Мастер-класс "Подготовка дошкольников к обучению грамоте посредством информационно-коммуникативных технологий»
презентация к уроку по обучению грамоте (подготовительная группа)
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте
Что мы вкладываем в понятие грамота? (ответы коллег)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.97 МБ |
описание слайдов | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А В Б Что мы вкладываем в понятие «грамота»? Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью
А В Б Г Д Е Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речи, подготовка руки к письму
А В Б Г Д Е Младший дошкольный возраст упражнять в отчетливом произношении изолированных гласных (согласных) звуков, звукоподражаний, отчетливом произношении слов и коротких фраз; развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание; развивать речевое внимание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; формировать умение говорить спокойно, с естественной интонацией.
А В Б Г Д Е Средний дошкольный возраст закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков; развивать артикуляционную моторику; развивать фонематический слух, различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук (определять 1 звук в слове, протяженность слова, подбирать похожие по звучанию слова; совершенствовать интонационную выразительность речи.
А В Б Г Д Е Старший дошкольный возраст развивать умение производить звуковой анализ слов по предложенным моделям; дифференцировать звуки; выделять ударный гласный, называть его; дифференцировать твердый, мягкий согласный звук; формировать умение определять место звука в слове; составлять предложения, членить их на слова, составлять схему; составлять слова из слогов, преобразовывать слова.
А В Б Г Д Е Звуковой анализ – это: Последовательное выделение отдельных звуков в слове; Определение порядка звуков в слове; Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой).
А В Б Г Д Е Чем отличается звук от буквы? Звуки мы слышим , произносим Буквы пишем, видим. Буква – это знак!
А В Б Г Д Е Какие звуки называются гласными? Гласные звуки- это звуки при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.
А В Д Сколько гласных звуков? Назовите их? А О У И Ы Э
А В Б Г Д Е Хитрые (йотированные) буквы Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: Если стоят в начале слова После ъ и ь знаков Если стоят после гласной буквы
А В Б Г Д Е Какие звуки называются согласными? Согласные звуки- звуки речи, состоят из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо
А В Б Г Д Е Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы А У О Э Ы ) и мягкими (если после них стоят гласные буквы И Е Ё Ю Я ).
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
В Б Г Д Какие согласные всегда обозначают только твердые звуки? Ж, Ш, Ц Какие согласные всегда обозначают только мягкие звуки? Й, Ч, Щ
М О Р А Т Г Цветовые обозначения звуков
В каких позициях может находиться звук в слове?
Этапы овладения звуковым анализом. 1 2 3 4 Проведение звукового анализа с использованием фишек. Изучение гласных и согласных звуков Обучение полному звуковому анализу слова Определение места звука в слове: начало, середина, конец.
Составляем схемы МАК КИТ СОЛЬ [а]
А В Б Г Д Е В настоящее время возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения. Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой , позволяющей в полной мере реализовывать компьютерные технологии обучения.
Косынка 1 л ук л ейка со ль по л к л ей мо л оток Например : дифференциация звуков [л] - [л′]
Косынка 2 с анки з айка с алат з убы ко з а о с ы Например : дифференциация звуков [с] - [з]
Салют а ист л иса р ыба у тка Например : определение первого звука в слове
Умная гусеница Например : Определение места звука [р] в словах р обот кома р во р она к р ан
Цветная гусеница сло н окн о лис т мо ль пил а лу к гу сь Вариант 1: определение последнего звука в слове
А В Б Г Д Е Использование в своей работе интерактивной доски в ДОУ помогает:
А В Б Г Д Е Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Слайд 2
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте
Что мы вкладываем в понятие грамота? (ответы коллег)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.
Слайд 3
Что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в доу?
- развитие фонематических процессов
- обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речи,
- подготовка руки к письму
Слайд 4
Предлагаю восстановить наши знания по данной теме. За правильные ответы получаем фишки, набравший большее количество будет награжден.
Вспомним задачи по обучению грамоте во всех возрастных группах.
Младший дошкольный.
упражнять в отчетливом произношении изолированных гласных (согласных) звуков, звукоподражаний, отчетливом произношении слов и коротких фраз;
развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание;
развивать речевое внимание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность;
формировать умение говорить спокойно, с естественной интонацией.
Слайд 5
Средний возраст
закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;
развивать артикуляционную моторику;
развивать фонематический слух, различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук (определять 1 звук в слове, протяженность слова, подбирать похожие по звучанию слова;
совершенствовать интонационную выразительность речи.
Слайд 6
Старший дошкольный возраст (ст и подгот. гр.)
развивать умение производить звуковой анализ слов по предложенным моделям;
дифференцировать звуки;
выделять ударный гласный, называть его;
дифференцировать твердый, мягкий согласный звук;
формировать умение определять место звука в слове;
составлять предложения, членить их на слова, составлять схему;
составлять слова из слогов, преобразовывать слова.
Слайд 7
Одной из важнейших задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова.
Ведь от того, как ребёнок овладевает строением звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, и всё последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии.
Большая часть первоклассников не только не имеет понятия
о звуковом строении слова, но и страдает так называемой "фонематической глухотой"
Многие дети и слушают, но не слышат некоторые звуки, другие путают близкие по звучанию, третьим трудно вычленить один звук и так далее.
Это вызывает комплекс трудностей по бучению письму.
