конспект логопедического занятия "В мире звуков" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. предназначен для формирования понятия "речевые звуки" и закрепления понятия о слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект логопедического занятия "В мире звуков" | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по звукопроизношению в логопедической группе старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед Платонова Т.А.
ТЕМА: «В Мире Звуков». Речевые звуки
Коррекционно-образовательные: Закрепить знания об органах артикуляции, дыхания и голосообразования. Формировать понятие. Уточнить произношение звуков раннего и среднего онтогенеза. Закрепить понятие о слове. Учить различать слова, близкие по звуковому составу. Учить договаривать первый последний звук в слове. Учить сравнивать слова, ориентируясь на звуковой состав.
Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое восприятие, речевой слух, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, силу голоса. Развивать чувство ритма и рифмы в стихотворной речи.
Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.
Оборудование: «Гости» занятия: Аленушка и Василиса Премудрая (картинки), колокольчик, картинки с изображением животных и птиц, картинки с рифмованными текстами, полоски, профиль произношения звуков, картинки к артикуляционной гимнастике, массажные мячики, картинки-раскраски, коврограф, магнитная доска, контейнеры.
Предварительная работа: Чтение рассказа Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился», стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».
1. Организационный момент Упражнение «Колокольчик»
ЛОГОПЕД: «Колокольчик зазвенит,
Мы сегодня поиграем,
На занятие пригласит.
Что-то новое узнаем».
- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Нас сегодня ожидает новое путешествие в удивительный Мир Звуков. Чтобы снова попасть в Мир Звуков, нужно вспомнить, какие звуки называются «неречевые»? (Ответы детей)
2.Вводная часть Упражнение «Кто, как голос подает?» (Работа у коврографа)
ЛОГОПЕД: «К нам Аленушка пришла и картинки принесла. Она просит вас «оживить» картинки - вспомнить звуки, которые можно услышать на деревенском дворе».
Дети озвучивают, как подают голоса животные и птицы: корова, коза, собака, лошадь, кошка, петух, утка, курица.
ЛОГОПЕД: «Аленушка была в лесу, видите, у нее в руках корзинка с грибами. В лесу она тоже слышала разные звуки. Давайте «оживим» и эти картинки. Дети озвучивают картинки (дятел, филин, кукушка, лягушка, ежик).
3.Основная часть
- Сообщение темы
ЛОГОПЕД: «Вот мы попали в Страну Звуков. Но кроме «неречевых звуков» есть еще «речевые звуки». Человек в общении пользуется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает (окно, небо, солнце, дети...) С помощью слова можно передать (сообщить) свои мысли желания близким и друзьям. В Мир «речевых звуков» мы отправимся с Василисой Премудрой, она поможет нам узнать секреты и тайны слов». (Дети садятся за столы)
Секрет 1-й; «Чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить».
3.2 Развитие мелкой моторики Упражнение «Мячик» (Используются
массажные мячики) | |
Мячик, мячик, наш дружок. Колкий, колкий, колкий бок. | Вращать мячик, удерживая его подушечками пальцев по кругу, не 1 роняя. |
С мячиком мы поиграем, И в ладошках покатаем. L _ ____ | Положить мячик между ладонями и вращать его. |
Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем. Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда. | - Обхватить мячик ладонями, ритмично сжимать и разжимшть их, удерживая мяч. |
- Развитие общеречевых навыков
ЛОГОПЕД: «Что же есть у людей для того, чтобы говорить?» (Работа с артикуляционным профилем: губы, зубы,голос, воздух).
Секрет 2-й: «Чтобы научиться красиво и правильно говорить, нужно делать речевую гимнастику».
- Артикулящюншт гимматшт: «Окошечко в домике»; «Дудочка- улыбка», «Качели», «Мишка любит сладкий мед», «Барабанщик», «Лошадка» (биоэнергопластика);
- Дыхательно-голосовое упражнение «Заблудились» Произносить
звукосочетание «АУ» громко - тихо. Молодцы!
