«Речевое развитие» Обучение грамоте (старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Жемчужинка»
Образовательная область
«Речевое развитие» Обучение грамоте
(старшая группа)
Выполнил: Никонорова Э.Н.
воспитатель I категории
п.Харп
2019 г.
Занятие по Образовательной области «Развитие речи» Обучение грамоте.
Звуковой анализ слова «Луна»
«Путешествие к Лунтику»
Цель: Научить различать гласные и согласные звуки в словах, составлять предложения.
Задачи:
- Продолжать обучение детей звуковому анализу слова;
- Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;
- Совершенствовать навыки дифференциации согласных звуков по твердости - мягкости;
- Закрепить понятие слово и предложение, упражнять в умении расширять предложения.
- Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух (Развивать речевое внимание и речевой слух детей.)
- Развивать внимание, мышление.
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, самостоятельность, инициативность.
Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал:
Картина-схема слова луна, красные, синие фишки (по две каждого цвета) указка. Мяч. Звездочки с заданиями вырезанные из картона.
Раздаточный материал:
красные, синие фишки; карточки для звукового анализа слова луна;
Место проведения: групповая комната.
Этапы игры:
Организационный момент.
Основная часть
Заключение
Ход занятия.
Организационный момент
Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и улыбнемся гостям и друг другу.
Воспитатель: - Посмотрите, какие звездочки я нашла, когда шла по дороге в детский сад, наверное это послание из космоса. Кто же их отправил. Без вас читать не стала. Давайте вместе прочитаем. Это же загадка. (звезда 1)
отгадайте загадку.
Блин в окошко виден Тане,
То он в масле, то в сметане,
Кто-то край уже отъел,
Поделиться не хотел!
(Луна)
Основная часть
А на этой звездочке другое задание (звездочка2) Здесь написано
Воспитатель: - « Я знаю, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничего не мешает. Как называются такие звуки?
Ответ детей: - Гласные. И обозначаются они красными фишками.
Воспитатель: - «Как называются звуки, при произнесении которых нам мешают губы, зубы, язык? Какие бывают согласные звуки?
Ответ детей: Согласные. Твердые и мягкие.
Воспитатель: - Еще мы можем назвать твердые и мягкие согласные звуки «большие и маленькие братцы». Давайте поиграем. Я буду называть маленького братца, а вы большого и наоборот. Проводится д/и «Назови братца» с мячом.
Воспитатель: - А сейчас пройдут за стол те дети, чье имя начинается на звук (м, р, к и т.д.) дети в определенной последовательности садятся за столы.
Воспитатель: -
А вот еще звездочка (3) На ней написано : « Я растерял все звуки в слове ЛУНА, помогите их найти» Поможем ребята?
Звуковой анализ слова луна:
Воспитатель предлагает произнести слово луна так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук.
Воспитатель:
-Сколько звуков в слове Луна . четыре
- Как вы узнали ? четыре клеточки под картинкой
- Произнесите слово так чтобы было хорошо слышно первый звук
- «Какой первый звук в слове луна? » - [ л ].
- «Что мешает во рту, когда мы произносим звук [ л ] ?» (язычок)
- Л – твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. (Дети на своих схемах в тетрадях обозначают звук [ л ] синей фишкой.)
( интонационным выделением звука [ у], синхронно ведя указкой под схемой слова на доске.)
- «Какой второй звук в слове луна?» - [ у ].
- «Какой это звук?» (гласный)
- «Как вы узнали?» (Когда мы произносим звука [ у ], во рту ничто не мешает, голос идет свободно)
- «Какой фишкой обозначим гласный звук?» (Красной).
(Дети обозначают на своих схемах звук [ у ] красной фишкой).
произносим слово с интонационным выделением звука [ н ], синхронно ведя указкой под схемой слова на доске. (Дети называют звук, отмечают, что произносить его мешает язычок, обозначают его на своих схемах синей фишкой).
Произношу слово с интонационным выделением последнего звука.
Спрашиваю: - «Какой четвертый звук в слове луна?» (Звук [ а ], гласный, во рту ничто не мешает его произносить).
(Дети обозначают звук [ а ] красной фишкой.) Вызванный к доске ребенок ставит красную фишку в четвертую клеточку схемы. Двое-трое ребят читают слово у доски с указкой.
Воспитатель: А сейчас физкультминутка
Буквой Л расставим ноги.
Словно в пляске,-руки в боки.
Наклонились влево - вправо,
Влево - вправо.
Получается на славу.
Влево - вправо,
Влево - вправо.
Дид. игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула).
Я сегодня утром рано
Умывалась из под (крана).
Наша старшая сестра
Вяжет с самого (утра).
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с (Тамарой).
Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу).
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную (лепили) .
Как у нашей дочки
Розовые (щечки).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
А рядом бегемотики
Схватились за (животики).
А слониха вся дрожа,
Так и села на (ежа)
Воспитатель:
Вот еще одна звездочка 4, посмотрите здесь прикреплен диск , наверно этот отгадка кто же нам прислал задания, где же нам посмотреть?
Это же Лунтик!
Ой я не дочитала задание. Лунтик просит составить предложение о нем.
Состав предложения :
Лунтик машет ребятам. И т.д.
Заключение
- Ребята, вам понравилось помогать Лунтику. Что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?
Помощь зала.
К нам сегодня в садик пришло письмо . Наверное оно для вас. Как называется ваша группа ?
-Дельфинчики.
- тогда точно для вас.
Воспитатель: Наверное, там какой то сюрьпри з. Да это же письмо от Лунтика. Он пишет, что за то что вы справились со всеми заданиями прислал вам раскраски. Посмотрите какие красивые .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление со звуком [З]» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе
В конспекте используются:методы и приемы: игровой момент, показ артикуляции, чтение по слоговой таблице, дидактические игры, продуктивная деятельность, физминутка.технологии: Игровая. Здоровьесбе...
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе "В гостях у Мартышки"
Непосредственно-образовательная деятельность, представленная в конспекте, основана на игровой ситуации. Для детей старшей группы подобраны различные задания развивающего характера на закрепление уже и...
НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: « Путешествие по России»
Интеграция образовательных областей: познание, художественно-продуктивный труд, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие. Программное содержание: закрепить умение детей проводить звук...
Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (Обучение грамоте) для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Знаний»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» образовательная область:речевое развитие
Занятие для подготовительной группы по речевому развитию. Буква Ш...