ОД по обучению грамоте Форма проведения: квест - игра «В поисках пропавшего подарка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_po_obucheniyu_gramote.docx55.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ОД по обучению грамоте
Форма проведения: квест - игра
«В поисках пропавшего подарка»
Цель: обобщение у детей ранее полученных знаний, умений и навыков по обучению грамоте
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить понятия «буква, звук, слог, слово, предложение».
- Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению; упражнять в составлении предложений.
- Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
Развивающие:
- Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
- Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к родному языку, умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
- воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.
Раздаточный материал:
- карточки с заданиями;
- сигнальные карточки (красные, синие, зеленые);
- Вводная часть
- Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Воспитатель.: - Дорогие ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними без слов - жестами и мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли наши друзья, Слыш и Буковка. Ой, что же случилось с ними???
2. Проблемная ситуация
Дети: они грустные, не улыбаются…
Воспитатель: друзья, что с вами??? (воспитатель обращается к Слышу и Буковке и подставляет их к уху и слушает их). Ребята, Слыш и Буковка сказали мне, что они приготовили вам подарок, но по дороге к нам, подарок у них забрал Кощей и спрятал его. Что же делать, ребята???
Дети: Надо помочь Слышу и Буковке… отправиться на поиски… ответы детей…
Воспитатель: А вы не боитесь, вам не страшно будет, ведь мы не знаем какие трудности нас ждут???
Дети: нет… мы справимся, ведь надо помочь нашим друзьям…
Воспитатель: Какие вы молодцы и смелые. Ребята, т.к. Кощей живет в сказке, нам надо отправляться в сказку и нам могут в этом помочь сказочные герои. У них у каждого есть Кощеевы подсказки. Но у нас мало времени нам надо торопиться. А подсказку мы получим только тогда, когда справимся с испытаниями. Кощей очень хитрый и просто так не отдаст то, что забрал… Вы готовы???
Дети: да…
Воспитатель: Ну что Слыш и Буковка остаются в саду, а мы отправляемся на поиски… Давайте вспомним девиз, он нам поможет:
Мы дружные ребята! Мы всегда, где надо.
Никогда не подведем, И выход мы всегда найдем!!!
II. Основная часть
ЗАДАНИЕ 1:
Итак, первая подсказка находится у героя, которого вы отгадаете из загадки:
День и ночь, как заведенный,
По цепи златой кругом.
Ходит этот зверь ученый
Знаешь, речь идет о ком???
Дети: Кот ученый.
Правильно ребята, идем к коту…
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
И называется всё Алфавит.
Что вы видите на доске?
Так, а что такое АЛФАВИТ?
Алфавит – это порядок расположения букв по порядку от А до Я.
Правильно, ребята!
Отгадайте загадки:
Один мягкий и свистит,
Другой твердый и шипит,
Третий вовсе запоет,
Только кто произнесет. (звук)
Черные птички на белой страничке.
Молчат, ожидают, Кто их прочитает. (буквы)
Правильно, молодцы!
Вам нужно вспомнить и рассказать все, что вы знаете о звуках, буквах. Готовы?
- Давайте вспомним, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и говорим)
-Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)
-Какие могут быть согласные? (твердые и мягкие)
–Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)
–Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (синим)
–Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (зеленым)
- Как отличить гласный от согласного?
Ответы детей
А теперь давайте вспомним, какие мы учили с вами стихи.
Дети читают стихи:
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Молодцы!
Воспитатель: молодцы, смотрите, Кот нам отдает подсказку. Кто на ней нарисован?
Дети: Мудрая Сова
Воспитатель: Значит,скорее, бежим к ней за следующим испытанием!
ЗАДАНИЕ 2:
Воспитатель: Ребята, что это у Мудрой Совы???
Дети: сигнальные карточки
Подвиньте сигнальные карточки. Я называю звуки, а вы показываете карточки:
А, в, вь, о, м, ль, к, ть, д).
Молодцы!
Игра «Поймай звук»
Поймай звук М, если он есть в данном слове: машина, соль, сок, дом, мука, стол, шум, мама, команда.
Молодцы!
Смотрите, мудрая сова дает следующую подсказку, и мы бежим к кому???
Дети: к Буратино
ЗАДАНИЕ 3:
Воспитатель:
-Что мы можем составить при помощи букв? (СЛОВА).
А можно ли слово поделить на части, слоги? (Да).
Игра «Молчанка»
Я называю слово, а вы не говоря ни слова делите его на слоги хлопком и показываете количество слогов на пальцах. (Миша, сорока, мел, кот, машина, молоко, лиса, книга),
- Ребята, как ещё узнать, сколько слогов в слове?
(сколько в слове гласных звуков - столько и слогов).
Примеры слов: соль, стул, мама.
Воспитатель: какие молодцы, и Буратино очень рад и благодарит ВАС своей подсказкой. К кому идем???
Дети: к Маше
ЗАДАНИЕ 4:
Воспитатель: встаем в круг и сделаем вместе с Машей физминутку.
Физкультминутка «Буквы»
В старом дереве дупло.
Это домик буквы о.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с ней на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнуть,
(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)
Молодцы!
