Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Обучение чтению детей с ОНР.
Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeleyvospitateley.docx | 57.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению детей с ОНР.
Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.
Последние несколько десятилетий, наряду с повышением требований к начальному обучению, наблюдается рост числа психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к обучению в школе. Исследователи и педагоги отмечают, что, несмотря на систему дошкольного образования, внедрение новых программ подготовки дошкольников к школе, все больше младших школьников испытывают проблемы в начальной школе.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что успех обучения грамоте младших школьников в известной степени зависит и от качества подготовки их в период дошкольного детства. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения.
На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Важным показателем качества речи детей, необходимым при обучении в школе является правильность, отчётливость, произношение ими всех звуков в словах. Основные затруднения первоклассников в овладении чтением и письмом объясняются недостатками фонематического слуха и культурой звукопроизношения.
Ситуация усугубляется и тем, что последние десятилетия в обществе доминирует мода на раннее обучение детей чтению и иностранным языкам. Вначале существовало несколько авторских методик для дошкольников, которые применялись в дошкольных образовательных учреждениях и центрах раннего развития. Позже такие методики получили широкое распространение как среди ДОУ, центров раннего развития, так и среди родителей.
Однако раннее обучение чтению не приводит к планируемым результатам: ребенок, который умеет читать еще до школы, не всегда успешно обучается в начальной школе, не обязательно проявляет интерес к чтению в дальнейшем, а многие дети не могут овладеть навыком полноценного чтения на протяжении всего обучения в школе.Исследователи этого феномена считают, что одной из основных причин, которые определяют желание родителей научить ребенка читать как можно раньше, является то, что для взрослых ребенок становится элементом некоего престижа. При этом не учитываются возрастные возможности ребенка и психологические предпосылки обучения чтению, возникновение которых делает этот процесс естественным и успешным.
Проблемы обучения грамоте наиболее разработаны в психолого-педагогической литературе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) и в логопедических исследованиях в связи с нарушениями усвоения грамоты детьми с различными дефектами речи и недостатками психического развития (Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, Е.М. Мастюкова и др.). Прикладной аспект проблемы обучения чтению детей с недостатками речи является предметом исследований многих логопедов (Г.А. Каше, Е.В. Колесникова, Т.Б. Филичева, Т. В Туманова и др.).
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении.
Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. Они, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
В среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Это проявляется в значительном отклонении от
нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.
Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и письма и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.
Группа ведущих ученых (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом чтения и письма, и в будущем может стать причиной специфических его нарушений – дислексии и дисграфии..
Трудности в овладении письмом и чтением у детей с общим недоразвитием речи.
Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи, при обучении грамоте показывает роль и значение профилактики дислексии и дисграфии.
Дислексия - это частичное расстройство навыка чтения, которое проявляется в замедленном темпе чтения и множественных стойких ошибках, которые тоже носят частотный и устойчивый характер.
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.
Ошибки, относящиеся к дисграфии и дислексии , специфичны ( они не связаны с незнанием орфографических правил, в большинстве своем это ошибки сильных позиций), частотны и носят стойкий характер.
Нарушения чтения у детей распространяются как на способы овладения чтением, так и на понимание прочитанного. Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают
много самых разнообразных ошибок. Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в силу чего слово теряет своё значение. Бывает и так, что, назвав первые две-три буквы читаемого слова, дети стараются угадать, что они должны прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по буквенному составу, но отличающимся по значению.
К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно. Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других — читаются правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги.
Чтение детей с недоразвитием речи характеризуется также замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком или осмыслить читаемое.
Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.
Имеют место: - пропуски, перестановки, вставки букв или слогов (связаны с ошибками звукового и слогового анализа;
- раздельное написание частей слова (приставки отделяются от слова) «по шел», слитное написание предлогов со словами «надерево», смещение границ слова «у дедмо Рза» - у деда Мороза;
- отсутствие обозначения границ предложения;
- аграмматизм (нарушение связи слов: согласования и управления);
- смешение букв по кинетическому сходству (эти буквы имеют общую программу кинестетического запуска, то есть начинают писаться одинаково, и отличаются каким-то элементом - похожие кинемы);
- смешение букв по оптическому сходству - похожие графемы.
Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различением звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав.
Таким образом, нарушение чтения у детей чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях общего недоразвития речи (первый и второй уровни) дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвитием речи (третий уровень) в первом классе, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Для таких детей необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи и по подготовке
к обучению грамоте, а также совершенствование навыков звукового анализа.
