Дополнительная общеобразовательная программа АБВГДейка
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей как можно раньше. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93» г.о. Саранск
Дополнительная общеобразовательная программа
(дополнительная общеразвивающая программа)
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель:
Новиченкова И. П.
Саранск 2020-2021 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: познавательная.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что в основе обучения лежит аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребёнка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений на слова, слов-на слоги, слогов-на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов-в слова, слов в предложения.
Актуальность
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей как можно раньше. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Педагогическая целесообразность программы
Программа разработана с учетом основных принципов:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Методами успешной реализации программы является:
- Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).
- Наглядный (наблюдение, рассматривание).
- Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»)
Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
Цель программы:
Формирование речевой готовности к школе у детей 6 – 7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.
Задачи:
Обучающие задачи:
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.
Развивающие:
- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий,
-воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6 – 7 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год.
Режим организации занятий:
- общее количество часов в год составляет 16,5 часов
- количество часов в неделю составляет 30 минут
- периодичность занятий составляет 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, строить смысловую картину окружающей реальности. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Планируемые результаты
Ребенок к 7 годам умеет:
- Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
- Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;
- Уметь различать понятия «звук», и «буква». (различать гласные-согласные звуки, твёрдые - мягкие звуки, звонкие-глухие звуки);
- Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
- Определять место звука в слове;
- Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком
- Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
- Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
- Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . ! ? знаками.
- Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении
- Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными
Формы подведения итогов реализации программы
Проведение итогового занятия-развлечения с приглашением родителей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Звук [а] и буква А | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
2 | Звук [у] и буква У | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
3 | Звук [о] и буква О | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
4 | Звук [и] и буква И | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
5 | Звук [т] и буква Т | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
6 | Звук [п] и буква П | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
7 | Звук [н] и буква Н | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
8 | Звук [м] и буква М | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
9 | Звук [к] и буква К | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
10 | Звук [б], [бיִ] и буква Б | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
11 | Звук [д], [дיִ] и буква Д | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
12 | Звук [г], [гיִ] и буква Г | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
13 | Звук [ф], [фיִ] и буква Ф | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
14 | Звук [в], [вיִ] и буква В | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
15 | Звук [х], [хיִ] и буква Х | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
16 | Звук [ы] и буква Ы | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
17 | Звук [с], [сיִ] и буква С | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
18 | Звук [з], [зיִ] и буква З | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
19 | Звук [ш] и буква Ш | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
20 | Звук [ж] и буква Ж | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
21 | Звук [э] и буква Э | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
22 | Звук [й] и буква Й | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
23 | Буква Е | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
24 | Буква Ё | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
25 | Буква Ю | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
26 | Буква Я | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
27 | Звук [ц] и буква Ц | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
28 | Звук [ч] и буква Ч | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
29 | Звук [щ] и буква Щ | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
30 | Звук [л] [л′] и буква Л | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
31 | Звук [р] [р′] и буква Р | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
