занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ИГРА-ВИКТОРИНА «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

пицхелаури марина николаевна

Цель:

Повторить и закрепить имеющиеся знания по обучению грамоте.

Задачи:

  1. Закрепить умение детей выделять звуки в начале слова.

  2. Упражнять в подборе слов с заданным звуком.

  3. Развивать речевое внимание, фонематический слух.

  4. Формировать навык составления и чтения слов.

  5. Закреплять понятие, что такое предложение

  6. Упражнять в звуковом анализе слов.

  7. Продолжать развивать умение работать в команде, договариваться и сотрудничать друг с другом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_og_po_doroge_k_azbuke.doc599 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №44 «Журавушка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в форме занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе №5

«ИГРА-ВИКТОРИНА «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

Подготовила и провела:

Пицхелаури Марина

Николаевна

го Королев, 2019

Цель:

Повторить и закрепить имеющиеся знания по обучению грамоте.

Задачи:

  1. Закрепить умение детей выделять звуки в начале слова.
  2. Упражнять в подборе слов с заданным звуком.
  3. Развивать речевое внимание, фонематический слух.
  4. Формировать навык составления и чтения слов.
  5. Закреплять понятие, что такое предложение
  6. Упражнять в звуковом анализе слов.
  7. Продолжать развивать умение работать в команде, договариваться и сотрудничать друг с другом.

Материал:

  • карточки для игры (для деления на команды) — по количеству детей;
  • 3 конверта;
  • набор фишек: красные, синие, зеленые (для составления звуковой схемы слова) — для каждого ребенка;
  • магнитная доска;
  • карточки-задания «Составь слово по первым буквам »для каждого ребенка

Ход занятия:

В начале занятия дети разделились на три команды с помощью игры «Чудесный мешочек». Внутри лежали фишки 3-х цветов: красного, синего и зеленого. Разделившись на команды, ребята выбирают капитанов.

Дорогие ребята, сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина «По дороге к Азбуке», на которой вам пригодятся ваши знания и умения, приобретенные на занятиях по обучению грамоте. Вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. А заодно и узнаем, какая команда самая дружная, собранная, самая находчивая и сообразительная. Я уверенна, что вы справитесь со всеми моими заданиями.

Сегодня вы будете соревноваться в 3-х командах: синие, зеленые и красные.

Напоминаю вам правила игры:

1. Вопросы будут задаваться каждой команде по очереди.

2. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

3. Если команда не знает ответ на вопрос, ответить может другая команда.

4. Если вы знаете ответ, то нужно поднять руку. Выкрикиватьи шуметь нельзя.

5. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество фишек.

Итак, начинаем.

1 конкурс  «Разминка»

По очереди каждой команде буду задавать вопросы и загадки.

(смотри приложение 1)

2 конкурс  «Конкурс Рифм»

Отгадайте в рифму слова и выделите в нем первый звук.

(смотри приложение 2)

3 конкурс  «Конкурс команд»

У меня в руках три конверта, в которых находятся перепутанные слова какого-либо простого предложения. Ребята, скажите, а что такое предложение? (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой) Необходимо правильно сложить их и прочитать получившееся предложение.

БЕЛЫЙ, ЖИВЕТ, СЕВЕРЕ, МЕДВЕДЬ, НА

ПО, КОЛЮЧИЙ, БЕЖИТ, ЕЖИК, ТРОПИНКЕ, ЛЕСНОЙ

ВОЛКА, ЗАЙЧИК, И, ОТ, УБЕГАЛ, В, ЗАБЛУДИЛСЯ, ЛЕСУ

Сколько слов в вашем предложении?

А теперь вас ожидает работа по составлению звуковой схемы слова.

Команда ……… составляет схему слова

МЕДВЕДЬ     ЕЖИК      ЗАЙЧИК

(вызываются по одному человеку из команды к доске для составления схемы слова)

Сколько букв в каждом слове?   (7,  4, 6)

А теперь сделаем звуковой анализ слов:

Сколько звуков в слове:

МЕДВЕДЬ   7  

ЕЖИК           5

ЗАЙЧИК     6

Сколько гласных звуков?

МЕДВЕДЬ   2

ЕЖИК          2

ЗАЙЧИК     2

Назовите гласные звуки:

МЕДВЕДЬ   Э, Э

ЕЖИК           О, И

ЗАЙЧИК     А, И

Сколько согласных звуков?

