Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш» для детей старшей группы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Форма проведения: игровая.
Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»
Задачи:
Образовательные задачи:
Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».
Закрепить произношение звука «ш» 
Познакомить с буквой «ш».
Развивающие задачи:
Развивать фонематический слух, внимание и память.
Развивать навыки чтения слогов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.
Воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Предварительная работа:
· Проведение занятий по обучению грамоте по плану.
· Разучивание чистоговорок.
· Беседа с детьми.
· Словесные игры.
Методы и приемы:
· Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквы и слоги, выложенные на мольберте).
· Словесный (художественное слово, вопросы к детям).
· Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).
Материалы и оборудование:
· Предметные картинки.· Тетради.· Карандаши.· Буквы.· Мольберт.
 
Оргмомент. (1  мин.)
Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.
Психологический настрой
- Раз, два, три, четыре, пять (загибают поочерёдно пальцы правой руки)
Будем мы сейчас опять (руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)
Смотреть, слушать, размышлять,(прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)
Но друг другу не мешать. («грозят» указательным пальцем)
Внятно, четко говорить, (очерчивают область рта)
Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)
И внимательными быть.
-Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день.
 
II.   1. Повторение. (2-3 мин.)
Слышны громкие  звуки, шуршание, кто-то  гремит.
-  Ребята вы  слышите? 
- А что это мы услышали? (звуки)
- Вы испугались?
- А если бы испугались, какой звук вы произнесли?  А-А-А
 - А если удивились? О-О-О
- А если вы хотели сами кого-нибудь напугать?  У-У-У.
- Ребята, вы сейчас произносили  звуки А, О, У, а какие это  звуки?  (Гласные) 
- А почему вы решили, что это гласные звуки? (Мы их поём, тянем и при  произношении не встречаем преград)
- А какие мы ещё знаем звуки? (согласные)
- А чем они  отличатся от гласных? (в отличие от гласных, согласные звуки не тянутся, потому что  при его произношении мы встречаем препятствие в виде губ, языка, зубов)
- Правильно ребята!
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
 
2. Сообщение темы. (1-2 мин)
- Ребята, к нам  сейчас придёт  гость, а кто вы  узнаете, когда отгадаете загадку.
Любит он малину, мёд
Человека страх берёт,
Если станет он реветь,
Потому что он …(медведь)
Правильно ребята!
из «волшебного мешочка» появляется медведь. 
Здравствуйте ребята! Я Мишка, а зовут меня Шишка!  Я  для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями,  вас ждёт сюрприз.
- Поможем Мишке? Садись   Мишка и  посмотри,  какие мы молодцы.
- Ребята Мишка собирается на праздник к своим друзьям, а какой праздник без воздушных шариков. Поможем Мишке их надуть?
Вот у нас корзина с волшебными невидимыми шариками, подходите, берите по шарику и будем надувать.
                   Я надул воздушный шарик (вдох) ш-ш-ш-ш.
                   Укусил его комарик (сдулся) шшшшшшшш
                   Лопнул шарик не беда, новый шар надую я.
Какие молодцы! Сколько шариков.
- Когда мы надували шарик, то какой звук произносили? (ш)
- А когда лопнул шарик. (ш)
- Вот мы с вами и познакомились с новым звуком. Это звук? (Ш).
- Ребята, давайте присядем  на стульчики.
 
3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.) 
– Произнесем звук [ш]  
 - Как расположены губы, когда мы произносим этот звук? (губки округлены и слегка вытянуты вперед). 
- На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”). 
- Где он расположен? (за верхними зубками). 
- Произнесем звук “ш”. 
Какой он - гласный или согласный? (согласный) 
Почему? (при произношении нам помешал язычок). 
- Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её. 
- Голосок спит или звенит? («спит»). 
Значит он звонкий или глухой? (глухой). 
- Этот звук твердый или мягкий? (твердый). 
- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. Запомните, звук «ш» всегда твердый! (На экране появляются символы звука «Ш»).
Этот звук не любит шалить и  шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.
-  Что он делает? (шипит)
- Он шипящий. 
ВЫВОД: Звук (ш) согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.
 