32 | Буква Ь | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
33 | Буква Ъ | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
Итого: | 33 |
Перспективный план работы кружка «АБВГДей-ка»
№ П/П | Тема | Содержание работы | Материалы и оборудование | Методические приемы | Работа с родителями |
1/октябрь | Звук [а] и буква А | Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Формирование умения узнавать звук [а] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [а] в словах. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А. Формирование умения узнавать букву А в словах. | «Мой Букварь», Пластилин, буквы для магнитной доски, предметные картинки, палочки, пластмассовые объемные буквы, прописи, цветные карандаши, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки | Картинка (Аист с буквой). Игра «Узнай звук», «Доскажи словечко», «Кто внимательный?». Словарная работа. Физкульминутка «Живой конструктор» Игровое упражнение «Волшебная буква» | Нарисовать картину «Аист с буквой» |
2/октябрь | Звук [у] и буква У | Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У. формирование умения узнавать букву У в словах. Составление и чтение слияний АУ, УА. | «Мой Букварь», Конверты с картинками, маленький посылочный ящик, игрушечный волчонок, палочки,пластмассовые объемные буквы, прописи, цветные карандаши, бассейн с водой, утята двух цветов, салфетки. | Упражнение «Веселые утята» Физкульминутка «Утки» Упражнение «Подарки для утят» Упражнение «Буквы перепутались» Подвижная игра «Дождик» | Разучить игру «Узнай звук». |
3/октябрь | Звук [о] и буква О | Ознакомление с артикуляцией звука [о]. Формирование умения узнавать звук [о] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [о] в словах. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ. | «Мой Букварь», Магнитная доска, предметные картинки для организационного момента, красные шнурки, картинка с изображением мальчика, пластмассовые объемные буквы, прописи, цветные карандаши, массажные мячики | Работа по словарю. Игра «Помоги животным». Физкульминутка «Самолет» Упражнения с массажными мячиками Работа в тетради Игра «Где звук?», «Доскажи словечко». Беседа «Как огонь к нам пришел?». | Сшить волшебный мешочек для использования его в игре. |
4/октябрь | Звук [и] и буква И | Ознакомление с артикуляцией звука [и]. Формирование умения узнавать звук [и] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [и] в словах. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ | «Мой Букварь», Игрушка-лошадка, палочки, пластмассовые объемные буквы, ведерко, прописи, простые и цветные карандаши | Упражнение «Лесенка» Упражнение «Слушайте внимательно» Упражнение «Найди картинки» Упражнение «Давай почитаем» Упражнение «Соедини картинки и буквы» Физкультминутка «Живой конструктор» Работа в тетради | Придумать рассказ про букву И. |
5/ноябрь | Звук [т] и буква Т | Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука [т] из слов. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [т]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [т]. Формирование умения делить двусложные слова (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и печатание буквы Т. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Т. Чтение двусложных слов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах. Ознакомление с правилом «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | «Мой Букварь», Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, прописи, цветные капрандаши, сюжетные картинки, пальчиковый бассейн | Игра «Выбери картинки» Упражнение «Будь внимательным» Упражнение «Что получится?» Работа по букварю Физкультминутка: живой конструктор Подвижная игра «Облака» Работа в тетради | Создать плакат о гласных буквах. |
6/ноябрь | Звук [п] и буква П | Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [п]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [п]. Формирование навыка подбора слова, начинающихся со звука [п]. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в словах. | «Мой Букварь», Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, прописи, цветные карандаши, сюжетные картинки, «волшебный мешочек», цветовые сигналы | Упражнение «Подними сигнал» Упражнение «Что получится?» Работа по букварю Упражнение «Самый внимательный» Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком» Работа в тетради | Приготовить рассказ на тему «Всегда ли человек мог говорить» |
7/ноябрь | Звук [н] и буква Н | Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [н]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [н]. Формирование навыка подбора слова, начинающихся со звука [н]. Деление двусложных слов (Нина, Ната, нота) на слоги. Знакомство с буквой Н. Конструирование и печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н. Чтение двусложных слов с буквой Н. Узнавание буквы Н в словах. | «Мой Букварь», Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, прописи, цветные и простые карандаши, три куклы в разноцветных платьях, комплект предметных картинок для игры «Поможем куклам», цветовые сигналы по числу детей | Упражнение «Подними сигнал» Упражнение «Что получится?» Работа по букварю Подвижная игра «Козочка» Работа в тетради Игра «Составь и прочитай Игра «Поможем куклам» | Беседа на тему «Накопление глагольного словаря в речи ребенка». |
