Дополнительная общеобразовательная программа "АБВГДейка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Развитие речи детей, подготовка к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_abvgdeyka.docx | 272.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»
ПРИНЯТ Педагогическим советом ОП «Д/С «Светлячок» комбинированного вида» Протокол №1 от 30.08.2019г |
Дополнительная общеобразовательная программа
«АБВГДейка»
по речевому развитию для детей подготовительной группы
(срок реализации – 1 год)
Воспитатель:
Чулкова И.В.
Ковылкино 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Целевой раздел……………………………………………………….................... | 3 | ||
1.1. | Пояснительная записка…………………………………………………………… | 3 | ||
1.2. | Цели и задачи реализации программы…………………………………………... | 4 | ||
1.3. | Планирование и принципы образовательной деятельности……….................... | 5 | ||
1.4. | Характеристики особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи.………………………………………… | 6 | ||
1.5. | Предполагаемый результат обучения……………………………………………. | 6 | ||
2. | Содержательный раздел……………………………………………………….. | 7 | ||
2.1. | Календарный учебный график…………………………………………………… | 7 | ||
2.2. | Учебный план……………….......................................................................... | 9 | ||
2.3. 3. | Перспективно тематический план……………………………………………… | 10 27 | ||
Организационный раздел………………………………………………………. | ||||
3.1 | Организация ППРС по речевому развитию…………………………………….. | 27 | ||
3.2. | Методические рекомендации по реализации программы по годам обучения…………………………………………………………………………… | 27 | ||
3.3. | Материально-техническое обеспечение программы…………………………… | 28 | ||
3.4. | Методическое обеспечение программы…………………………………………. | 28 | ||
4. | Краткая презентация программы ………………...…………………………... | 29 | ||
Приложения | ||||
Приложение 1. Диагностическая карта речевого развития детей 6-7 лет………………………………………………………... | 31 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Данная программа предполагает в области «Речевое развитие» логопедическую поддержку детей с нарушениями речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Актуальность программы.
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.
Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родители.
Мы живем в XXI веке - эпоху передовых электронных технологий. Дети умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне. В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии(Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
Направленность Программы
Образовательная программа по дополнительному образованию «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова. Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуге составлен на основе пособий по развитию речи и обучению грамоте:
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: второй год обучения (подготовительная группа)».- М.: Издательство «Альфа», 1993г.
- В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей».- М.: Издательство ГНОМиД, 2008г.
- Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г.
Новизна
Программа по дополнительному образованию «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во всю непосредственную образовательную деятельность включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Педагогическая целесообразность данной программы, заключается в том, что она построена с учетом основных особенностей психофизического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка – дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.
Задачи:
- развивать связную речь в игровой деятельности;
- поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях;
- поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого;
- учить передавать словесно содержание сказки, впечатление из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания;
- формировать графические навыки.
1.3. Планирование и принципы образовательной деятельности.
Программа предполагает работу с детьми от 6 до 7 лет с письменного согласия родителей (законных представителей). Занятия проводятся в рамках дополнительного образования 1 раз в неделю. Длительность занятия с детьми подготовительной группы – 30 мин., что соответствует требованиям СанПиН2.4.1.3049-13.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, что составляет 36ч. в год.
Формы и режим занятий
Формы обучения:Форма организации занятия – групповая, подгрупповая.
Формы организации деятельности детей на занятиях: игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры.
Принципы реализации программы:
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащения
- принцип (амплификации) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования;
- принцип природосообразности заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- онтогенетический принцип учитывает закономерности развития детской речи в норме; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип развивающего образования, реализующийся через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; - принцип непрерывности образования, обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы;
- принцип системности, образовательная программа представляет собой целостную систему: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
1.4. Возрастные особенности группы детей,
которой адресована программа.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). Очень часто общее недоразвитие речи сопровождается медицинскими диагнозами органических речевых нарушений: моторная алалия и дизартрия.
1.5. Предполагаемый результат обучения
к концу года воспитанники будут знать:
- все звуки и буквы русского алфавита;
- правильное положение тетради при письме;
- уметь вычленять первый и последний звук в слове;
- правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);
- составлять предложения с заданными словами;
- составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;
- правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
- использовать в речи обобщающие слова;
- правильно держать ручку;
- ориентироваться на листе бумаги;
- закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
- дорисовывать начатые фигуры;
- штриховать нарисованный предмет прямыми и наклонными линиями.
II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график.
