"ИКТ в обучении грамоте детей с ОВЗ"
методическая разработка по обучению грамоте

Позднякова Ольга Ивановна

Использование мультимедийных презентаций в обучении грамоте с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22ikt_v_obuchenii_gramote_detei_s_ovz22.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Управление образования Администрации городского округа Клин

                РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

                      УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

       МАСТЕР-КЛАСС

           «Инновационные технологии

               по обучению грамоте детей с ОВЗ»

             ТЕМА:

 «ИКТ в обучении грамоте детей с ОВЗ»

(из опыта работы)

Подготовила:

учитель-логопед

МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»

Позднякова О.И.

Дата проведения: 23.01.2020г.

г.о..Клин, 2020.

Древняя китайская мудрость гласит «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму»

(слайд 2)

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по использованию ИКТ, в частности, интерактивных презентаций на занятиях по обучению грамоте. 

Актуальность  работы над интерактивными пособиями обусловлена, с одной стороны, ростом количества детей с тяжёлыми нарушениями речи, в частности ОНР, что обуславливает поиск новых и эффективных средств коррекции.

С другой стороны, стремительным внедрением компьютерных технологий в дошкольное образование, что в свою очередь определяет новые требования к педагогу и его профессиональной компетенции.

Нельзя забывать и о том, что современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Поэтому задача педагога информационной эпохи – грамотно построить процесс общения ребёнка с компьютером, научить использовать компьютер в познавательных и обучающих целях, помогать и способствовать самостоятельному приобретению новых знаний, закреплению имеющихся!

Одним из таких средств, повышающих эффективность логопедической работы являются интерактивные презентации. (слайд 3)

Презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Интерактивной она становится тогда, когда пользователь может каким-то образом влиять на отображаемый в тот или иной момент материал. Отличительной особенностью интерактивной презентации активная работа ребёнка, возможность самостоятельно выбрать вариант ответа и сразу определить верный он или нет. (слайд 4)

Этапы создания обучающей интерактивной игры.

(важна её дидактическая направленность)

  1. Определить обучающие задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, требованиями программы.
  2. Продумать игровую ситуацию: что будем делать, для кого или для чего?
  3. Определить способ выполнения задания: как это делать?
  4. Уточнить, как ребёнок должен действовать в игре, чтобы решалось обучающая задача.  (слайд 5)

Специфика мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста:

1.Должна включать минимум текстовой информации (может быть представлен в виде названий слайдов или коротких вопросов)

2. Если используется буквы, то они должны быть крупными, легко читаемыми, контрастными по отношению к фону.

3. Основное содержание должно состоять из аудиовизуального ряда, видео, подборки фотографий или серии предметных картинок. (слайд 6)

Был разработан цикл обучающих презентаций по развитию фонематического слуха и восприятия, включающих в себя:

-пояснительную записку;

- звуковой файл – инструкцию, размещенной в начале каждого интерактивного пособия с которой педагог должен ознакомиться, прежде чем приступить к использованию пособия. На основе инструкции педагог проводит перед игрой и в процессе работы (по необходимости) инструктаж с ребенком.

- аудио файлы;

- рисунки, анимационные картинки;

- небольшой текстовый материал;

- навигации (гиперссылки, триггеры)

1. Тренажёр-раскраска по развитию фонематического слуха «Я умею различать

гласные звуки» (для детей 5-6лет).

2. «Дидактический тренажёр

«Где спрятался звук?» для детей 5-7 лет.

 

Презентация игр

Компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

  1. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую ситуацию и в конце занятия для подведения итога.
  2. Для детей дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует помнить, что на интерактивной презентации не должно быть построено занятие целиком.

Требования к использованию интерактивных игр – презентации на занятиях

  • Рациональная организация рабочих мест
  • Достаточный уровень освещения
  • Экран монитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. 
  • После занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

Содержание пособия целесообразно использовать в течение занятия фрагментарно, а не целиком. Во время работы необходимо периодически (каждые 1,5-2 мин.) переводить на несколько секунд взгляд воспитанника с экрана (для сбережения здоровья воспитанника).

Основываясь на личном опыте, я с уверенностью могу сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными значительно повышает эффективность обучения дошкольников с ОВЗ, в частности с детьми ОНР.

Занятия с использованием интерактивных пособий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности дошкольного возраста), но и повышают мотивацию обучения, а также способствуют появлению, а в последующем и поддержанию положительной динамики в коррекции ОНР, в частности фонематических процессов; развивают мелкую моторику, координацию; двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; и т.д..

Они могут использоваться логопедами на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, воспитателями в совместной и индивидуальной деятельности, а также самим ребёнком, находящимся под контролем взрослого.

  Практическая часть (ответы на вопросы с помощью смайликов).

Варианты ответов: радость – да, грусть – нет, задумчивость – затрудняюсь ответить.

Вопросы:

  1. Используете ли Вы компьютерные технологии в логопедической работе?
  2. Считаете ли необходимым использование ИКТ в работе?
  3. Качественно влияет ли ИКТ на здоровье детей, при соблюдении правил использования?
  4. Допустимо ли использование интерактивных презентаций на протяжение всего занятия?
  5. Познавательно ли было моё выступление (да,нет,частично)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.

Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"

Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

Упражнения по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)

Картотека упражнений по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)...