8/ноябрь | Звук [м] и буква М | Ознакомление с артикуляцией звука [м]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [м]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [м]. Формирование навыка подбора слова, начинающихся со звука [м]. Деление двусложных слов (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги. Знакомство с буквой М. Конструирование и печатание буквы М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в словах. Формирование понятия о предложении. | «Мой Букварь», Прописи, простые и цветные карандаши, предметные картинки со звуком [м] в названиях, синие воздушные шары по числу детей, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы | Игра «Подними шарик» Упражнение «Кто скорее» Работа по букварю Подвижная игра «Когда дождик плачет» Упражнение «Найди букву» Работа в тетради Игра «Парочки» | Порекомендовать с детьми образовывать прилагательные от существительных. |
9/ноябрь | Звук [к] и буква К | Ознакомление с артикуляцией звука [к]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [к]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [к]. Формирование навыка подбора слова, начинающихся со звука [к]. Деление двусложных слов (маки, мука, кати) на слоги. Знакомство с буквой К. Конструирование и печатание буквы К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Чтение двусложных и односложных слов с буквой К. Узнавание буквы К в словах. | «Мой Букварь», Сигналы двух цветов, прописи, магнитные палочки, простые и цветные карандаши | Упражнение «Слушай внимательно» Работа по букварю Подвижная игра «Облака» Игра «Кто больше?» | Создать плакат мосогласных буквах |
10/декабрь | Звук [б], [бיִ] и буква Б | Ознакомление с артикуляцией звуков [б], [бיִ]. Формирование понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [б], [бיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [б], [бיִ]. Буква Б. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Б. Узнавание буквы Б в словах. | «Мой Букварь», Наборное полотно, Магнитная доска, предметные картинки, прописи, цветные карандаши, пластилин, салфетки, синие шары по числу детей, фишки, ведро с пластмассовыми буквами | Игра «Подними шарик» Упражнение «Кто скорее?» Работа по букварю П/и «Назови зверей» Упражнение «Найди букву» Упражнение «Подбери слова» | Беседа о значении скороговорок и их применение в детской речи. |
11/декабрь | Звук [д], [дיִ] и буква Д | Ознакомление с артикуляцией звуков [д], [дיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [д], [дיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [д], [дיִ]. Буква Д. Конструирование и печатание буквы Д. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв. | «Мой Букварь», «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками, синее и зеленое ведерки, наборное полотно, магнитная доска, прописи, цветные карандаши, разноцветные флажки по количеству детей, контейнер с палочками Кюизенера | Игра «Волшебный мешочек» Игра «Подними флажок» Упражнение «Кто скорее?» Работа по букварю Пальчиковая гимнастика «Когда дождик плачет» Упражнение «Распутай буквы» | Познакомить с артикуляционной гимнастикой. |
12/декабрь | Звук [г], [гיִ] и буква Г | Ознакомление с артикуляцией звуков [г], [гיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [г], [гיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [г], [гיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [г], [гיִ]. Определение места звука [г]. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Г. Узнавание буквы Г в словах. Формирование понятий о предложении. | «Мой Букварь», Карточки для чтения с капельками на «липучках», контейнеры с кружками для языкового анализа, магнитная доска, буквы, палочки и еружки для магнитной доски, прописи, цветные карандаши, синие воздушные шары по числу детей, светофоры и фигурки гусей по числу детей | Упражнение «Озорной дождик» Игра «Подними шарик» Пальчиковая гимнастика «Оладушки» Упражнение «или у бабуси» | Нарисовать картинки : грач, гусь, книга, игрушки, гамак |
13/декабрь | Звук [ф], [фיִ] и буква Ф | Ознакомление с артикуляцией звуков [ф], [фיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [ф], [фיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [ф], [фיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [ф], [фיִ]. Упражнение в выделении начальных звуков с словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы Ф. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Ф. Чтение слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах. Закрепление понятий о предложении. | «Мой Букварь», Пальчиковый бассейн с желудями, магнитные буквы, магнитные предметные картинки, магнитная доска, прописи, карандаши, флажки, фишки, элементы для выкладывания букв на магнитной доске, карточки-шифровки | Игра «Подними флажок» Упражнение «Кто скорее?» Пальчиковая гимнастика «Облака» Игра «Шифровки» | Выучить по три фразеологизма |
14/январь | Звук [в], [вיִ] и буква В | Ознакомление с артикуляцией звуков [в], [вיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [в], [вיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [в], [вיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [в], [вיִ]. Упражнение в выделении начальных звуков с словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы В. Чтение обратных и прямых слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах. | «Мой Букварь», Магнитная доска, прописи, цветные карандаши, контейнеры с деталями букв, цветок с четырьмя лепестками, паровозик, вагончики из «Играйки.Читайки» | Упражнение «Разноцветные шары» Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]» Игра «Пятнашки-пёс» Игра «Волшебный цветок» Игра «Весёлый поезд» | Приготовить костюмы для инсценировки сказки «Маша и медведь». |
