Занятие " В мире звуков"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста “В мире звуков”.
Цель занятия: “Закрепление и обобщение детьми полученных ранее знаний о звуках”.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и обобщить полученные ранее представления о звуках. Знакомство с термином “Речевой звук”.
-Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
-Образование притяжательных прилагательных.
-Употребление в речи названий животных и их детенышей в ед. и мн. числе, в им. и род. падежах.
-Обогащение и активизация словаря детей.
Развивающие:
-Развитие умения соотносить звуки речи со звуками окружающей действительности.
- Развитие мышления, слухового внимания и памяти.
- Развитие творческого воображения.
-Развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики.
-Формирование четких координированных действий во взаимосвязи с речью.
- Формирование общих речевых навыков. Развитие силы и высоты голоса.
-Формирование нижне-диафрагмального дыхания.
Воспитательные:
-Воспитание эмоциональной отзывчивости.
-Формирование интереса к занятиям.
Оборудование:
- Аудиокассета с голосами животных (медведь, волк, сова, дятел, морская свинка) и фрагменты музыкальных произведений “Катание на санях”, П. И. Чайковского цикл “Времена года”.
- Декорации зимнего леса, животных.
- Морская свинка.
- Припасы для животных.
-Музыкальные инструменты.
- Бассейны с шишками.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Скажите, а какие чувства вы испытываете, когда приходит зима? Почему? А вы можете звуками выразить эти чувства, ваши эмоции? Давайте попробуем. Давайте произнесем звук “О” с радостной интонацией / удивленно / грустно. Молодцы! Я предлагаю вам совершить со мной путешествие в мир звуков. Мы будем их слушать, узнавать и произносить.
Воспитатель:Ну что, отправляемся в путешествие? Вставайте, стройтесь за мной. И давайте вспомним, какие бывают зимние забавы.
(Звучит фрагмент из музыкального произведения П.И. Чайковского,
под который проводится физминутка “Зимние забавы”.)
Мы бежим с вами на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках, (Изображают бег на коньках.)
Но упали мы. Ах! (“Падают”.)
А потом снежки лепили, (Сжимают воображаемый снежок ладонями.)
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали (“Падают” на стульчики.)
В зимний лес с вами попали. (Звучит фрагмент из музыкального произведения П.И. Чайковского.)
Воспитатель:Холодный ветер гуляет на лесной поляне, носится по лесу меж сосен и голых дубов. Положите ручки на животик, сделаем легкий вдох через нос, и как ветерок подуем Ш-Ш-Ш-Ш. Плечики не поднимаем. Молодцы! А теперь ветер стал сильнее. Это уже вьюга поднялась. Послушайте.
Логопед: Давайте поиграем в игру, которая называется “Вьюга”. Вы будите петь звук “У”. Если я поднимаю руку вверх, то вы поете громче, а если опускаю вниз – то тише.
Воспитатель:Мы с вами в лесу. Посмотрите, здесь живет много животных и птиц. Поиграем с ними в “Угадай-ку”? Они будут издавать звуки, а вы внимательно слушайте и потом, когда я вас спрошу, скажите мне, голос какого животного вы услышали.
Логопед: Это был голос кого?
Дети: Медведя.
Воспитатель Правильно, то есть это чей голос? И мы слышали его (что он делал?)……рычание. Он сейчас спит где? Зимой (в середине февраля) в берлоге у медведицы рождаются несколько маленьких …….медвежат.
Логопед: Давайте еще послушаем. А это были голоса кого?
Дети: Волков.
Логопед: Правильно. А как можно назвать группу волков? Мы слышали как они ….(что делали?)
Дети: Выли.
Логопед: Скажите, а одинаковыми ли голосами они выли? Как называют детенышей волков? А их матерей? У волчат и волчиц голоса высокие, а у волков - низкие. Сейчас мальчики будут волками- папами, и будут выть как они: низким, грубым голосом “У-у-у”. А девочки будут мамами - …волчицами, и будут выть….. высокими, тоненькими голосами. Приготовились? Воем!
Логопед: Слушаем дальше. Это голос кого?
Дети: Совы.
Логопед: Да, вы сразу ее узнали, а почему?
Дети: Потому что сова ухает.
Логопед: Давайте с вами разомнем наши пальчики, и “сделаем” сову:
Крепко сжали кулачки
Вместе сложим их быстрее –
Будто спорят две руки,
Кто из них двоих сильнее.
Пальчики большие – ушки
У совы есть на макушке.
Указательные - вместе, выпрямим
И клюв на месте.
Сидит сова на суку
Громко ухает: “Ух-у!”
Логопед: Ой, ребята, вы слышите…. какой-то звук? Рядом с нами. Мне кажется, что этот звук доносился из-за елки. Пойдемте с вами посмотрим. Ой, кто это?
Дети: Морская свинка.
Логопед: Как же она здесь оказалась? Совсем одна! Почему она так жалобно пищала? Она сможет здесь выжить, зимой? А мы можем ей как – то помочь? (Решено взять морскую свинку с собой в детский сад.) Пусть она пока посидит у меня в корзинке.
Логопед: Ребята, а животным и птицам зимой в лесу легко? Почему? Скажите, а почему белочке зимой легче, чем сове и волку?
Дети: Белочка делает припасы на зиму, а волк и сова – нет.