3.4.Развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти Игровые упражнения «Секреты слов»
ЛОГОПЕД: «Дети, пришла пора узнать еще один секрет слов; «Чтобы правильно говорить слова, нужно внимательно слушать и запоминать, как они звучат».
3.5 Игровое упражнение 1. «Слушай, запоминай и повторяй!»
ЛОГОПЕД: «Наступает «минутка Каждый из вас должен запомнить и повторить два слова без ошибки. А следить будет за всем Василиса Премудрая».
Пары слов: день - тень, папочка - бабочка, том - дом, бинт - винт, дочка - точка, гости - кости.
ВЫВОД: «Дети, Василиса хвалит вас. Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово».
3.6. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА Упражнение « На большом диване в ряд». Движения по тексту
На большом диване в ряд |
|
Куклы Катины сидят 2 медведя, Буратино и веселый Чипполино, И котенок, и слоненок | |
Раз, два, три, четыре, пять | |
Помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать |
ЛОГОПЕД: «Продолжаем открывать тайны слов? Как вы думаете, звуки в словах можно пропускать, терять?».
- Игровое упражнение 2. «Звук пропал»
ЛОГОПЕД: «Звук из слова тихо вышел, что его никто не слышал. Слушай, не зевай, звук в слово возвращай!» (В словах
на место пропавший звук и произнести ...-ЯЧИК, КУКЛ...,
...АШИНА, ВОЛЧО....ИРАМИДКА, БУРАТИН....ЕЗНАЙКА).
ВЫВОД: «Василиса рада, что вы вернули на место звуки в словах. Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово».
3.8 Игровое упражнение 3. «Длинные и короткие слова»
ЛОГОПЕД: «Слова бывают разные по длине. Слова, в которых много звуков - это длинные слова, а слова, в которых мало звуков - это какие слова? (короткие). Василиса приглашает вас поиграть. Если вы услышите слово, в котором много звуков, какую полоску вы поднимете? А если услышите слово, в котором мало звуков, какую полоску поднимите?
СЛОВА: МЯЧ,НЕВАЛЯШКА, ПИРАМИДКА, КУКЛА, МАШИНА, ШАР, МОЗАИКА, СЛОН,САМОЛЕТ, ЛОДОЧКА,
ВЫВОД «Молодцы! Запомните: слово может быть длинным или коротким».
4.Заключительная часть Игра «Подскажи словечко»
ЛОГОПЕД: «Вы сегодня узнали секреты и тайны слов. Василиса приготовила вам интересное задание. Она сочинила стихи об игрушках, но не может подобрать последние слова. Вы ребята находчивые, дружные. Давайте ей поможем,
5.Итог и оценка участия детей в занятии
ЛОГОПЕД: «Вам понравилось путешествие в Мир Звуков? Как называются звуки, из которых состоят слова? («Почему слова звучат по- разному? {Потому что состоят из разных звуков). Аленушке и Василисе очень понравилось играть с вами, на память они дарят вам картинки- раскраски. Поблагодарим гостей и попрощаемся с ними до новых интересных встреч. Молодцы!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по для детей старшего дошкольного возраста «Сказка про весну и щенка»
Это занятие поможет научить детей составлять короткие рассказы, сказки на заданную тему....
Конспект Открытого занятия (квест) для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Снежной Королевы"
Конспект зимней прогулки в подготовительной группе "Организация двигательной деятельности на прогулке". Квест "В гости к Снежной Королеве"...
Конспект познавательного занятия-эксперимента для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода».
Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой....
Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков.
Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков...
Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Внимание! Светофор!
Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Внимание! Светофор!...
Конспект открытого занятия. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальных произведений при помощи музыкальных инструментов. (мои любимые сказки С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского)
Открытое музыкальное занятие на тему" Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальныхпроизведений при помощи музыкальных инструментов. (мои лю...
Конспект интегрированного занятия "Весна" для детей старшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие "Весна" поможет расширить представления детей о времени года.Дети с воспитателем предварительно разучивают стихи о весне, на музыкальных занятиях были разучены песни:...