15/январь | Звук [х], [хיִ] и буква Х | Ознакомление с артикуляцией звуков [х], [хיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [х], [хיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [х], [хיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [х], [хיִ]. Упражнение в выделении начальных звуков с словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы Х. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Х. Чтение слов с буквой Х.. | «Мой Букварь», Яркие подносы с тонким слоем песка, магнитная доска, прописи, цветные карандаши, синие флажки по числу детей, фишки, элементы букв для магнитной доски, карточки- «шифровки» | Упражнение «Напиши букву» Упражнение «Раздели на слоги» Игра «Подними флажок» Упражнение «Кто скорее?» Пальчиковая гимнастика «Мы в печи варили щи» Игра «Шифровки» | Заучить пословицы и поговорки о речи. |
16/январь | Звук [ы] и буква Ы | Ознакомление с артикуляцией звука [ы]. Упражнение в узнавании звука [ы] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в различении звуков [ы] и [и] в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование печатания буквы Ы, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. | «Мой Букварь», Магнитная доска, палочки, полукркги для составления букв на магнитной доске, прописи, красные флажки по числу детей, простые и цветные карандаши, фишки, предметные картинки для организационного момента, контейнеры с кружками и буквами «Веселый паровозик», предметные картинки для игры «Разноцветные вагоны», паровозик, вагончики из «Играйки. Читайки» | Упражнение «Слушайте внимательно» Игра «Подними флажок» Упражнение «Кто скорее?» Пальчиковая гимнастика «На шоссе» Игра «Весёлый поезд» Игра «Разноцветные вагоны» | Приготовить рисунки на фразеологизмы. |
17/январь | Звук [с], [сיִ] и буква С | Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [сיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [с], [сיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [с], [сיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [с], [сיִ]. Упражнение в выделении начальных звуков с словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы С. Чтение обратных и прямых слогов с буквой С. Чтение слов с буквой С. Упражнение в определении начальных звуков в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги | «Мой Букварь», Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие предметы, семафоры, прописи, фишки, семафорчикии шелковые бабочки | Игра «подними семафор» Упражнение «Кто скорее?» Подвижная игра «На коняжке» Упражнение «Бабочка летает» | Придумать загадки о букве С. |
18/февраль | Звук [з], [зיִ] и буква З | Ознакомление с артикуляцией звуков [з], [зיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [з], [зיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [з], [зיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [з], [зיִ]. Упражнение в выделении начальных звуков с словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы З. Чтение обратных и прямых слогов с буквой З. Чтение слов с буквой В. Закрепление понятия о предложении. | «Мой Букварь», Магнитные буквы, синие и красные ведерки, магнитная доска, цветные карандаши, прописи, синие и зеленые флажки, контейнер с полосками и фишками для анализа предложений | Упражнение «Собери буквы, составь слово» Игра «Громко хлопай» Упражнение «Кто скорее?» Подвижная игра «Маляр» Упражнение «Разноцветные флажки» Упражнение «Волшебный цветок» Упражнение «Выложи схему» Игра «Эхо» | Расширить словарный состав у детей на букву З. Нарисовать картинки с этой буквой. |
19/февраль | Звук [ш] и буква Ш | Ознакомление с артикуляцией звуков [ш], [шיִ]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с]. Ознакомление с буквой Ш. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. | «Мой Букварь», Предметные картинки для организационного момента, магнитные буквы, магнитная доска, прописи, фишки и цветные карандаши, светофорчики, утята, мяч | Игра «Хлопни в ладоши» Упражнение «Кто слушает внимательно?» Упражнение «Кто скорее?» Упражнение «Маляр» Упражнение «Веселые утята» | Разучить скороговорку для проговаривания ее с детьми «На дворе дрова топорами рубят. На дворе дрова у дров детвора» |
20/февраль | Звук [ж] и буква Ж | Ознакомление с артикуляцией звуков [ж], [жיִ]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, Ознакомление с буквой Ж. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». | «Мой Букварь», Магнитная доска, предметные картинки, прописи, цветные карандаши, контейнер с фишками, с магнитнами буквами и элементами буквы Ж | Игра «Домики для картинок» Упражнение «Подними флажок» Упражнение «Кто скорее?» П/и «Качели» Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам» | Приготовить историю «Откуда появился звук и буква Ж» |
21/февраль | Звук [э] и буква Э | Ознакомление с артикуляцией звуков [э]. Упражнение в узнавании звука [э] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в делении слов на слоги. Ознакомление с буквой Э. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование навыка печатания буквы Э, слогов и слов в ней. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. | «Мой Букварь», «Мой Букварь», Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв на магнитной доске, прописи, плоскостные изображения звезд по количеству детей, цветные карандаши, фишки, разноцветные шнурки | Игра «Зажги звезду» Упражнение «Кто скорее?» П/и «Пёс» Игра «Разноцветные шнурки» | Придумать рассказ про букву Э. |