Логопед: Ребята, а мы можем, помочь голодающим птицам и животным? Как? У меня с собой в корзине есть разные припасы. Посмотрите. Назовите, что это, и какому лесному животному оно пригодиться? Кто может полакомиться этим? Кому это придется по вкусу? (Мясо – сове и волку т.к. они хищники, желуди, шишки, семечки, ягоды рябины и пр. – птицам и белке.) Положите эти припасы в кормушку для птиц и зверей.
Логопед: Кто это стучит?
Дети: Дятел.
Логопед: Он благодарит нас за угощение и предлагает нам поиграть. Но для этого, вы должны найти предметы, которые лежат под шишками. Посмотрите вокруг. Где лежат шишки?
Дети: Под елкой.
Логопед: Сейчас вам надо будет поискать предметы. Кто найдет один предмет, подходит с ним ко мне. Что вы нашли? (Бубен, колокольчик, ложки, трещотка, дудочка и пр.) Теперь положите их рядом со мной и садитесь на стульчики. Как все эти предметы можно назвать одним словом? А теперь давайте поиграем. Вам надо будет с закрытыми глазами внимательно послушать, узнать и запомнить какие звуки вы услышите, и в каком порядке они будут звучать. Закрывайте глаза и не открывайте, пока я вам не скажу. Слушайте.(Звенит колокольчик, стучат ложки, хлопают ладоши.)
Какой звук вы услышали первым? Вторым? … Последним?
(Дудит дудочка, трещит трещотка, шуршит бумага, звенит бубен.)
Логопед: Скажите ребята, голоса каких животных мы с вами сейчас слушали? Как можно назвать их одним словом? А как называют животных, живущих рядом с людьми? Послушайте шутливое стихотворение и помогите мне озвучить его героев.
Где-то собаки рычали:
…….(-Р-р-р!)
В стойле коровы ….(мычали):
……(-Мммуу!)
Кони в конюшне ….(ржали):
………(Ииии!)
А медведи в берлогах ….(спали).
Логопед: Молодцы! Вы замечательно озвучили героев этого стихотворения. Все животные были домашними, да… или нет?
Дети: Нет, медведь – дикое животное.
Логопед: Умнички! Ребята, видите, как много вокруг нас разных звуков. Мы с вами слышали звуки природы (вой ветра, вьюги). Звуки, которые издают предметы (бумага, колокольчик), животные. Звуки могут звучать по-разному: громко и ….(тихо); низко, и… (высоко), радостно и …(грустно). А мы с вами издаем звуки? Мы говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются….. (слоги), слоги образуют …..(слова), а слова – ……(предложения).
Логопед: Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться домой. И я предлагаю вам отправиться в обратный путь в лошадиной упряжке. (Звучит фрагмент музыкального произведения “Катание на санях”)
(Заключительный этап)
Логопед: Вот мы и приехали домой. Скажите, чем мы слышим звуки? А чем-нибудь еще мы слышим звуки? Нет, поэтому очень важно сохранить наш слух и не причинить ему вреда. Что мы должны для этого делать?
Дети: Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. В домике две двери. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук “П”. Что нам помогает его произносить? Правильно. В домике живет язычок. А в нашем горлышке - голос. Они тоже помогают нам произносить звуки. Положите ладошку на горло и произнесите звук “Б”. Теперь не только губы помогли нам, но и голос в горлышке. Вы услышали голос, почувствовали как горлышко, напряглось, задрожало? Так что же нам помогает произносить звуки?
Дети: Губы, зубы, язык, голос.
Логопед: Скажите, а как надо заботится о нашем ротике?
Дети: Чистить зубы. Полоскать рот после еды, полоскать горло. Не кусать твердые предметы. Не пить очень холодное.
Итог занятия.)Логопед: Итак, что мы слышим?
Дети: Звуки.
Логопед: Чем мы слышим?
Дети: Ушами.
Логопед: Чем мы произносим звуки?
Дети: Ртом.
Логопед: Правильно. На этом наше путешествие в мир звуков подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое групповое логопедическое занятие "В мире звуков"
Это собственная разработка. Занятие позволяет систематизировать и закрепить знания детей о звуках речи, об их основных характеристиках и отличиях. Развиваем фонематический слух и речь, внимание и анал...
Подгрупповое логопедическое занятие "В мире звуков" для детей подготовительной группы.
Цель: формировать фонетико – фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умения дифференцировать на слух речевой материал...
конспект логопедического занятия "В мире звуков" для детей старшего дошкольного возраста
конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. предназначен для формирования понятия "речевые звуки" и закрепления понятия о слове....
открытое занятие "в мире звуков к-к\'"
Занятие в логопедической гркппе. Знакомство со звуками к-к\'. На материале лексической темы "обитатели воды"...
Конспект подгруппового логопедического занятия "В мире звуков"
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группеТема: «В мире звуков» Цели:Коррекционно-образовательные: Знакомство с терминами «неречевой звук» и «ре...
Конспект открытого занятия "В мире звуков"
Программное содержание:Речевые задачи:Закрепить с детьми правильное произношение согласных звуков С и З;Развивать фонематический слух: учить детей звуковому анализу слов;Закреплять навыки дифференциац...
Конспект открытого занятия "В мире звуков".
Тема: Формирование представления о звуках.В мире звуков.Цель: Формирование представления о речевых и неречевых звуках. Обучающие задачи.1.Дать представление об органах артикуляционного аппарата.2...