Первый год обучения (6-7 лет)
№ | Месяц | Неделя | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 1 неделя | 15.50 | Беседа | 1 | Вводное диагностическое | Группа №1 | Беседа, опрос |
2 | 2 Неделя | 15.50 | беседа | 1 | Вводное диагностическое | Группа №1 | Беседа, опрос | |
3 | 3 неделя | 15. 50 | Беседа, игр.упр. | 1 | «Поможем Петрушке» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
4 | 4 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Красавица Осень» (КВН) | Группа №1 | Беседа, опрос | |
5 | Октябрь | 1 неделя | 15. 50 | Беседа | 1 | «Природа осенью» (деревья, кустарники) | Группа №1 | Беседа, опрос |
6 | 2 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Старичок-Боровичок в гостях у детей» | Группа №1 | Беседа, опрос Беседа, опрос | |
7 | 3 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Мы по ягоды пойдем» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
8 | 4 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «В огород мы пойдем, урожай соберем» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
9 | Ноябрь | 1 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Пес и кот варили компот» | Группа №1 | Беседа, опрос Беседа, опрос |
10 | 2 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Овощи и фрукты – вкусные продукты» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
11 | 3 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Магазин одежды» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
12 | 4 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Поможем бабушке Федоре» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
13 | 5 неделя | 15.50 | Беседа обсуждение | 1 | «Путешествие с Колобком» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
14 | декабрь | 1 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Зимушка-зима в гости к нам пришла» | Группа №1 | Беседа, опрос |
15 | 2 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Папа, мама, я – счастливая семья» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
16 | 3 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Поможем бабе Капе вернуть мебель» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
17 | 4 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Что такое Новый год?»
| Группа №1 | Беседа, опрос | |
18 | Янва рь | 2 | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | Как живут птицы зимой?» | Группа №1 | Беседа, опрос |
неделя | ||||||||
19 | 3 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Птичий двор»
| Группа №1 | Беседа, опрос Беседа, опрос | |
20 | 4 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Домашние животные – друзья человека»
| Группа №1 | Беседа, опрос | |
21 | Февраль | 1 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Дикие животные и их детеныши»
| Группа №1 | Беседа, опрос |
22 | 2 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Книга Джунглий»
| Группа №1 | Беседа, опрос | |
23 | 3 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Все профессии важны, все профессии нужны…»
| Группа №1 | Беседа, опрос | |
24 | 4 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «День защитника Отечества» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
25 | март | 1 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Весна идет, весне дорогу» | Группа №1 | Беседа, опрос |
26 | 2 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Мамин праздник – женский день»
| Группа №1 | Беседа, опрос | |
27 | 3 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Веселое путешествие» (транспорт) | Группа №1 | Беседа, опрос | |
28 | 4 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Путешествие по городу» | Группа №1 | Беседа, опрос | |
29 | Апрель | 1 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Вестники весны» (перелетные птицы)
| Группа №1 | Беседа, опрос |
30 | 2 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Подводное царство» (рыбы)
| Группа №1 | Беседа, опрос | |
31 | 3 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «В мире насекомых»
| Группа №1 | Беседа, опрос | |
32 | 4 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Волшебный портфель» (школьные принадлежности) | Группа №1 | Беседа, опрос | |
33 | Май | 1 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Весна в деревне» (весенние с/х работы) | Группа №1 | Беседа, опрос |
34 | 2 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «День Победы»
| Группа №1 | Беседа, опрос | |
35 | 3 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | «Незнайка в гостях у детей» (повторение)
| Группа №1 | Беседа, опрос | |
36 | 4 неделя | 15. 50 | Беседа обсуждение | 1 | Диагностика | Группа №1 | Беседа, опрос |
2.2. Учебный план.
Первый год обучения (6-7 лет)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Диагностика | 1 | 0,5 | 0.5 |
2 | Диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | «Поможем Петрушке» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | «Красавица Осень» (КВН) | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | «Природа осенью» (деревья, кустарники) | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Старичок-Боровичок в гостях у детей» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | «Мы по ягоды пойдем» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «В огород мы пойдем» | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | «Пес и кот варили компот» | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | «Овощи и фрукты- вкусные продукты» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | «Магазин одежды» | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Поможем бабушке Федоре» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | «Путешествие с колобком» | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | «Зимушка- зима в гости к нам пришла» | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | «Папа, мама, я- счастливая семья» | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | «Поможем бабе Капе вернуть мебель» | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | «Что такое Новый год?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | «Как живут птицы зимой?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | «Птичий двор» | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | «Домашние животные- друзья человека» | 1 | 0,5 | 0.5 |
21 | «Дикие животные и их детеныши» | 1 | 0,5 | 0.5 |
22 | «Книга Джунглей» | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | «Все профессии важны» | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | «День защитника отечества» | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Весна идет, весне дорогу» | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | «Мамин праздник- женский день» | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | «Веселое путешествие (транспорт)» | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | «Путешествие по городу» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | «Вестники весны» | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | «Подводное царство» | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | «В мире насекомых» | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | «Волшебный портфель» | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | «Весна в деревне» | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | «День победы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
35 | «Незнайка в гостях у детей» | 1 | 0,5 | 0,5 |
36 | Диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 36 | 18 | 18 |
2.3. Перспективно- тематический план
Дата | НОД | Программные задачи | Материал | Литература |
СЕНТЯБРЬ | ||||
4.09 | Вводное | построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы; отслеживание динамики психо-речевого развития и эффективности коррекционного воздействия | Предметные картинки | |
11.09 | Вводное | построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы; отслеживание динамики психо-речевого развития и эффективности коррекционного воздействия | Предметные картинки | |
18.09 | «Поможем Петрушке» | Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела». Учить детей составлять предложения с опорой на предметные картинки. Употреблять в речи слова, называющие предмет. Развивать внимание, связную речь, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к своему организму. | Предметные картинки (части тела человека и предметов), Петрушка – картинка, тетради, игра «Части тела».