22/март | Звук [й] и буква Й | Ознакомление с артикуляцией звука [й]. Закрепление представлений о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости. Формирование навыка узнавания звука в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Ознакомление с буквой Й. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Чтение слов и предложений с буквой Й. | «Мой Букварь», Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв на магнитной доске, прописи, цветные карандаши, предметные картинки, схема слова, полоски и зайки для определения мест звука в слове, цифры «2» и «3» | Игра «Листопад», Упражнение «Кто скорее», П/и «В лесу», Игра «Два и три» | Поиграть в игру «Словодел» |
23/март | Буква Е | Ознакомление с буквой Е. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. | Магнитная доска, контейнеры с магнитными буквами, «Мой букварь», цветные карандаши, предметные картинки | Упражнение «Кто скорее», Игра «Два и три», Упражнение «Составь слово», «Прочитаем пары слов», «Прочитай слово» | Пишем букву Е. |
24/март | Буква Ё | Ознакомление с буквой Ё. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. | Магнитная доска, контейнеры с магнитными буквами, «Мой букварь», цветные карандаши, карточки со слогами | Упражнение «Упрямый ослик», составление рассказа по серии картинок «Ёжик», Игровое упражнение «Составь и прочитай» | Составить рассказ про «Е и Ё» |
25/март | Буква Ю | Ознакомление с буквой Ю. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. | Магнитная доска, контейнеры с магнитными буквами, «Мой букварь», цветные карандаши, карточки со слогами, игра «Мозаика» | Подвижное упражнение «Дубочек», игровое упражнение «Составь и прочитай», упражнение «Закончи букву» | Разучить четверостишье про букву Ю |
26/апрель | Буква Я | Ознакомление с буквой Я. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений. | Магнитная доска, контейнеры с магнитными буквами, «Мой букварь», цветные карандаши, плоскостные изображения и цифры для игры «Два, три, четыре» | Упражнение «Кто скорее», подвижное упражнение « Дубочек», игровое упражнение «Два, три, четыре» | Придумать историю «Я – последняя буква алфавита» |
27/апрель | Звук [ц] и буква Ц | Ознакомление с артикуляцией звука [ц]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с] и [т′]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ч. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления» | Магнитная доска, контейнеры , «Мой букварь», цветные карандаши, синие флажки, предметные картинки. | Игра «Синие флажки», Упражнение «Кто скорее», «Путаница», «Разноцветные линии» | Повторить о звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. |
28/апрель | Звук [ч] и буква Ч | Ознакомление с артикуляцией звука [ч]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с′] и [т′]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ц. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления» | Магнитная доска, контейнеры , «Мой букварь», цветные карандаши, синие флажки, предметные картинки, мяч | Игровое упражнение «Найди место звука», упражнение «Светофорчики», «Кто скорее», «Составь схему» | Чтение слогов, слов и предложений с пройденными звуками. |
29/апрель | Звук [щ] и буква Щ | Ознакомление с артикуляцией звука [щ]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с′]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления» | Магнитная доска, контейнеры , «Мой букварь», цветные карандаши, предметные картинки, материалы для определения места звука в слове | Упражнение «Четвёртый лишний», «Кто скорее» | Придумай слова со звуком Щ |
30/май | Звук [л] [л′] и буква Л | Ознакомление с артикуляцией звуков [л] [л′]. Закрепление представлений о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков [л] [л′] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. | Магнитная доска, цветные карандаши, предметные картинки, материалы для определения места звука в слове, звуковые схемы, предметные картинки, мяч | Упражнение «Подбери схему», Подвижная игра «Птичьи пятнашки», упражнение «Весёлый круг» | Заучивание четверостишья про звук и букву Л |
31/май | Звук [р] [р′] и буква Р | Ознакомление с артикуляцией звуков [р] [р′]. Закрепление представлений о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков [р] [р′] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. | Магнитная доска, буквари, цветные карандаши, материалы для определения места звука в слове, конверты со словами | Упражнение «Слушай внимательно», Подвижная игра «Птичьи пятнашки», упражнение «Составь схему», «Пары слов» | Играть в игру «Поймай звук» |
32/май | Буква Ь | Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней. | Магнитная доска, буквари, цветные карандаши, шнурочки, готовые схемы предложений | Упражнение «Волшебники», «Кто скорее», «Буква потерялась», «Составь предложение». | Оформление букваря |
33/май | Буква Ъ | Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней. | Магнитная доска, буквари, цветные карандаши, шнурочки, предметные картинки | Упражнение «Подбери картинку», «Про что так можно сказать?», «Кто скорее?» | Оформление букваря |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу:
- занятие;
- игры;
- беседы;
- Приемы и методы организации.