Анализ ошибок дисграфического характера, которые встречаются
в письменных работах школьников, показывают, что наиболее многочисленной оказалась группа ошибок на уровне буквы и слова. А это ошибки, которые отражают в первую очередь несформированность или трудности в формировании звукового анализа.
Поэтому ещё в детском cаду необходимо знакомить детей со звуковой стороной языка.
Звуковой анализ – это:
Последовательное выделение отдельных звуков в слове;
Определение порядка звуков в слове;
Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой).
Слайд 8
Чем отличается звук от буквы?
Слайд 9
Какие звуки называются гласными?
Гласные звуки- это звуки при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.
Слайд 10
Вспомним сколько гласных букв? (10)
А гласных звуков? (6) Назовите их (А,О,И,Э,У,Ы)
Слайд 11
А что же такое йотированные звуки?
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
Если стоят в начале слова
После ъ и ь знаков
Слайд 12
Какие звуки называются согласными?
Согласные звуки- звуки речи, состоят из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.
Слайд 13
Какие бывают согласные звуки?
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы А У О Э Ы) и мягкими (если после них стоят гласные буквы
И Е Ё Ю Я).
Слайд 14
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Слайд 15
Какие согласные всегда обозначают только твердые звуки?
Ж, Ш, Ц
Какие согласные всегда обозначают только мягкие звуки?
Й, Ч, Щ
Слайд 16
Цветовые обозначения звуков
Красный – гласный
Синий – тв. Согл.
Зеленый – мягк. Согл.
Слайд 17
В каких позициях может находиться звук в слове: начало, середина, конец.
Слайд 18
Определите этапы овладения звуковым анализом?
Изучение гласных и согласных звуков
Определение места звука в слове:
начало, середина, конец.
Проведение звукового анализа с использованием фишек.
Обучение полному звуковому анализу.
Слайд 19
Предлагаю провести звуковой анализ с использованием фишек слова…
Слайд 20
В настоящее время возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения.
Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой , позволяющей в полной мере реализовывать компьютерные технологии обучения.
Слайд 21
Игры
Косынка 1
Цель: тренировать в дифференциации звуков по твердости-мягкости
Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к синему или зеленому кругу соответственно. При правильном выполнении задания они оказываются на квадрате определенного цвета, задуманном педагогом.
Н-р: лук, лейка, соль, пол, клей, молоток (голубой квадрат)
Слайд 22
Косынка 2 Цель: тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости
Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по звонкости-глухости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к кругу с колокольчиком или без него. При правильном выполнении задания они оказываются на треугольнике определенного цвета, задуманном педагогом.
Н-р: санки. Зайка, салат, зубы, коза, осы ( синий треугольник)
Слайд 23
Салют
Цель: тренировать в определении первого или последнего звука в слове; учить различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости-мягкости
Ход игры: Педагог называет ряд слов. Дети определяют первый (последний) звук в каждом слове и начинают движение от белого круга вверх к кругам соответствующего цвета. При правильном выполнении задания они оказываются на звезде определенного цвета, задуманной педагогом.
Н-р: аист, лиса, рыбы. Утка (фиолетовая звезда)
Слайд 24
Умная гусеница
Цель: тренировать в определении позиции звука в слове
Ход игры: Педагог называет ряд слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова). Дети начинают движение от гусеницы вверх к соответствующим схемам. При правильном выполнении задания они оказываются на овале определенного цвета, задуманном педагогом.
Н-р: ворона, робот, комар, кран (желтый овал)
Слайд 25
Цветная гусеница
Цель: тренировать в определении первого (последнего) звука в слове
Ход игры: Педагог называет ряд слов, дети определяют первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывают красные, синие и зеленые фишки («раскрашивают» гусеницу)
Н-р: Слон, окно, лист, моль, пила, лук, гусь
Слайд 26
Использование в своей работе интерактивной доски в ДОУ
помогает:
Развивать высшие психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) за счет повышения уровня наглядности);
Развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки;
Повысить мотивацию и увеличить работоспособность, обеспечить психологический комфорт
Развивать слуховую, зрительную, ассоциативную память
Работа с детьми включает деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Аспекты подготовки детей старшего дошкольного возраста круглосуточных групп к обучению грамоте посредством игр и игровых упражнений"
Особенности орагнизации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в группе круглосуточного пребывания....
Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.
Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры. Картотека...
Обучение грамоте посредством логопедической ритмики
Конспекты НОД...
Мастер -класс для воспитателей "Звучащее слово" (обучение грамоте посредством игры).
Обучение педагогов интерактивной форме проведения занятия в целях повышения педагогической компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей, используя игры....
Конспект занятия по обучению грамоте посредством использования игр В. В. Воскобовича для детей старшей группы Тема: «Телевидение в Фиолетовом лесу»
Конспект по обучению детей грамоте в старшей группе ,посредством использования игровых технологий В.В.Воскобовича...
«Обучение грамоте посредством игр и упражнений»
Уважаемые родители, представленные игры и упражнения помогут Вам подготовить ребенка к чтению. Благодаря им формируются познавательные способности: внимание, память, мышление....
Методическая рекомендация по развитию у младших дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты посредством дидактических игр.
Методическая рекомендация по проведению дидактических игр "Подбери похожие слова", "У кого кто?".Данная рекомендация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учрежден...