| Гомзяк О.С., с. 38
|
25.09 | «Красавица Осень» (КВН) | Закрепить и употребить накопленные детьми представления об осени. Продолжать учить детей выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный. Закреплять словарь детей: сварливые, вереница, моросящие, спячка. Развивать диалогическую и связную речь, память, внимание, логическое мышление, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде. | Эмблемы: рябинки, осенние листочки; круги (зеленые и красные); картинка – Буратино, лес, хлеб, перелетные и зимующие птицы; игра «Перелет птиц».
| Цуканова С.П., с. 27 |
ОКТЯБРЬ | ||||
02.10 | «Природа осенью» (деревья, кустарники) | Уточнить и расширить представления детей о разнообразии деревьев и кустарников. Закрепить знания о деревьях и их частях (корни, ствол, крона, ветки, листья). Дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, о способах распространения семян. Закрепить знания о гласных звуках –а, -у; буквах –А, -У. Учить определять место звуков в словах. Учить составлять описательные рассказы. Развивать зрительное восприятие и память, речь детей, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь. | Схема-описание деревьев, предметные картинки (ель, береза, дуб, сирень, акация); цветные карандаши, тетради. | Гомзяк О.С., с.5 Цуканова С.П., с. 37 Нищева Н.В., С. 8 |
09.10 | «Старичок-Боровичок в гостях у детей» | Активизировать словарь детей по теме «Грибы». Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить определять на слух место звуков -О, -И в словах. Развивать связную речь, умение составлять рассказы, опираясь на план-схему. Воспитывать контроль за собственной речью. | Игрушка – Гриб; картинки с изображением грибов; тетради, цветные карандаши; план-схема описания грибов. | Гомзяк О.С., с. 11, Цуканова С.П, с. 39 |
16.10 | «Мы по ягоды пойдем» | Продолжать учить детей составлять описательные рассказы с опорой на схему. Систематизировать знания детей о сборе лесных и садовых ягод. Закрепить знания детей о буквах –Ы, -Э; звуке –ы. Развивать связную речь, внимание, мышление, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. | Картинки (садовые и лесные ягоды); схема-план описания ягод; мяч; тетради, ручки. | Цуканова С.П, с. 48 |
23.10 | «В огород мы пойдем, урожай соберем» | Активизировать словарный запас по теме «Овощи». Расширять словарь признаков. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах с опорой на карты-схемы. Закреплять знания о произрастании овощей, их значении и пользе. Развивать умение читать слоги. Развивать умение работать по словесной инструкции. Воспитывать желания высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. | Конверт с письмом; посылка с муляжами овощей; схема описания овощей | Нищева Н.В., с. 23 |
30.10 | «Пес и кот варили компот» | Учить детей составлять рассказы по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий. Учить детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Развивать воображение, мышление, речь, внимание. Пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Фрукты». Развивать мелкую моторику (аппликация), связную речь, логическое мышление, внимание детей. Воспитывать самостоятельность и активность в НОД. | Муляжи фруктов; макеты деревьев; клей, кисти, клеенка; заготовка «Кастрюля». | Нищева Н.В., с. 36 |
НОЯБРЬ | ||||
6.11 | «Овощи и фрукты – вкусные продукты» | Учить детей составлять рассказы-сравнения с использованием опорных схем. Закреплять умение выполнять действия по заданному алгоритму. Закреплять понятия «согласный звук», «звонкий», «мягкий». Развивать связную речь детей за счет умения составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к познанию нового. | Д/и «Чудесный мешочек»; опорные схемы для составления рассказов; тетради, цветные карандаши. | Смирнова Л.Н.,с.10 |
13.11 | «Магазин одежды» | Формировать обобщающие понятия: «одежда», «головные уборы», «обувь». Уточнить словарь по данной теме, расширить и активизировать его. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Учить образовывать и использовать в речи множественное число существительных. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику рук. Формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям. | Картинки (одежда, головные уборы, обувь); мяч; тетради, ручки; д/и «Оденем куклу».