Большие трудности вызывает у дошкольников с общим недоразвитием речи овладение навыками письма, особенно при наличии оптико-пространственнй дисграфии. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой,
речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Неустойчивость зрительных представлений затрудняет ребёнку процесс узнавания сходных по начертанию букв при обучении грамоте. Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память руки», о чём говорится в исследованиях Г.А. Волковой. Закрепление в памяти ребёнка неправильных образов букв приводит к возникновению ошибок на письме в начальной школе.
Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел как свои преимущества, так и недостатки: большое внимание уделялось знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу, но не был дан способ обучения процессу чтения.
И.Н. Шапошников предложил более усовершенствованный метод обучения грамоте. По его методике обучение грамоте идет от деления слова на слоги, а слов на звуки, причем выделяемые звуки обозначаются печатной буквой с последующим чтением написанного слова. Но и данная методика не раскрывала самого механизма процесса чтения, момента слияния звуков в слог.
В 1962 г. Д.Б. Эльконин разработал новую методику обучения чтению.
Отличительные особенности данной системы обучения чтению заключаются в том, что:
- дети в процессе овладения навыком чтения вводятся в звуковую действительность;
- дети овладевают слоговым чтением, переходя от одного этапа обучения к другому;
- переход от слогового чтения к чтению целыми словами осуществляется за счет умения вычленять словесное ударение.
Основной недостаток данной методики состоит в том, что схема звукового состава слова не отражает его качественного содержания, определяется только количеством звуков в слове, без выделения гласных, твердых или мягких согласных.
В дальнейшем над усовершенствованием системы обучения грамоте работали такие авторы, как А.И. Воскресенская, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, Л.Е. Журова. Рассмотренные методики обучения грамоте были ориентированы на обучение грамоте детей без речевой патологии.
Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой. Система обучения грамоте детей с ОНР разработаны ведущими специалистами, как Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Рассмотрим особенности, структуру и содержание системы обучения грамоте детей с ОНР.
Л.Ф. Спирова и Р.И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звукобуквенного состава слова. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях:
- обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах;
- предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии - а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л, ш, р, ж, мягкие согласные, й, мягкие звонкие согласные, аффрикаты;
- темп прохождения всех звуков более медленный;
- развивается навык быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова;
- весь словесный материал знаком детям;
- проводится систематическое повторение и закрепление речевого материала;
- параллельно с изучение звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;
- изучается один и тот же звук и буква;
- ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;
- широко используется аналитико-синтетическая работа с разрезной азбукой.
Данная система обучения грамоте ориентирована в основном на младших школьников с общим недоразвитием речи, но однако успешно применяется в процессе коррекционного обучения дошкольников с ОНР.
Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков. В основу системы обучения грамоте положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.
Содержание обучения распределяется по периодам. Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.
На протяжении всего обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием звукобуквенного анализа и синтеза. Такая работа направлена
на предупреждение дисграфии и дислексии. Последовательность изучения звуков дается в соответствии с программой обучения Г.А. Каше. Система обучения направлена на то, чтобы дошкольник научился осмысленному чтению, на поэтапное и последовательное формирование произвольного внимания к фонетическому и морфологическому составу слова, к синтаксису и орфографии, что имеет большое значение в профилактике письма и чтения.
Обучение грамоте по данной системе начинается с середины второго года обучения.
Т.А. Ткаченко предлагает систему обучения грамоте дошкольников с ОНР, где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г.А. Каше. Обучение грамоте рассчитано на два года - в старшей и подготовительной к школе группах.
Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. По мнению Л.Е. Журовой и Д.Б. Эльконина, фонематическое восприятие у детей формируется в процессе специального обучения как результат более высоких форм речевого слуха. Под термином «фонематическое восприятие» подразумевается специальное действие по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы.
Фонематических слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психологической активности Отличительной особенностью системы обучения грамоте дошкольников с ОНР Н.В. Нищевой состоит в том, что непосредственно образовательный процесс начинается со средней группы. По системе Нищевой ребенок с ОНР уже в средней группе читает слова, состоящие из двух открытых слогов, а в подготовительной группе к чтению добавляется письмо печатными буквами. На протяжении всего периода обучения осуществляется развитие навыков фонематического анализа. Большое внимание автор уделяет профилактике дисграфии и дислексии. Н.В. Нищева предлагает обучить детей подготовительной группы алфавитному названию букв и выучить с дошкольниками сам русский алфавит.
Таким образом, основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия в онтогенезе
Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия.
Уточним понятия о фонематическом слухе и фонематическом восприятии.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы русского языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную и др. По данным многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениями, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.
