Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе "В гостях у Мартышки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Непосредственно-образовательная деятельность, представленная в конспекте, основана на игровой ситуации. Для детей старшей группы подобраны различные задания развивающего характера на закрепление уже известного детям материала по обучению грамоте. Детям предлагается поупражняться в звуковом анализе слов, в разгадывании простых ребусов, в подборе рифмы к словам... Внесён и соревновательный мотив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ
«Центр развития ребёнка – детский сад № 125»
Конспект
НОД
по
речевому развитию
/обучение грамоте/
старшая группа
Тема: «В гостях у мартышки»
Воспитатель Николаева М.Н.
высшая квалификационная
категория
г. Дзержинск
2015 г.
Задачи:
- Способствовать созданию непринуждённой творческой обстановки во время
непосредственно-образовательной деятельности
- продолжать учить проводить звуковой анализ слова, используя цветные
фишки и интонационную дифференциацию звуков в слове.
- Развивать фонематический слух детей.
- Упражнять в умении получать новые слова, переставляя слоги.
- Упражнять в подборе слов, сходных по звучанию.
- Развивать логическое мышление, обучая детей разгадыванию ребусов.
- Воспитывать умение внимательно выслушивать высказывания сверстников,
замечать и доброжелательно исправлять речевые и логические ошибки.
- Воспитывать чувство юмора и доброжелательное отношение к окружающим.
- Поддерживать интерес к самостоятельному чтению слов.
Методы и приёмы:
- создание игровой проблемной ситуации
- наглядный
- вопросы к детям /активизирующие, уточняющие/
- хоровые ответы
- образец ответа воспитателя
- метод упражнения
- поощрение
- положительная оценка деятельности детей
Предварительная работа:
- д/и: «Подбери слово», «Скажи иначе», «Буквенный город»
- разгадывание кроссвордов и ребусов
- заучивание чистоговорок, вместеговорилочек
- игры со звучащими словами, придумывание рифмованных слов
Индивидуальная работа:
- Артур – добиваться умения работать в общем темпе со сверстниками;
- Никита – закрепить умение анализировать слово по схеме;
- Алёша - развивать стремление к речевой активности на занятии.
Материалы и пособия:
- 2 магнитных мольберта с набором магнитов;
- Мартышка /игрушка/;
- Фломастеры;
- Карточки с написанными вразброс буквами алфавита;
- Подносы с фишками 3-х цветов, карточки с 2-мя полосками;
- Демонстрационные панно: вазы красная и синяя, блюдо с «бананами»;
- Наборы цветов с написанными в центре буквами /гласные и согласные/;
- Карточки со слогами слов: машина, кукла, игра, книга, мячик, кубики;
- Прозрачное панно с карманами для карточек;
- Демонстрационные и раздаточные карточки с ребусами слов: ПИРОГ, ЁЛКА,
РЫБАК, МАСКАРАД, КОТЛЕТА, БУСЫ;
- Карточки с написанными крупно словами: «МОЛОДЦЫ», «УМНИЦЫ»,
«УМНИКИ», «СПАСИБО», «ВЫ МЕНЯ ПОРАДОВАЛИ!».
Ход НОД:
Действия воспитателя | Действия детей |
Дети вместе с воспитателем встают в круг. Предлагаю начать занятие с проговаривания «вместеговорилочки»: А сейчас давайте поиграем в нашу игру «Мартышка». Согласны? «Здравствуйте, я – мартышка! А я - ……..» В конце игры представляю детям нашу гостью – мартышку. Зовут её Чита! А вы для знакомства, пожалуйста, вот на этих карточках обведите в кружочек буквы, из которых состоит ваше имя. Вам понятно задание? А теперь, когда вы познакомились, приглашаю вас в гости к мартышке. Вот здесь у нас будет место для Читы, А здесь её любимые бананы. Вы сегодня будете выполнять разные зада- ния и получать за это от Читы в награду бананы. Начнём? Перед вами 2 вазы: красная и синяя. У каждого из вас есть цветы для этих ваз. Определите, какой звук изображен на вашем цветке, гласный или согласный, и прикрепите магнитом свой цветок к соответствующей вазе. Давайте начнём с Маши. Какой у тебя звук? -В какую вазу ты его «поставишь»? Правильно! Проверяю правильность выполнения задания и вручаю детям первый банан, прикрепляя магнитом в верхнюю часть мольберта. А теперь поупражняемся в составлении схем слов, используя наши цветные фишки. Ваши фишки каких цветов, Камилла? Напомните мне, что они обозначают? Лиза!