| Гомзяк О.С., с. 14, Нищева Н.В., с. 125 |
20.11 | «Поможем бабушке Федоре» | Закреплять умение классифицировать посуду по способу использования: кухонная, столовая, чайная. Активизировать в речи обобщающие понятия: «посуда», «чайная», «столовая», «кухонная». Закреплять умение рассуждать, объяснять. Дифференциация звуков –н, -нь. Продолжать учить детей находить место звука в слове. Учить определять на слух количество слогов в словах. Развивать внимание, память, мышление, речь детей. Воспитывать чувство отзывчивости, взаимопомощи. | Кукла; коробка с ленточкой; книга К.Чуковского «Федорино горе»; картинки (орудия труда, обувь, посуда). | Марцинкевич Г.Ф., с. 26 Коноваленко В.В., с. 40 |
27.11 | «Путешествие с Колобком» | Формировать потребность правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о продуктах питания по плану воспитателя. Закреплять умение находить в слове заданный звук (букву –П), определять его место, твердость и мягкость. Развивать мышление, продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мелкую моторику, умение употреблять в речи качественные прилагательные, умение составлять предложения по схеме. Воспитывать отзывчивость. | Игрушка – Колобок; картинки с изображением продуктов питания; схемы предложений; листочки с загадками; тетради, карандаши. | Анисимова Т.Б, Плотникова Т.В., с. 158
|
ДЕКАБРЬ | ||||
4.12 | «Зимушка-зима в гости к нам пришла» | Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления. Учить находить в окружении предметы, в названиях которых есть звук –т, -ть, определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость. Воспитывать чувство прекрасного. | Картина «Зимние забавы»; схема для составления рассказа; тетради. | Нищева Н.В., с.11 |
11.12 | «Папа, мама, я – счастливая семья» | Продолжать учить детей выделять в словах первый звук и сопоставлять его с буквой (К, к). Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Закреплять образ буквы –К, учить выделять ее. Учить детей составлять коллективный рассказ по картине «Семья». Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи. | Сюжетная картина «Семья», фотоальбом групповой «Семья»; семейные гербы. | Гомзяк О.С., с. 22 |
18.12 | «Поможем бабе Капе вернуть мебель»
| Учить образовывать прилагательные от существительных. Учить правильно употреблять предлоги в предложении. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Мебель». Формировать умение находить предметы в окружении со звуком –С. Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Формирование умения графически «записывать» предложения в тетради. Закреплять умение составлять описательный рассказ – загадку о предметах мебели по плану. Воспитывать умение слушать воспитателя, товарища, выполнять инструкции. | Картинка – бабушка Капа; счетные палочки; карточки с предметами мебели; мяч; схема описательного рассказа. | Гомзяк О.С., с. 18 |
25.12 | «Что такое Новый год?»
| Познакомить с историей возникновения праздника. Продолжать учить детей образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т.д.). Учить придумывать слова с буквами –Х, -К. Закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы. Развивать память, внимание, мышление, речь детей. Воспитывать интерес к русским традициям. | Картинно-графический план; д/и «Слова на ладошке»; картинки по теме «Новый год»; | Марцинкевич Г.Ф., с. 63, 96 Коноваленко В.В., с. 34 |
ЯНВАРЬ | ||||
15.01 | «»Как живут птицы зимой?»
| Закреплять обобщающее понятие: зимующие птицы. Учить узнавать и раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь). Учить читать слова из трех букв. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Упражнять в умении делить слова на слоги. Закрепить образ буквы –З. Развивать связную речь, моторику рук, мышление, память, внимание детей. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, любовь к пернатым. | Картинки «Зимующие птицы», д/и «Составь новое слово», кормушка, д/и «Поставь ударение». | Коноваленко В.В., с. 42 |
22.01 | «Птичий двор»
| Продолжать учить детей узнавать в словах и дифференцировать звуки –с – з. Закреплять знания очертания букв –З, -С. Продолжать тренировать в умении образовывать множественное число существительных. Закрепить знания по теме «Птицы». Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам. | Предметные картинки «Домашние птицы» | Марцинкевич Г.Ф., с. 57, 65 |
29.01 | «Домашние животные – друзья человека»
| Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков –П, -Пь; -Б, -Бь. Продолжать учить составлять рассказ, опираясь на свои наблюдения. Развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; развивать память, мышление. Воспитывать любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними. | Картинки «Домашние животные», мяч, тетради, цветные карандаши. | Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 4 |
ФЕВРАЛЬ | ||||
05.02 | «Дикие животные и их детеныши»
| Продолжать учить детей составлять описательный рассказ, используя заданную схему. Упражнять в подборе прилагательных к существительному. Развивать умение определять пропущенные в слове буквы, составлять предложения из данных слов по определенной схеме, связную речь, внимание. Воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным. | Д/и «Животные и их детеныши», кроссворд, схема, тетради, ручки. | Коноваленко В.В., 44, 86 |
12.02 | «Книга Джунглий»
| Дифферинцировать звуки К–Г. Закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран. Развивать зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок. Совершенствовать навыки составления и чтения слов. Воспитывать бережное отношение к природе. | Плакат с животными жарких стран, карточки с перепутанными буквами; тетради. | Нищева Н.В., с. 17 |
19.02 | «Все профессии важны, все профессии нужны…»
| Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости. Научить различать и называть профессии по инструментам. Закрепить умение образовывать слова в родительном падеже, единственного числа; умение составлять предложения с заданным словом. Дифференциация звуков –С-Ш. Продолжать учить детей находить и выделять буквы –Я, -А в заданных словах, определять их место в слове. Учить детей рассказывать о том, чем занимаются люди этих профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых; | Д\и «Профессии»; тетради, ручки, цветные карандаши. | Коноваленко В.В., с. 56 – 58 |
26.02 | «День защитника Отечества»
| Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах. Учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, подбору родственных слов; знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить подбирать слова к схемам, составлять сюжетный рассказ по серии картинок. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Воспитывать гордость за свое Отечество, уважение к защитникам. | Картинки (военные профессии); игра «Что лишнее?», картинка – Буратино; тетради, цветные карандаши.
| Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 36 |
МАРТ | ||||
04.03 | «Весна идет, весне дорогу»
| Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине. Закреплять знания детей о приметах весны и весенних месяцах. Учить писать (списывать) их названия. Тренировать умение разгадывать ребусы различных видов. Дифференциация звуков –Ж-З. Развивать умение составлять из предложенных слогов слова. Воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе. | Картина «Весна»; иллюстрации с приметами весны; колокольчик; тетради; иллюстрации «Птицы». | Гомзяк О.С., с. 32 |
11.03 | «Мамин праздник – женский день»
| Систематизировать и обобщить знания детей о весеннем празднике – 8 марта. Учить составлять предложения с заданными словами. Закрепить образ букв –Л, -Е. Развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом. Развивать умение детей подбирать признаки к существительному через Д/И «Моя мама самая – самая… »; творческое воображение, мышление через игровую ситуацию «Сюрприз в шкатулке». Развивать общую и мелкую моторику через проведение пальчиковой гимнастики и физминутки. Воспитывать уважение и любовь к самому близкому и родному человеку – маме. | Шкатулка, фотографии мам; игрушка – сердечко; тетради; цветные карандаши; открытка – С 8 Марта! | Гомзяк О.С., с. 29, Нищева Н.В., с. 60 |
18.03 | «Веселое путешествие» (транспорт)
| Закреплять знания по теме «Транспорт», умение различать виды транспорта (водный, наземный, воздушный). Продолжать учить составлять описательные рассказы по схеме. Тренировать умение списывать (печатать) слова с доски. Развивать умение придумывать слова с буквами -Е, -О. Развивать навык деления слов на слоги. Воспитывать самостоятельность, интерес. | Схема для составления рассказа, предметные картинки; тетради. | Коноваленко В.В., с. 94
|
25.03 | «Путешествие по городу»
| Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Продолжать учить детей находить место звука в слове. Формировать умение разбивать слова на слоги, выделять ударный слог. Учить правильно писать название своего города. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любовь к своему городу. | Иллюстрации достопримечательностей города, тетради, карандаши, мяч. | Курицына Э.М., c. 128 |
АПРЕЛЬ | ||||
01.04 | «Заколдованная клумба»
| Закрепить знания детей о цветах (садовые, полевые, комнатные). Дифференциация звуков –Р-Л. Закрепить образ букв –Р, -Л, -Ф. Тренировать умение дописывать пропущенные в словах буквы, развивать навык звуко-буквенного анализа слов. Закреплять знания по теме «Цветы. Закреплять умение составлять придумывать рассказ на заданную тему. Развивать умение подбирать к предмету как можно больше признаков. Воспитывать внимание, речь, умение четко и громко отвечать на поставленный вопрос; любовь и бережное отношение к цветам. | Картинки с изображением цветов: садовые, полевые, комнатные. Картинка «Строение цветка». Разрезные картинки «Цветы». Тетради, ручки, цветные карандаши. | Нищева Н.В., с. 40 Коноваленко В.В., с. 63 |
08.04 | «Вестники весны» (перелетные птицы)
| Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы». Совершенствовать навыки рассказывания по картине; грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных). Развивать связную речь, внимание, мышление детей. Воспитывать самостоятельность, любовь к пернатым. | Картинки с изображением перелетных птиц, тетради, ручки, цветные карандаши. Схема для рассказа. | Быкова И.А., с. 31-35 Нищева Н.В., с. 63 Скоролупова О.А., с. 47
|
15.04 | «Подводное царство» (рыбы)
| Расширять представление о рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Рыбы». Совершенствовать навыки чтения и «печатания» слов с пройденными буквами. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану. Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Картинки «Рыбы», цветные карандаши, тетради. Разрезная картинка «Рыба». | Нищева С.П., с. 26, 45. Коноваленко В.В., с. 60 |
22.04 | «В мире насекомых»
| Закреплять умение составлять описательные рассказы с опорой на схему. Упражнять в пересказывании текстов. Пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые». Развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание. Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных. Закрепить образ букв –С, -Ц, -Й. Воспитывать у детей самоконтроль за речью, бережное отношение к насекомым. | Картинки насекомых, мини – музей «Насекомые». Текст для пересказа «Перелетный жук». | Гомзяк О.С., с. 9. Нищева Н.В., с. 51 |
29.04 | «Волшебный портфель» (школьные принадлежности)
| Обобщить представления детей о школе и школьных принадлежностях. Расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности» (школа, школьник, учитель, класс, урок, перемена, учеба, знания, учебник, тетрадь, пенал, папка, дневник и т.д.). Совершенствовать навыки составления и чтения слов, предложений. Развивать умение рассказывать по плану. Закреплять умение дописывать слова, вставляя в них пропущенные буквы (-Ч, -Л, -Й). Формировать готовность к школе. | Картинки с изображением школьных принадлежностей. Картинка – Буратино. Тетради, цветные карандаши. | Быкова И.А., с. 57 Нищева Н.В., с. 184 |
МАЙ | ||||
06.05 | «Весна в деревне» (весенние с/х работы)
| Расширять представления о необходимости и значении труда взрослых людей. Формировать представления о труде людей весной на селе. Расширять и активизировать словарь по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть; весенний, черный, влажный, белый; пахать, боронить, рыхлить, копать, белить.Сеять). Формировать навыки образования сложных слов. Формировать практические навыки посадки растений. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки слогового анализа слов. Автоматизировать произношения звука [Щ – Ч] в предложении. Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности. | Картинки по теме «Труд на селе весной», предметные картинки с изображениями инструментов и орудий труда, д/и «Что лишнее?», счетные палочки, ящики с землей, семена (лук, укроп, петрушка, огурец), лейка.
