Слайд 10)
Раз – подняться, потянуться, два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка
На четыре – руки шире, пять – руками помахать
Шесть на место всем опять и Незнайке помогать.
Воспитатель: Незнайка приглашает нас к местному поэту. (Слайд № 11)
Как его зовут?
Дети: его зовут Цветик.
Цветик как раз сочиняет новые стихи про свой Цветочный город, и попросил Незнайку помочь подобрать нужные слова для рифмы. Незнайка растерялся, давайте ему поможем.
Выберите лишнее и объясните почему оно лишнее.
Игра «Четвертый лишний»
Словарный материал: мандарин, яблоко, морковь, груша (морковь – овощ) (слайд 12)
Жираф, верблюд, слон, медведь (медведь) (слайд 13)
Самолет, корабль, вертолет, ракета (корабль) (слайд 14)
Квадраты и круг (слайд 15)
Грибы (слайд 16)
А, б, о, у (б – согласный звук) (слайд 17)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Незнайке, и Цветик с большим увлечением продолжил писать стихи, а мы отправимся дальше вместе с Незнайкой гулять по Цветочному городу и заглянем в мастерскую художника… как его зовут? (Слайд № 18)
Дети: Тюбика.
Он как раз собрался заштриховать картинки, которые Незнайка нечаянно стер, когда баловался ластиком. Помогите Незнайке закончить штриховку.
Д/игра «Штриховка».
Задания лежат в волшебной коробочке. На коробке замок. Для того, чтобы открыть замок надо сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Вот наша волшебная коробочка открылась. Выполняем задание.
Молодцы, справились!
Воспитатель: а тем временем Незнайка пошел к себе домой (Слайд №19), а там его ждал сюрприз - все его друзья коротышки, которые простили Незнайку. (Слайд №20)
Сегодня он помирился со всеми коротышками, а помогли ему в этом вы. С вашей помощью он справился со всеми заданиями, вы показали ему, что учится совсем не скучно, а даже очень интересно. Друзья предложили Незнайке отправиться всем вместе в Солнечный город, где их ждут новые приключения, но это уже другая история и другая книжка.
А нам пора возвращаться в детский сад, там вас ждет подарок от Незнайки. Кто помнит дорогу назад? Куда мы пойдем: направо, налево или прямо? (прямо)
(Ребята идут на палас)
3. Осмысление
Воспитатель: Понравилось вам путешествие в сказку? А что именно понравилось? Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко? Мне очень понравилось, что во время путешествия вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями в Цветочном городе. Молодцы! Получите в подарок от Незнайки сладкие призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.
Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...
Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....
«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ
Цель моего выступления, продемонстрировать систему приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...
Развитие фонематических процессов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие -ум...