Занимательное обучение чтению/ Звук [В] и буква В для детей старшей группы с ОВЗ
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
В конспекте занятия представлен материал для знакомства со звуком и буквой В. Описаны практические игры и задания для детей старшей группы с ОВЗ. Можно использовать и в общеразвивающей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnoe_obuchenie_chteniyu_starshaya_gruppa.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательное обучение чтению старшая группа
Тема: Звук [В] и буква В
Цели:
Образовательные:
Учить детей характеризовать звук В
- учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук»,
«твердый (мягкий) согласный звук»;
- учить определять место звуков [В],в начале слова
- научить анализировать слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ; анализировать и сравнивать слова ВОВА и ВАТА, составлять звуковую схему этих слов.
Развивающие:
-развивать у детей умение анализировать предложения, слова, слоги
-развивать фонематические процессоры
Воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью
Оборудование:
изображение буквы В , доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; сигнальчики; картинки, в названиях которых слышится звук В, схемы-паровозики, цветные фишки.
Ход занятия
Знакомство со звуком [В].
На доске висят картинки: ваза, водолаз, вагон.
- Назови все картинки.
- Какой первый звук во всех картинках? [В]
Когда мы произносим [В], то
- нижняя губа приближена к краям верхних зубов, по середине остается узкая щель для прохождения воздуха;
- верхние зубки слегка видны;
- горлышко «работает» (положить руку на горлышко)
Звук [В] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.
Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках, посчитать слоги.
Кто зимой холодной Маленький мальчишка
Ходит злой, голодный? В сером армячишке
(волк) По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (варежки)
2. Работа с картинками.
На столе лежать звуковые схемы-паровозики. 1. Звук [В] в начале слова. 2. Звук [В] в середине слова. Детям раздаются картинки, в которых звук [в] в начале или в середине слова: одуванчик, львы, ванна, диван, ваза, василек, сова, корова, садовник, водолаз, вагон.
- Разложите картинки в паровозики. В первом паровозике поедут картинки, которые начинаются на звук [В], во втором паровозике, картинки, в которых звук [В] в середине слова.
Физминутка
Подметаю я свой двор, (движение метлой)
Собираю в кучу сор. (движение руками )
Понемножк , понемножку
Всю я вычищу дорожку. (на корточках щипать траву)
Будут все меня хвалить, (широкий жест руками)
«Молодец!» мне говорить . (гладить себя по голове)
3. «Хлопушка»
(- звук в) -олк, -ата, -ода
(слог ВА) -за, -гон, -нна
4. Анализ буквы
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква В?
5. Конструирование буквы
Выложить на столе из геометрических фигур (пуговиц, камней, шнурков, счетных палочек) букву В.
6. Работа с кассой букв
ВА-ТА ВО-ВА ВАДИМ
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью звуковых кружочков
7.Работа в тетради
Найти и раскрасить 8 букв В разными цветными карандашами.
8.Пальчиковая гимнастика
Из гнезда торчат (соединяем большой палец с указательным)
Клювы маленьких стрижат (соединяем большой палец со средним)
Клювик раз ( соединяем большой палец с безымянным )
Клювик два (соединяем большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки ( сжимаем и разжимаем кулачки)
Голова (рисуем в воздухе круг )
9. Анализ и чтение слогов: ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ.
На доске в столбик гласные, ребенок получает машинку с буквой В водитель ребенок едет на машине, останавливается возле букв и дети читают прямые (обратные) слоги
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот твердый звук [в]. Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и слов подводного мира» для детей старшей группы
Конспект НОД по обучению грамоте...
НОД "Знакомство с буквой "Ш".(для детей старшей группы.)
Знакомство с буквой "Ш". (для детей старшей группы.)...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ]....
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению чтению «Звук [О] и буква О».
Задачи: познакомить детей с новым звуком [О], учить определять место звука [О]. Закреплять умение определять звук (А, У, О) по артикуляции. Учить читать букву О о. Учить писать печатную букву О о....
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [К]- [Х]. Буквы К, Х» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [К] – [Х]....
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия "Звуки М, Мь. Буква М" для детей старшей комбинированной группы
Цель: знакомство со звуками М, Мь, буквой М....
Конспект совместного занятия "Как Баба Яга стала доброй" .Закрепление буквы Б у детей старшей группы.
На занятиии были поставлены следующие цели:Активизация слухового и зрительного вниманияВыделение звука на фоне слова в легкой позицииОсознание звуковой стороны речиЗакрепление звуковых единиц метаязык...