4. Закрепление звука (3-4 мин)
Наш гость для вас приготовил игры. И первая игра
Игра «Поймай звук «ш»: Среди других звуков. Я буду произносить разные звуки, а вы если слышите звук «ш» хлопаете, если нет сидите тихо.
-В слогах;
-В словах (снег,  малыш, сок, шуба, стена, ландыш, вышка, забор, шапка, сова, кошка, бусы, мошка, камыши).
- Мишка для своих друзей приготовил подарки и мы должны помочь ему отправить их. Игра «Весёлый паровоз» Это вагончики и в них надо погрузить  подарки для друзей в словах, которых слышится звук (Ш).
 В первом вагончики поедут подарки, где звук (Ш) находится в начале слова.
 Во втором, где звук (Ш) находится в середине слова.
 В третьем, где звук  (Ш) находится в конце слова.
Картинки по количеству детей (шарф, шапка, шуба, шляпа, шорты, лошадка, кошка, мишка, машина, матрёшка, лягушка, карандаш, малыш, душ, камыш, мышь ). 
- Ребята, как одним словом можно назвать все картинки, которые мы погрузили в первый вагон (одежда).
-  А как можно назвать картинки одним словом во втором вагоне (игрушки).
- Молодцы! Вы справились с заданием и помогли мишке.
 
5. Физкультминутка (1-2 мин) На 12 минуте
Прыг –да скок, прыг – да скок 
Мишка прыгнул на пенек.            
В барабан он громко бьет,          
В чехарду играть зовет.              
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки, подтянись!          
Лапки ставим на бочок,                                                                                                               
На носочках прыг-скок-скок. Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Молодцы ребята. Проходим за столы.
 
6. Знакомство с буквой Ш. (3-4  мин)
– Мы знаем, что у каждого звука есть буква, которой он обозначается. 
Ребята, а чем отличается звук от буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем)
- Звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. 
- А на что похожа  буква Ш? Эта буква похожа на забор: три палочки и внизу - еще одна, вилку, расческу
- Выложите, пожалуйста, букву Ш из палочек.
-Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем  гимнастику для глаз 
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).
Рисуем глазками в воздухе букву Ш.
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Дети «пишут» букву в воздухе. Показ образца написания буквы на доске в клетку.
- А теперь напишем букву ш
Игра «Найди и обведи букву Ш» 
-Мишка для вас приготовил еще одну игру. 
найдите и обведите букву Ш в кружок. 
 
7. Формирование навыков чтения. (3-4 мин)
А вы знаете, что звуки любят ходить к друг другу в гости? 
А когда они встречаются получается песенка (слог).
 Правило: Ходят гласные к согласным образуя вместе слог.  Звук (А) пошел в гости к звуку (Ш) и получилась песенка – АШ.
Звук Ш пошел в гости к звуку А, ША
Чтение слогов по магнитной азбуке .
Буква Ш дружит с буквами. Давайте, почитаем, как они дружат.
Перед вами слоговая таблица. Давайте вместе прочитаем.
АШ УШ ОШ
ША ШУ ШО
 
Задания:
- прочитай слог в левом верхнем углу
- прочитай слог в правом нижнем углу
- прочитай слоги в среднем столбике
- прочитай слоги в нижней строчке
- Молодцы!
 
 III.   Итог (1 мин)
- Ребята мы сегодня с вами познакомились с согласным звуком? Кто напомнит, с каким звуком? Какой он? А какой буквой он обозначается?
Оценка речевой деятельности.
- Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания и помогли нашему гостю. За это вам мишка, как и обещал, приготовил сюрприз.
 (Открываем красивую шкатулку) Посмотрите - смайлики, они разные радостные, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии и вы справились со всеми заданиями вам было интересно - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности было скучно - грустного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш» для детей старшей группы.