А синие, Света? Каких, уточни, пожалуйста! Молодец! Даша, а для чего нам нужны зелёные фишки? Прошу детей составить схему слова «ЛУК» Дети анализируют звуковой состав слова, Помогаю им соблюдать логику и алгоритм звукового анализа слова. Предлагаю составить следующую схему: слово «ЛЮК» . -Пожалуйста, произнесите это слово! Чем отличаются полученные схемы? Какое ещё слово может подойти к нашей схеме? Маруся! Молодец! Предлагаю детям составить схему для имени мартышки – ЧИТА! Объясняю, что звук «ч» во всех словах будет мягким и всегда на схемах его нужно отмечать зелёной фишкой. Проверим? Молодцы! И с этим заданием вы справились! Получайте банан! Предлагаю детям отдохнуть. Физкультминутка: Мы – весёлые мартышки! Мы играем громко слишком! Мы в ладоши хлопаем! Мы ногами топаем! Надуваем щёчки! Скачем на носочках! Оттопырим ушки! Возьмёмся за макушки! Как скажу я слово «три», Все с мордашками замри! А теперь хорошо бы у нас навести порядок! Вот здесь перепутанные слоги знакомых Вам слов. Пожалуйста, наведите порядок и Соберите правильно слова. Потрудились хорошо! Заработали ещё один банан! У вас на столах есть карточки с зашифрованными словами. Пожалуйста, Вместе подумайте и назовите мне эти слова. Задание проверяем вместе: показываю демонстрационную карточку с ребусом, дети отвечают. А теперь последнее задание! Вы должны придумать и сказать слова, которые звучат одинаково. Как это называется, Алиса? Правильно! Весы… Утка.. Рябина.. Рак.. Медаль… Соль.. Матрёшка… Рубашка… Банан… Хорошо у вас получилось! Сколько же вам удалось заработать сегодня бананов? Ого! Я даже не знаю, как вас похвалить? А знаете, что? Похвалите-ка вы себя сами! Показываю детям карточки с поощрительными словами. | Дети выбирают себе пару. Это ты! А это – я! Ты хороший у меня! Мой дружочек дорогой, И не нужен мне другой! Дети импровизируют во время игры, представляя себя и называя своё имя. Дети подходят к столам и выполняют задание. Дети проходят к столам, Садятся. Да! Маша: - «Д», он согласный. - в синюю. Дети выполняют задание, по очереди подходя к мольбертам. Красные, сини и зелёные. Красные – для обозначения гласных звуков, -для обозначения согласных звуков. -для обозначения твёрдых согласных. Они обозначают мягкие согласные звуки. Дети работают с цветными фишками, составляя схемы и анализируя слово. - лююк! Дети интонационно дифференцируют мягкий звук «ЛЬ», поочерёдно произнося: «луук» - «лююк». Лёд! Мел!... Дети выполняют, помогая друг другу. Дети придумывают и про- износят слова со звуком «ч»: чайник, человек, чашка, мячик… Дети хором произносят текст, сопровождая его соответствующими действиями. Дети выходят к мольбертам и выполняют задание. Дети работают в парах, разгадывая ребусы. - Рифма! Усы, часы Дудка Корзина Мак Педаль Роль Гармошка Ромашка Барабан Дети считают. Дети по желанию читают предложенные слова: МОЛОДЦЫ! УМНИЦЫ! УМНИКИ! ВЫ МЕНЯ ПОРАДОВАЛИ! СПАСИБО! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.Тема: знакомство с звуком «ж»...
конспект образовательной деятельности "Речевое развитие" (обучение грамоте) в подготовительной группе
Развивать умение детей выделять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги....
Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» образовательная область:речевое развитие
Занятие для подготовительной группы по речевому развитию. Буква Ш...
Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»
Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.Задачи:Образовательные:Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.Развивающие: Продолжать разви...
Конспект по "Речевое развитие. Обучение грамоте." в старшей группе.
Конспект по "Речевому развитию. Обучение грамоте." в старшей группе по теме: "Звуковой анализ слов "дом" и "дым""...
Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе
Тема: Звуки «С, Сь», буква «С»...