"ИКТ в обучении грамоте детей с ОВЗ"
методическая разработка по обучению грамоте
Использование мультимедийных презентаций в обучении грамоте с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22ikt_v_obuchenii_gramote_detei_s_ovz22.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации городского округа Клин
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
МАСТЕР-КЛАСС
«Инновационные технологии
по обучению грамоте детей с ОВЗ»
ТЕМА:
«ИКТ в обучении грамоте детей с ОВЗ»
(из опыта работы)
Подготовила:
учитель-логопед
МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»
Позднякова О.И.
Дата проведения: 23.01.2020г.
г.о..Клин, 2020.
Древняя китайская мудрость гласит «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму»
(слайд 2)
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по использованию ИКТ, в частности, интерактивных презентаций на занятиях по обучению грамоте.
Актуальность работы над интерактивными пособиями обусловлена, с одной стороны, ростом количества детей с тяжёлыми нарушениями речи, в частности ОНР, что обуславливает поиск новых и эффективных средств коррекции.
С другой стороны, стремительным внедрением компьютерных технологий в дошкольное образование, что в свою очередь определяет новые требования к педагогу и его профессиональной компетенции.
Нельзя забывать и о том, что современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Поэтому задача педагога информационной эпохи – грамотно построить процесс общения ребёнка с компьютером, научить использовать компьютер в познавательных и обучающих целях, помогать и способствовать самостоятельному приобретению новых знаний, закреплению имеющихся!
Одним из таких средств, повышающих эффективность логопедической работы являются интерактивные презентации. (слайд 3)
Презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Интерактивной она становится тогда, когда пользователь может каким-то образом влиять на отображаемый в тот или иной момент материал. Отличительной особенностью интерактивной презентации активная работа ребёнка, возможность самостоятельно выбрать вариант ответа и сразу определить верный он или нет. (слайд 4)
Этапы создания обучающей интерактивной игры.
(важна её дидактическая направленность)
- Определить обучающие задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, требованиями программы.
- Продумать игровую ситуацию: что будем делать, для кого или для чего?
- Определить способ выполнения задания: как это делать?
- Уточнить, как ребёнок должен действовать в игре, чтобы решалось обучающая задача. (слайд 5)
Специфика мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста:
1.Должна включать минимум текстовой информации (может быть представлен в виде названий слайдов или коротких вопросов)
2. Если используется буквы, то они должны быть крупными, легко читаемыми, контрастными по отношению к фону.
3. Основное содержание должно состоять из аудиовизуального ряда, видео, подборки фотографий или серии предметных картинок. (слайд 6)
Был разработан цикл обучающих презентаций по развитию фонематического слуха и восприятия, включающих в себя:
-пояснительную записку;
- звуковой файл – инструкцию, размещенной в начале каждого интерактивного пособия с которой педагог должен ознакомиться, прежде чем приступить к использованию пособия. На основе инструкции педагог проводит перед игрой и в процессе работы (по необходимости) инструктаж с ребенком.
- аудио файлы;
- рисунки, анимационные картинки;
- небольшой текстовый материал;
- навигации (гиперссылки, триггеры)
1. Тренажёр-раскраска по развитию фонематического слуха «Я умею различать
гласные звуки» (для детей 5-6лет).
2. «Дидактический тренажёр
«Где спрятался звук?» для детей 5-7 лет.
Презентация игр
Компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.
- Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую ситуацию и в конце занятия для подведения итога.
- Для детей дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует помнить, что на интерактивной презентации не должно быть построено занятие целиком.
Требования к использованию интерактивных игр – презентации на занятиях
- Рациональная организация рабочих мест
- Достаточный уровень освещения
- Экран монитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
- После занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.
Содержание пособия целесообразно использовать в течение занятия фрагментарно, а не целиком. Во время работы необходимо периодически (каждые 1,5-2 мин.) переводить на несколько секунд взгляд воспитанника с экрана (для сбережения здоровья воспитанника).
Основываясь на личном опыте, я с уверенностью могу сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными значительно повышает эффективность обучения дошкольников с ОВЗ, в частности с детьми ОНР.
Занятия с использованием интерактивных пособий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности дошкольного возраста), но и повышают мотивацию обучения, а также способствуют появлению, а в последующем и поддержанию положительной динамики в коррекции ОНР, в частности фонематических процессов; развивают мелкую моторику, координацию; двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; и т.д..
Они могут использоваться логопедами на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, воспитателями в совместной и индивидуальной деятельности, а также самим ребёнком, находящимся под контролем взрослого.
Практическая часть (ответы на вопросы с помощью смайликов).
Варианты ответов: радость – да, грусть – нет, задумчивость – затрудняюсь ответить.
Вопросы:
- Используете ли Вы компьютерные технологии в логопедической работе?
- Считаете ли необходимым использование ИКТ в работе?
- Качественно влияет ли ИКТ на здоровье детей, при соблюдении правил использования?
- Допустимо ли использование интерактивных презентаций на протяжение всего занятия?
- Познавательно ли было моё выступление (да,нет,частично)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...
Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...
Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.
Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....
Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.
Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....
Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"
Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...
Упражнения по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)
Картотека упражнений по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)...