Формирование у детей фонематического слуха происходит постепенно, в процессе естественного развития. В возрасте до года ребенок хорошо понимает интонацию и реагирует на тон обращенной к нему речи.
Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с
заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
В норме, как правило, ребенок 7-го года жизни имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамоте.
Однако первичного фонематического слуха, который обеспечивает восприятие чужой речи, недостаточно для овладения чтением и письмом. Необходимо развитие более высокого уровня, на котором ребенок может расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б. Эльконин назвал такое умение фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показывают исследования, не возникают спонтанно, а формируются в результате обучения грамоте на основе первичного фонематического слуха.
Таким образом, фонематический слух формируется у ребенка в процессе развития импрессивной речи. Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы. Причем исследованиями доказано, что фонематический слух и фонематическое восприятие должны быть сформированы до начала обучения грамоте, поскольку одновременное обучение чтению и развитие фонематического слуха оказывают взаимное торможение
Особенности формирования готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи .
Проблемой изучения и формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитие речи занимались и занимаются такие исследователи как Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, Ф.А. Сохин, М.М. Кольцова, Е.В. Гурьянов, П.А. Горфункель, М.М. Безруких, С.О. Филиппова, Т.И. Дубровина, А.П. Бондаренко и многие другие.
Как показывают данные исследований в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе, звукового анализа.Важными условиями предупреждения дислексии являются — раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.
Используя в работе методики данных авторов, устранение недостатков устной речи и пропедевтика чтения ведётся аналитико-синтетическим звуковым методом.
В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиций следующий за ней гласной фонемы. Поэтому при обучении грамоте учащиеся должны:
1. четко различать гласные и согласные фонемы;
2. находить гласные фонемы как слогообразующие элементы;
3. ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
4. усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи должна предшествовать определенная логопедическая работа, основные направления которой следующие:
1. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука)
2. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, Различать между
собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им является важным условием готовности к полноценному овладению чтением , что сказывается на понимании прочитанного текста. Поскольку лексикон литературного текста значительно шире пределов лексикона разговорной речи, большое расхождение между словарем ребенка и словарным составом читаемого текста снижает понимание прочитанного.
5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.
6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.
8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).
В результате у детей развивается умение не только правильно произносить, но и различать все фонемы родного языка. Развитие звукового анализа и синтеза слов, постепенно формирует навык послогового чтения. Дети осмысленно читают лёгкие тексты, отвечают на вопросы по прочитанному, учатся пересказывать. По окончании обучения, дети выпускаются в массовую школу со значительным улучшением или полной коррекцией речевой патологии, а также умеют читать и подготовлены к усвоению школьной программы.
С уровнем развития устной речи также тесно взаимосвязано и овладение письмом. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Важным моментом при подготовке к обучению грамоте является так же коррекционная работа по предупреждению оптико-пространственной дисграфии, которая включает в себя:
1.Развитие концентрации внимания и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.
2. Развитие зрительной памяти.
3. Развитие пространственных представлений.
4. Распознавание графемы (буквенный гнозис).
Сначала проводится работа по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Очень важным на данном этапе является развитие мелкой моторики руки, поскольку у детей данной категории отмечается моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки.
Затем проводится коррекционная работа по предупреждению ошибок письма на уровне буквы.
Полезным для запоминания букв является:
- обводка и раскрашивание объёмных букв, их штриховка;
- выкладывание букв из кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, семечек;
- моделирование буквы из пластилина, ниточек, проволоки;
- выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве;
- ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание;
- определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами);
- найти недостающее элементы буквы. Для этого обращаются к играм «Буква сломалась», «Жук-буквоед»;
Очень заинтересовывает детей использование метода песочной терапии и водной терапии детям нравится писать буквы на песке пальцем или палочкой. Попросите ребёнка написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь « неправильной» буквы. Также можно писать буквы палочкой зимой на снегу.
Полезны задания на узнавание букв: найти букву среди ряда других букв; назвать или напечатать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв, добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга; восстановить слова из букв; вставить в слово пропущенную букву; восстановить слова, используя заданные слоги. Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.
Таким образом, необходимо комплексное развитие всех сторон речи (фонетическо-фонематической, лексико- грамматической), высших психических функций (памяти, восприятия, внимания, мышления) и анализаторных систем (зрения, слуха, моторики), так как теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой старших дошкольников с общим недоразвитие речи.
Формы и методы коррекционного воздействия при обучении элементам грамоты дошкольников с ОНР.
Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР становится выбор форм и методов обучения. Процесс обучения грамоте предполагает разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин и т.д. Самый эффективный метод - использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время - основного вида деятельности старшего дошкольника.
Дети с общим недоразвитием речи очень часто пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми.Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”.
Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования.
Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
В коррекционной работе используются специально подобранные игры и упражнения, направленные на профилактику дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые
просты по содержанию, имеют несложную инструкцию и интересны для детей:
1.Игры на выделение звука на фоне слова
«Найди предмет»
Закрепление знаний о гласных звуках.
У логопеда на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют.
«Кто в домике живет?»
Развитие умения определять наличие звука в слове.
Домик, набор предметных картинок.
В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ - фишка.
«Поезд»
Развитие умения выделять гласные звуки.
Поезд с буквами, предметные картинки.
Логопед рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой.
«Где спрятался звук?» Развитие умения устанавливать место звука в слове. У логопеда - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове. Логопед показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах.
«Выдели звук» Развитие умений выделять первый звук в слове. Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка. Логопед загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук.
2. Дифференциация гласных и согласных.
«Найди место» Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка. Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки.
«Кто больше?» Дети делятся на несколько групп. Каждой группе логопед предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов.
«Лото»
Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки. Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный - закрывают красной полоской, если согласный - синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает.
«Найди картинке место»
Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки.
У логопеда на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам.
3. Деление слова на слоги.
«Магазин игрушек» Логопед расставляет игрушки и предлагает детям купить те, в названии которых определенное количество слогов.
«Отправим животных в плавание» На доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.
«Кто уйдет дальше?» Ребенок идет от доски, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается мелом на полу. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.
-«Что вокруг нас?» Логопед предлагает детям отыскать вокруг себя предметы с определенным количеством слогов. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.
«Цветы» Развитие умение определять количество слогов в слове. Предметные картинки (цветы). На столе логопеда картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов.
«Зоопарк» Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов.Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных. Логопед говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.
«Чудесный мешочек» Развитие умений делить слова на слоги. Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога. Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование.
«Молчанка» Развитие умения определять количество слогов в слове.Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка). Логопед называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.
4. Выделение ударного слога.
«Соберем урожай» Развитие умения ставить в словах ударение. Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины. Детей разделить на две команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. Первая команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай.
«Один – два – три» Развитие умения слышать слог в слове. Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный. Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым, вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру.
«Загадка» Закрепление умений выделять ударный слог. У логопеда карточки с загадками и отгадками. Логопед загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям
дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог ударный.
5. Слог, как часть слова (для читающих детей)
«Точка» У логопеда карточка со слогом -точка-, у детей карточки с различными слогами. Детям предлагается добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово (веточка, кисточка и т. п.). Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который быстрее всех правильно составит слова.
«Собери слова» Детям раздаются карточки со слогами (та, за, ва, со, сли, тык, хал, клюк). У логопеда карточка со слогом -ва-. Дети по очереди подходят к доске и прикладывают свою карточку к слогу, чтобы получилось слово и прочитывают его.
«Перевертыши» Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. Карточки со слогами у каждого ребенка. Логопед по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет какие два слова получились.
«Домино» Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. У каждого ребенка по пластинке домино и одна у логопеда. Логопед выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок.
«Часы» Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур. Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово.Игра продолжается до тех пор, пока не используются все слоги.
«Цепочка» Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один ребенок называет слово, например: «окно», и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку.
Таким образом, проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой.
Только целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр при обучении элементам грамоты детей с ОНР способствует устранению предпосылок дислексии и дисграфии и успешной подготовке детей к обучению в школе.
Заключение
Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в овладении грамотой, что определяется нарушением формирования всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза; несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом.
В связи с этим, ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.
Литература:
1. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. - Л., 1990.
2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: пятьдесят логопедических игр. СПб. 2004.
3. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6 , 2006.
4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
5. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. - М., 1995.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985
8. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.
9. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М., 1998г
10. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2006.
11. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - С.Пб. 1995.
12. Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. - С. Пб. 1999
13. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - М., 2001.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 2001.
15. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. СПб. - 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности процесса подготовки к обучению грамоте детей 6-летнего возраста без проблем речевого развития и их сверстников с общим недоразвитием речи III уровня
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Подготовка к обучению грамоте имеет большое значение в коррекционно...
Методическая разработка по теме: "Особенности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ЗПР"
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к обучению в школе приобретают все большее значение в...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Мос...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»
обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...