Воспитатель: ребята, смотрите, Маша приготовила нам следующую подсказку. Кто это???
Дети: Незнайка…
ЗАДАНИЕ 5:
Ребята, а посмотрите что здесь у незнайки на доске?
Перед вами слоги, из которых нужно составить слова:
РА ДУ ГА
Ма ши на
ЛИ СА
ВА ЗА
- Сколько слогов в каждом слове? ( по количеству гласных)
Итак, ребята значит из слогов мы составляем слова! А что мы составляем из слов?
- правильно, предложения!
Дидактическое упражнение «Составь предложение»
Воспитатель: Придумайте предложения по этой схеме. А так как сейчас на улице весна, пусть оно будет тематическим, о весне. И поможет вам картина
L______ ______.
L______ ______ ______.
L______ ______ ______ ______.
III. Заключительная часть
Ура!!! Молодцы, ребята, нам Незнайка дает подсказку. Давайте посмотрим, что же у нас получилось из этих подсказок./ответы детей-карта/
Ребята, скажите, о чём нам рассказывает карта /ответы детей/
Воспитатель и дети собирают из подсказок карту на которой указан потерянный подарок от Слыша и Буковки… Ребята видят, что домик в котором спрятан подарок отмечена крестиком и догадываются, что подарок спрятан в ней. Подходят к домику и находят книгу «Азбука».
Воспитатель: какой полезный и нужный подарок приготовили нам Слыш и Буковка… Как вы думаете почему именно АЗБУКУ подарили вам друзья???
Дети: мы идем в школу, и Азбука нам пригодится в школе. /ответы детей/
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад к Слышу и Буковке, они за нас переживают и ждут нас…
Вокруг себя мы обернемся к Слышу и Буковке вернемся!!!
Дети и воспитатель подходят к Слышу и Буковке…
Герои их встречают с улыбкой. дети благодарят Слыша и Буковку за подарок.
4.Рефлексия:
Воспитатель: ребята, что же вам пришлось преодолеть, чтобы вернуть подарок? – ответы детей…
Какое задание для вас было сложное, какое легкое? – ответы детей…
А что нам помогло выполнить все задания, не испугаться испытаний Кощея? –
ответы детей: дружба, храбрость, смелость, знания…
На память у вас останутся цветные буквы. Вы можете их оживить, превратив в веселых человечков, зверей и растения.
Знаете как? (нет)
Нужно дорисовать глазки, косички, хвостики и др. Фломастеры и карандаши я разложу на столах позже. Я благодарю вас за работу. Вы большие молодцы!
Самоанализ
Направление: познавательно – речевое
Занятие проводила с детьми подготовительной группы, присутствовало 15 детей. Дети легко идут на контакт с педагогом. Умеют слушать и слышать педагог. Так и друг друга.
Целью занятия являлось обобщение у детей ранее полученных знаний, умений и навыков по обучению грамоте.
Мною были поставлены следующие задачи:
1.Обучающие:
-Закрепить понятия «буква, звук, слог, слово, предложение».
-Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению;
-Упражнять в составлении предложений.
-Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове.
-Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
2.Развивающие:
-Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
-Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.
3.Воспитывающие:
-Воспитывать любовь к родному языку, умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
-Воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.
Структура занятия:
Вводная часть – 4 мин
Основная часть -24 мин
Заключительная часть (рефлексия) 5мин
Интегрированное занятие в нашем случае - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Организационная деятельность, подготовка к занятию осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент заданий были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в группе и в занятии.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности, перемещение по группе во время занятия.
Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
В каждом моменте занятия я старалась услышать развернутые ответы детей, помогала активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде поощрения. Каждый ребенок получил разноцветную буковку.
Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены. Временные рамки соблюдены.
Структура занятия
Вводная часть – 4 мин
Основная часть -24 мин
Заключительная часть (рефлексия) 5мин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «В поисках волшебной книги» Форма проведения: квест -игра
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группеТема: «В поисках волшебной книги» Форма проведения: квест -играИнтеграция образовательных областе...
КВЕСТ - ИГРА «В ПОИСКАХ ПРОПАВШЕГО ПОДАРКА»
Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района КВЕСТ - ИГ...
Конспект проведения КВЕСТ - игры «В поисках подарков для мам» с детьми подготовительной к школе группы
Цель. Усовершенствование образовательного процесса посредствам использования инновационной педагогической технологии — КВЕСТ (игры с элементами головоломок, ребусов и задач, требующих от игрока ...
Квест-игра «В поисках пропавших подарков» ко Дню Защитника Отечества
Цель: способствовать гармонизации детско-родительских отношений; знакомить детей с традицией празнования Дня защитников Отечества....
Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.
В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.Квест-игры являются а...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Квест - игра «В поисках пропавшего подарка»
Образовательная область: «Речевое развитие» Вид: познавательно-речевое Форма проведения: квест-игра Цель игры: систематизация и актуализация ранее полученных знаний, у...
Квест Игра " В поисках пропавшего подарка"
Систематизация и актуализация раннее полученных знаний, умений и применение навыков по обучению грамоте...