| Коноваленко В.В., с. 52 |
13.05 | «День Победы»
| Расширять представления детей об армии (солдаты в годы ВОВ, воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Уточнить знания детей о празднике – Дне Победы. Учить детей пересказу. Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них. | Альбом «Фотографии военных лет», альбом «Значки», д/и «Каким должен быть воин – солдат?» | Коноваленко В.В., с. 66 |
20.05 | «Незнайка в гостях у детей» (повторение)
| Уточнить понятие «звук»; закрепить звукослоговой анализ слов; формировать умение составлять предложения с предлогами, читать и печатать слова и предложения; развивать мышление, внимание. Воспитывать самостоятельность. | Картинка (Незнайка), конверты с заданиями, «волшебная корзиночка», тетради, ручки.
| Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 23 |
27.05 | Итоговое занятие |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация предметно-пространственной - развивающей среды по речевому развитию.
При планировании работы большое внимание уделяется созданию предметно – развивающей среды в группе.
Игровой и дидактический материал соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, он доступен и его достаточно для осуществления коррекционно-развивающей деятельности: развития мелкой моторки, формирования речевого дыхания и фонематического слуха, обогащения и активизации словаря. Образовательная среда меняется в соответствии с лексической темой календарного плана, содержанием обучения, усложняющимся уровнем игровых и двигательных умений, сезоном, возрастом ребенка. Все оборудование и детская мебель полностью соответствуют требованиям безопасности и СанПиН.
3.2. Методические рекомендации по реализации программы.
Работа по речевому развитию ведется по следующим направлениям:
Работа с педагогами;
Работа с родителями;
Работа с детьми.
Работа с педагогами:
Для решения задачи по повышению уровня педагогического мастерства воспитателей используются разнообразные формы работы с педагогами: консультации, индивидуальные беседы, семинары-практикумы, мастер-классы. Все это способствует пополнению недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов, а также расширению, углублению и систематизации этих знаний. Эти формы работы позволяют более глубоко вникнуть воспитателям в суть методики работы по речевому развитию дошкольников.
Работа с родителями:
Вся работа по развитию у дошкольников речевых навыков ведется вместе с родителями: педагог сообщает им о достижениях и проблемах детей, обучает родителей приемам и методам речевого развития в семье. С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании речевых навыков используются следующие методы:
- участие педагога в общих и групповых родительских собраниях;
- консультации;
- дни открытых дверей;
- проведение совместных мероприятий);
- анкетирование родителей;
- использование наглядности.
Работа с детьми:
При организации образовательной деятельности стоит учитывать, что у детей дошкольного возраста преимущественно преобладает:
- непроизвольное внимание, восприятие, основанное на эмоциях;
- преобладает непроизвольное воображение, значит, необходимо направлять его на создание образа и использовать прием словесного иллюстрирования;
- преобладает наглядно-образное мышление, значит, необходимо использовать как можно больше наглядных пособий, а для развития словесно-логического мышления необходимо задавать вопросы по установлению причинно-следственных связей.
Работая с детьми, активно используются разнообразные формы и методы проведения занятий:
словесно-образный:
- чтение литературных произведений воспитателем;
- беседы с элементами диалога;
- рассказы по схемам, иллюстрациям;
- проведение тематических вечеров и др.