Форма проведения: игровая.

Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»

Задачи:

Образовательные задачи:

Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».

Закрепить произношение звука «ш»

Познакомить с буквой «ш».

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух, внимание и память.

Развивать навыки чтения слогов.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

Воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа:

· Проведение занятий по обучению грамоте по плану.

· Разучивание чистоговорок.

· Беседа с детьми.

· Словесные игры.

Методы и приемы:

· Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквы и слоги, выложенные на мольберте).

· Словесный (художественное слово, вопросы к детям).

· Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).

Материалы и оборудование:

· Предметные картинки.· Тетради.· Карандаши.· Буквы.· Мольберт.

  1. Оргмомент. (1 мин.)

Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой

- Раз, два, три, четыре, пять (загибают поочерёдно пальцы правой руки)

Будем мы сейчас опять (руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)

Смотреть, слушать, размышлять,(прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

Но друг другу не мешать. («грозят» указательным пальцем)

Внятно, четко говорить, (очерчивают область рта)

Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)

И внимательными быть.

-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день.

II. 1. Повторение. (2-3 мин.)

Слышны громкие звуки, шуршание, кто-то гремит.

- Ребята вы слышите?

- А что это мы услышали? (звуки)

- Вы испугались?

- А если бы испугались, какой звук вы произнесли? А-А-А

- А если удивились? О-О-О

- А если вы хотели сами кого-нибудь напугать? У-У-У.

- Ребята, вы сейчас произносили звуки А, О, У, а какие это звуки? (Гласные)

- А почему вы решили, что это гласные звуки? (Мы их поём, тянем и при произношении не встречаем преград)

- А какие мы ещё знаем звуки? (согласные)

- А чем они отличатся от гласных? (в отличие от гласных, согласные звуки не тянутся, потому что при его произношении мы встречаем препятствие в виде губ, языка, зубов)

- Правильно ребята!

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

2. Сообщение темы. (1-2 мин)

- Ребята, к нам сейчас придёт гость, а кто вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Любит он малину, мёд

Человека страх берёт,

Если станет он реветь,

Потому что он …(медведь)

Правильно ребята!

из «волшебного мешочка» появляется медведь.

Здравствуйте ребята! Я Мишка, а зовут меня Шишка! Я для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждёт сюрприз.

- Поможем Мишке? Садись Мишка и посмотри, какие мы молодцы.

- Ребята Мишка собирается на праздник к своим друзьям, а какой праздник без воздушных шариков. Поможем Мишке их надуть?

Вот у нас корзина с волшебными невидимыми шариками, подходите, берите по шарику и будем надувать.

Я надул воздушный шарик (вдох) ш-ш-ш-ш.

Укусил его комарик (сдулся) шшшшшшшш

Лопнул шарик не беда, новый шар надую я.

Какие молодцы! Сколько шариков.

- Когда мы надували шарик, то какой звук произносили? (ш)

- А когда лопнул шарик. (ш)

- Вот мы с вами и познакомились с новым звуком. Это звук? (Ш).

- Ребята, давайте присядем на стульчики.

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)

Произнесем звук [ш]

- Как расположены губы, когда мы произносим этот звук? (губки округлены и слегка вытянуты вперед).

- На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”).

- Где он расположен? (за верхними зубками).

- Произнесем звукш.

Какой он - гласный или согласный? (согласный)

Почему? (при произношении нам помешал язычок).

- Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её.

- Голосок спит или звенит? («спит»).

Значит он звонкий или глухой? (глухой).

- Этот звук твердый или мягкий? (твердый).

- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. Запомните, звук «ш» всегда твердый! (На экране появляются символы звука «Ш»).

Этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

- Что он делает? (шипит)

- Он шипящий.

ВЫВОД: Звук (ш) согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.