Эмоциональные методы:
− поощрение;
− порицание;
− учебно-познавательная игра;
− создание ярких наглядных образных представлений;
− создание ситуации успеха.
Познавательные методы:
− опора на жизненный опыт;
− создание проблемной ситуации;
− выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
− создание ситуации взаимопомощи;
− поиск контактов и сотрудничества;
− заинтересованность в результатах;
− взаимопроверка.
- Дидактический материал.
Картотека дидактических, артикуляционных, речевых, подвижных игр.
Дидактические игры:
- «Волшебная буква»
- «Буквы перепутались»
- «Найди картинки»
- «Соедини картинку с буквой»
- «Подними флажок»
- «Самый внимательный»
- «Обведи картинки»
- «Волшебные линии»
- «Подбери схему»
- «Шифровка»
- «Громко хлопай»
Артикуляционные игры:
- - «Грибок»
- - «Качели»
- - «Вкусное варенье»
- - «Маляр»
- - «Хоботок»
- - «Улыбка, трубочка»
- - «Иголочка»
- Речевые игры:
- - «Лесенка»
- - «Помоги животным»
- - «Слушай внимательно»
- - «Нади свою букву»
- - «Живые буквы»
- - «Волшебные цветочки»
- - «Котенок гуляет»
- - «Жили у бабуси»
- - «Подбери слово»
- - «Раздели на слоги»
- - «Эхо»
- Подвижные игры:
- - «Живой конструктор»
- - «Веселые рыбаки»
- - «Самолет»
- - «Облака»
- - «Бусы»
- - «Когда дождик плачет»
- - «Сороконожка»
- - «В лесу»
- - «Жук – жучок»
- - «Пес»
- - «На коняшке»
- Техническое оснащение занятий.
- Просторный учебный класс
- Доска
- Телевизор
- Аудио диски с записями, презентации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. − М. : Академия пресс, 1998. – 564 с.
- Гогоберидзе, А. Г. Преддошкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. ‒ №1. – С. 10-19.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений 3-е изд. испр. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − М. : Академия, 2011. – 268 с.
- Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 263 с.
- Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. − М. : Просвещение, 1991. – 329 с.
- Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. А. Лыкова. – М. : Сфера – Карапуз, 2009. ‒ 160 c.
- Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста . Парциальная программа. – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 256 с.
- Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Подъяков. – М. : Просвещение, 1997. – 451 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт / [Электронный ресурс] // Режим доступа: standart.edu.ru
Список литературы для детей и родителей
1. Нищева, Н. В. Мой букварь. Книга по обучению дошкольников чтению / Н. В. Нищева, Худ. О. Н. Капустина. – 3-е изд., доп. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014. – 128 с.
2. Нищева, Н. В. Играйка 7. Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей среднего и старшего дошкольного возраста / Н. В. Нищева, Худ. О. Н. Капустина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 20 с.
3. Нищева Н. В. Прописи для дошкольников / Н. В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа коррекционно – развивающей направленности «Абвгдейка» по профилактике фонетических нарушений для подготовки к обучению чтению и письму у детей от 6 до 7 лет
Настоящая дополнительная коррекционно-развивающая образовательная программа «Абвгдейка» по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к шко...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по обучению грамоте «АБВГДейка»
Программа дополнительного образования «АБВГДейка» социально-педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и направлена на обеспечение доступности...
Дополнительная общеобразовательная программа "АБВГДейка"
Развитие речи детей, подготовка к обучению в школе....
Дополнительная общеобразовательная программа "АБВГДейка"
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста Цель - подготовка детей к обучению грамоте...
Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕЙКа» (стартовый уровень) Возраст обучающихся – 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности«АБВГДЕЙКа»(стартовый уровень)Возраст обучающихся – 5-6 летСрок реализации: 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «АБВГДейка».
Цель программы: подготовка к обучению чтению детей 4-5 лет, а также занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприяти...
Дополнительная общеобразовательная программа речевого развития дошкольников " АБВГДейка" от 6 до 7 лет , и "АБВГДейка " от 5 до 6 лет.
Цель программы: Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, подготовка...