наглядно-действенный:
- наблюдения;
- экскурсии;
- показ сказок, мультфильмов;
- рассматривание иллюстраций, репродукций картин;
- дидактические игры;
практический:
- игры дидактические, подвижные, малоподвижные,
- инсценировки и др.;
- вечера с родителями, для родителей и детей;
- изготовление с детьми наглядных пособий для занятий
3.3. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая база:
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
Видео и аудиоаппаратура Компьютер Сканер Принтер Ксерокс Проектор Мультимедийная установка Актовый зал | Подборка информационной и справочной литературы Сценарии праздников, утренников, конкурсов Диски, кассеты с музыкальными произведениями Видео и стерео записи Наглядные пособия: фотоальбомы, альбомы репродукций Диагностические методики |
3.4. Методическое обеспечение программы
- И.А.Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме»: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребенка говорить и читать».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
- Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе/ О.С.Гомзяк. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007г.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2001г.
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду с детьми 6 – 7 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
- Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
- Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
- Рабочая тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада / Нищева Н.В., 2001г.
- Пименова Т.И. «Выговаривать хочу…»: Дидактический материал. - СПб.: КАРО, 2006г.
- Занимательное азбуковедение: Кн. Для родителей, учителей и милых детей / Авт.-сост. В.В.Волина; Худож. Л.М.Рудаковская.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1994г.
- Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Планы занятий .- Волгоград.: Издательство «Учитель», 2000г.
- Курицына Э.М., Тараева Л.А. « Говорим правильно. Большая книга занятий по развитию речи».- М.: РОСМЭМ, 2006г.
- Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей / В.В.Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008г.
- Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010г.
Электронные ресурсы.
- http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/podgotovitelnaja-grupa-dou/page-2
- http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/pomojem-neznaike.html
- http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-razvitiyu-rechi
4. Краткая презентация программы дополнительного образования
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.
Направленность Программы
Образовательная программа по дополнительному образованию «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова. Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуге составлен на основе пособий по развитию речи и обучению грамоте:
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: второй год обучения (подготовительная группа)».- М.: Издательство «Альфа», 1993г.
- В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей».- М.: Издательство ГНОМиД, 2008г.
- Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г.
Новизна
Программа по дополнительному образованию «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во всю непосредственную образовательную деятельность включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Программа предполагает работу с детьми от 6 до 7 лет с письменного согласия родителей (законных представителей). Занятия проводятся в рамках дополнительного образования 1 раз в неделю. Длительность занятия с детьми подготовительной группы – 30 мин., что соответствует требованиям СанПиН2.4.1.3049-13.
Программа рассчитана на 1 год обучения, что составляет 36ч. в год.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Диагностическая карта речевого развития
Таблица оценки состояния общего и речевого развития детей
№ п/п | Фамилия,имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Примечание.
- — уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций (педагог-психолог)
- — уровень развития моторной сферы;
- — уровень развития импрессивной речи, состояние фонематических процессов;
- — уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;
- — уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;
- — уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;
- — уровень развития связной речи, состояние фонетической стороны речи.
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Высокий уровень
- Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.
Ребенок безошибочно дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы.
Ребенок безошибочно дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов.
Ребенок воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, безошибочно показывает предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху.
Ребенок безошибочно ориентируется в схеме собственного тела, может показать левый глаз правой рукой, правое ухо — левой рукой.
Ребенок с легкостью складывает картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов.
Ребенок с легкостью складывает фигуры из 6—7 палочек по памяти.
- Развитие моторной сферы
Ребенок моторно ловкий, хорошо координированный, все движения выполняет в полном объеме и нормальном темпе.
Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.
Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое. У ребенка не отмечаются леворукость и амбидекстрия.
Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.
Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.
Мышечный тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе, синкинезий нет.
Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе; переключаемость хорошая; синкинезий, тремора, обильной саливации нет.
- Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
Объем пассивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
Ребенок безошибочно показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: «игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «овощи», «фрукты», «домашние птицы», «дикие птицы», «домашние животные», «дикие звери», «транспорт».
Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.
Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками.
Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.
Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
- Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря
Объем активного словаря ребенка соответствует возрастной норме.
Ребенок может назвать по 4—5 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи антонимы.
Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам.
Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам.
- Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.
Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции.
Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.
- Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме.
Ребенок без помощи взрослого может составить рассказ по серии картинок.
- Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
Ребенок не нарушает звукослоговую структуру сложных слов.
Звукопроизношение соответствует возрастной норме.
Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.
Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована.
Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять начальный и конечный согласные из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.
Средний уровень
- Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
Ребенок вступает в контакт практически сразу. Эмоциональные реакции
достаточно адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.
Ребенок дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы, допуская единичные ошибки.
Ребенок дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов, допуская единичные ошибки.
Ребенок воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы, допуская единичные ошибки.
Ребенок ориентируется в пространстве, допуская единичные ошибки.
Ребенок ориентируется в схеме собственного тела, допуская единичные ошибки.
Ребенок складывает картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов с небольшой помощью взрослого.
Ребенок складывает фигуры из 6—7 палочек по памяти с небольшой помощью взрослого.
- Развитие моторной сферы
Ребенок недостаточно моторно ловок и координирован, но все движения выполняет практически в полном объеме и нормальном темпе.
Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее, но при этом проявляются его некоторая раскоординированность и моторная неловкость, присущие детям с ОНР.
Ручная моторика развита достаточно хорошо, практически все движения выполняются в полном объеме; но ребенок испытывает небольшие затруднения при переключении с одного движения на другое. У ребенка может отмечаться леворукость или амбидекстрия.
Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека, но делает это не вполне уверенно.
Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата, но делает это недостаточно ловко и уверенно.
Мышечный тонус мимической мускулатуры несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в несколько замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.
Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме и в замедленном или ускоренном темпе; переключаемость несколько затруднена; отмечаются синкинезии, тремор, повышенная саливация.
- Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
Объем пассивного словаря практически соответствует возрасту. Ребенок показывает по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов, допуская единичные ошибки.
Ребенок показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: «игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «овощи», «фрукты», «домашние птицы», «дикие птицы», «домашние животные», «дикие звери», «транспорт», допуская единичные ошибки.
Ребенок показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками, допуская отдельные ошибки.
Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками, но допускает единичные ошибки.
Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов, допуская единичные ошибки.
Ребенок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, допуская единичные ошибки.
- Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря
Объем активного словаря ребенка практически соответствует возрастной норме.
Ребенок может назвать по 3—4 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи некоторые антонимы.
Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.
Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.
5.Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже, допуская единичные ошибки.
Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции, иногда допуская отдельные ошибки.
Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами –онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида, но иногда допускает отдельные ошибки.
6.Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме.
Ребенок может составить рассказ по серии картинок с небольшой помощью взрослого.
7.Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
Ребенок незначительно и только на фоне предложения нарушает звукослоговую структуру сложных слов.
Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение двух групп звуков.
Объем дыхания нормальный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.
Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь интонирована недостаточно.
Ребенок повторяет цепочки слогов с опозиционными звуками, умеет выделять начальный и конечный согласные из слов, определять количество и последовательность звуков в слове, но иногда допускает отдельные ошибки.
Низкий уровень
- Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно. Эмоциональные реакции неадекватны и неустойчивы. Ребенок эмоционально нестабилен.
Ребенок плохо дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, плохо определяет направление звука, при воспроизведении заданных педагогом ритмов делает множественные ошибки.
Ребенок плохо дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов.
Ребенок плохо дифференцирует плоские и объемные геометрические формы.
Ребенок плохо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела.
Ребенок не может сложить картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов.
Ребенок не может сложить фигуры из 6—7 палочек по памяти.
- Развитие моторной сферы
Ребенок моторно неловок, плохо координирован, все движения выполняет не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе.
Ребенок не может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; не может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; не может бросить мяч от груди, из-за головы; не может подбросить и поймать мяч; не может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее или делает это крайне неуверенно и только с помощью взрослого.
Ручная моторика развита плохо, все движения выполняются в не полном объеме; ребенок плохо переключается с одного движения на другое. У ребенка отмечается леворукость или амбидекстрия.
Ребенок не умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.
Ребенок не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.
Мышечный тонус мимической мускулатуры значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.
Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе; переключаемость плохая; отмечаются синки- незии, тремор, обильная саливация.
- Развитие импрессивнойречи, состояние фонематического восприятия
Объем пассивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
Ребенок не всегда может показать по несколько предметов, относящихся к понятиям: «игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «овощи», «фрукты», «домашние птицы», «дикие птицы», «домашние животные», «дикие звери», «транспорт».
Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.
Ребенок не всегда понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; не всегда понимает существительные
с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, плохо дифференцирует глаголы с различными приставками.
Ребенок не всегда понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.
Ребенок плохо дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
- Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря
Объем активного словаря ребенка не соответствует возрастной норме
и гораздо ниже его.
Ребенок не может назвать даже по 2—3 существительных по всем предложенным логопедом темам; не может назвать части тела и части указанных предметов; не может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; не использует в речи антонимы.
Объем глагольного словаря недостаточный. Ребенок не может назвать действия по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.
Объем словаря прилагательных недостаточный. Ребенок не может назвать признаки предметов по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.
- Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Ребенок допускает множественные ошибки при образовании формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительных множественного числа в родительном падеже.
Ребенок допускает множественные ошибки при согласовании прилагательных с существительными единственного числа; при употреблении предложно-падежных конструкций.
Ребенок не умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-; не умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; не умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида или делает это с множественными ошибками.
- Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
Уровень развития связной речи не соответствует возрастной норме.
Ребенок без помощи взрослого не может составить рассказ по серии картинок.
- Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
Ребенок значительно нарушает звукослоговую структуру сложных слов.
Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение трех-четырех групп звуков.
Объем дыхания недостаточный. Продолжительность выдоха недостаточная. Дыхание верхнеключичное. Сила и модуляция голоса недостаточные.
Темп и ритм речи не нарушены. Паузация нарушена. Речь не интонирована.
Ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками с множественными ошибками, не умеет выделять начальный и конечный согласные из слов, не умеет определять количество и последовательность звуков в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...