Конспект открытого занятия "В мире звуков".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

Тема: Формирование представления о звуках.

В мире звуков.

Цель: Формирование представления о речевых и неречевых звуках.

 

Обучающие задачи.

1.Дать представление об органах артикуляционного аппарата.

2. Познакомить детей с понятием «Речевые и неречевые звуки».

 

Развивающие задачи.

  1. Развивать артикуляционный аппарат с помощью артикуляционной гимнастики.
  2. Развивать силу и высоту голоса.
  3. Развивать сильный, плавный выдох.
  4. Развивать мимические мышцы лица.
  5. Развивать слуховое внимание.
  6. Развивать общую моторику.

 

Воспитательные задачи.

Воспитывать гигиенические навыки, правила правильного поведения, умение работать в коллективе.

 

Материал. Индивидуальные зеркала для детей, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, кубик, символизирующий эмоциональное состояние человека, маски зверей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_formirovanie_predstavleniya_o_zvukah.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование представления о звуках.

В мире звуков.

Цель: Формирование представления о речевых и неречевых звуках.

Обучающие задачи.

1.Дать представление об органах артикуляционного аппарата.

2. Познакомить детей с понятием «Речевые и неречевые звуки».

Развивающие задачи.

  1. Развивать артикуляционный аппарат с помощью артикуляционной гимнастики.
  2. Развивать силу и высоту голоса.
  3. Развивать сильный, плавный выдох.
  4. Развивать мимические мышцы лица.
  5. Развивать слуховое внимание.
  6. Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи.

Воспитывать гигиенические навыки, правила правильного поведения, умение работать в коллективе.

Материал. Индивидуальные зеркала для детей, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, кубик, символизирующий эмоциональное состояние человека, маски зверей.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Психогимнастика. Мимические упражнения.

Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

  1. Развитие слухового внимания.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится игра «Молчанка».

-Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

(Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком).

- А сейчас, отгадайте эти предметы по звучанию.

(Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).

- Вы слышала разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент звучал. Чем мы слушали? (Ушами).

-Уши-важный орган нашего тела.

- Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).

4. Знакомство с термином «Речевой звук».

- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали:                             Листья на ветру шумели:

-Р-Р-Р!                                                        - Тсс!

 В стойле коровы мычали:                       Змеи в лесу шипели:

- Мммууу!                                                 - Шшш!

В комнате мухи жужжали:                        А комары все пели:

-Жжж!                                                          -Зззз!

Мимо машины бежали:                             Непоседа мячик днем и ночью

- Трррр!                                                       Успокоиться не хочет:

Гудели от ветра все провода:                    - Пам! Пам!

- Зззнь!                                                         Куклы кашляют в постели -

Капала в кране из крана вода:                   Днем мороженое ели!

- Динь!                                                         - Кхх! Кхх!

Перекликались в ночи поезда:

- Ууу! Ууу!

-Как перекликались поезда? (Ууу!)

- Как капала вода из крана? (Динь!)

- Умнички!

- Звуки издают животные, а мы с вами говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

5. Физминутка.

Пантонима «Прогулка в лес». Ходьба с высоким поднятием колен.

- Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу (прыжки на двух ногах).

- Посмотрите какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури).

- Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик нашли…

6. Произношение отдельных звуков.

- Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик.

Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?

(Дети надевают маски. Повторяют песенку зверей с изменением высоты голоса).

За диких животных мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному: Р-р-р, д-д-д (громко). П-п-п, Т-т-т (тихо). Ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

7.Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).

- Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот- домик звуков.

В домике этом, красные двери,

Рядом с деревьями- белые звери.

Любят зверушки конфеты и плюшки!

- В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая - губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите б-б-б. Этот звук произносим тоже губами. Произнесите Л-л-л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это – небо. Пощелкайте язычком (арт.упр. «Лошадки». Поднимите его за верхние зубки, сделайте «чашечку». Теперь постучите кончиком язычка по бугоркам (арт.упр. «Дятел»).  Это альвиолы.

- Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук К. Вы слышите голос? -Нет. А теперь произнесите Г-г-г. Голос запел, да так громко, что задрожала стенка домика. Что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык, альвиолы). Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы).

9. Итог занятия.

-Что мы сегодня слушали? (Звуки). Чем мы слушали? (Ушами). Чем мы произносим звуки? (Ртом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В мире стекла»

познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережно...

Конспект открытого занятия "В мире звуков"

Программное содержание:Речевые задачи:Закрепить с детьми правильное произношение согласных звуков С и З;Развивать фонематический слух: учить детей звуковому анализу слов;Закреплять навыки дифференциац...

Конспект открытого занятия "Дифференциация звуков с - з"

В конспекте представлен материал для дифференциации и автоматизации звуков "с" и "з". Дети пели чистоговорки - попевки с данными звуками, угадывали его в слогах, словах и определял...

Конспект открытого занятия по теме: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17076319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"480"}}]]  Форма проведения: индивидуальная. Тема: &laqu...

Конспект открытого занятия "Автоматизация звука [Р] " (Изолированно, в слогах, в словах (разной позиции)). «Пиратские приключения». (Подготовительная группа)

Конспект открытого логопедического занятия: Автоматизация звука [Р]  Изолированно, в слогах, в словах (разной позиции).«Пиратские приключения».(Подготовительная группа)...

Конспект открытого заняти " Постановка звука Р"

Цель :вызвать звук Р по подражаниюЗадачи:-закрепить правильное выполнение артикуляционных упраднений              - продолжить формиров...