4. Закрепление звука (3-4 мин)

Наш гость для вас приготовил игры. И первая игра

Игра «Поймай звук «ш»: Среди других звуков. Я буду произносить разные звуки, а вы если слышите звук «ш» хлопаете, если нет сидите тихо.

-В слогах;

-В словах (снег, малыш, сок, шуба, стена, ландыш, вышка, забор, шапка, сова, кошка, бусы, мошка, камыши).

- Мишка для своих друзей приготовил подарки и мы должны помочь ему отправить их. Игра «Весёлый паровоз» Это вагончики и в них надо погрузить подарки для друзей в словах, которых слышится звук (Ш).

В первом вагончики поедут подарки, где звук (Ш) находится в начале слова.

Во втором, где звук (Ш) находится в середине слова.

В третьем, где звук (Ш) находится в конце слова.

Картинки по количеству детей (шарф, шапка, шуба, шляпа, шорты, лошадка, кошка, мишка, машина, матрёшка, лягушка, карандаш, малыш, душ, камыш, мышь ).

- Ребята, как одним словом можно назвать все картинки, которые мы погрузили в первый вагон (одежда).

- А как можно назвать картинки одним словом во втором вагоне (игрушки).

- Молодцы! Вы справились с заданием и помогли мишке.

5. Физкультминутка (1-2 мин) На 12 минуте

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мишка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг-скок-скок. Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Молодцы ребята. Проходим за столы.

6. Знакомство с буквой Ш. (3-4 мин)

– Мы знаем, что у каждого звука есть буква, которой он обозначается.

Ребята, а чем отличается звук от буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем)

- Звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш.

- А на что похожа буква Ш? Эта буква похожа на забор: три палочки и внизу - еще одна, вилку, расческу

- Выложите, пожалуйста, букву Ш из палочек.

-Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем гимнастику для глаз

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

Рисуем глазками в воздухе букву Ш.

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Дети «пишут» букву в воздухе. Показ образца написания буквы на доске в клетку.

- А теперь напишем букву ш

Игра «Найди и обведи букву Ш»

-Мишка для вас приготовил еще одну игру.

найдите и обведите букву Ш в кружок.

7. Формирование навыков чтения. (3-4 мин)

А вы знаете, что звуки любят ходить к друг другу в гости?

А когда они встречаются получается песенка (слог).

Правило: Ходят гласные к согласным образуя вместе слог. Звук (А) пошел в гости к звуку (Ш) и получилась песенка – АШ.

Звук Ш пошел в гости к звуку А, ША

Чтение слогов по магнитной азбуке .

Буква Ш дружит с буквами. Давайте, почитаем, как они дружат.

Перед вами слоговая таблица. Давайте вместе прочитаем.

АШ УШ ОШ

ША ШУ ШО

Задания:

- прочитай слог в левом верхнем углу

- прочитай слог в правом нижнем углу

- прочитай слоги в среднем столбике

- прочитай слоги в нижней строчке

- Молодцы!

III. Итог (1 мин)

- Ребята мы сегодня с вами познакомились с согласным звуком? Кто напомнит, с каким звуком? Какой он? А какой буквой он обозначается?

Оценка речевой деятельности.

- Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания и помогли нашему гостю. За это вам мишка, как и обещал, приготовил сюрприз.

(Открываем красивую шкатулку) Посмотрите - смайлики, они разные радостные, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии и вы справились со всеми заданиями вам было интересно - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности было скучно - грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" с использованием мультимедийной презентации

Представлен краткий план-конспект НОД по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийной презентации....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш» для детей старшей группы.

Форма проведения: игровая.Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»Задачи:Образовательные задачи:Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».Закрепить произношение звука &la...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш» для детей старшей группы.

Форма проведения: игровая.Цель: Знакомство со звуком и буквой «ш»Задачи:Образовательные задачи:Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».Закрепить произношение звука &la...