МЕДВЕДЬ   4  

ЕЖИК          3

ЗАЙЧИК     4

Назовите мягкие согласные звуки:

МЕДВЕДЬ   М, В, Д

ЕЖИК          Й

ЗАЙЧИК     Й, Ч

Назовите твердые согласные звуки:

МЕДВЕДЬ   Д  

ЕЖИК          Ж, К

ЗАЙЧИК     З, К

Сколько слогов в слове? Назовите

МЕДВЕДЬ   2

ЕЖИК          2

ЗАЙЧИК     2

Как узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов)

Куда падает ударение?

МЕДВЕДЬ   на второй слог

ЕЖИК           на первый слог

ЗАЙЧИК     на первый слог

4 конкурс  «Конкурс капитанов»

Игра «Какое слово спряталось в слове»

Вам необходимо отгадать какое слово спряталось в слове.

Какое животное спряталось в слове РАКЕТА   (РАК)

Какая часть лица человека спряталась в слове КОЛОБОК   (ЛОБ)

Какая домашняя птица спряталась в слове ШУТКА   (УТКА)

5 конкурс  «Конкурс-игра «Шифровальщик»

У вас на столах лежат карточки. Возьмите их. Рассмотрите.

Задание: составьте слово по первым звукам картинок.

Подведение итогов

Наша викторина подошла к концу. Ребята, что вам больше всего понравилось? А что для вас оказалось самым трудным?

Давайте посчитаем количество фишек у каждой команды.

Награждение.

Вы замечательно справились со всеми моими заданиями и показали, какие вы умницы и знайки. Я горжусь вами.

1. Из чего состоит наша речь?  (из предложений)

     А из чего состоят предложения?    (из слов)

2. Как можно записать слова, предложения, не зная букв?   (схемами)

3. Как пишется предложение?  (начало предложения отмечается уголком, в конце предложения ставится точка)

     Что можно увидеть на схеме предложения?   (сколько слов должно быть в каждом предложении)

1. О чем это говорится: их можно читать, видеть, раскрашивать, вырезать, рисовать, печатать?   (о буквах)

2. Чем буквы отличаются от звуков?  (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)

3. На какие 2 группы делятся все звуки?  (гласные и согласные)

1. Какие звуки мы называем гласными?   (звуки, которые тянутся, поются голосом)

    Назовите гласные звуки

2. Какими бывают согласные звуки?  (мягкие — твердые, звонкие — глухие)

3. Чем гласные звуки отличаются от согласных?  (гласные мы поем, воздух проходит свободно, не встречая преград, а согласные звуки трудно тянуть и петь)

Давайте вспомним все гласные звуки  и сделаем гимнастику для наших губок  А-О-У-И-Э-Ы.

1. Из чего состоят слова?  (из слогов. Слоги — это части, на которые делятся слова при их произнесении )

2. Какие бывают слоги в словах?  (ударные и безударные. Ударный слог — это такой слог, который произносится с большей силой голоса и более протяжно)

В каких словах ударение не ставят?   (в односложных)

3. Как определить сколько в слове слогов?

Отгадайте какая буква лишняя и почему?

1. Е Ё И Ю Я   (И — не обозначает дружный звук)

2. А О У Э Ы И Й    (Й — согласный среди гласных)

3.

Отгадайте загадку:

1. Эта буква широка и похожа на жука.

    И при этом точно жук издает жужжащий звук   (Ж)

Назовите слова, которые начинаются на эту букву.

2. На эту букву посмотри:

     Она совсем как цифра три.     (З)

Назовите слова, которые начинаются на эту букву.

3. Да, вы правильно решили: букву пишем как четыре.

    Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.   (Ч)

Назовите слова, которые начинаются на эту букву.

1 Какие согласные звуки всегда мягкие?  (Ч, Щ, Й)

                                                       твердые?    (Ж, Ш, Ц)

2. Какая буква не обозначает звука?   (Ь, Ъ)

    Для чего они пишутся в словах?

3. Назовите особенные гласные. Чем они особенны? или Почему их так называют?     (Ю, Е, Ё, Я)

Отгадайте загадки:

1. Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

    Сколько здесь дощечек? Три. Получилась буква….?    (И)

Назовите слова, которые начинаются на эту букву.

2. Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось: получилась буква…..    (Ю)

Назовите слова, которые начинаются на эту букву.

3. В старом дереве дупло

    Ну совсем как буква ……   (О)

Назовите слова, которые начинаются на эту букву.

Угадайте, какие буквы перепутались и подберите нужное слово.

1. Поэт закончил строчку,

    В конце поставил бочку.   (точку)

2. Сидит на грядке крепко

    Оранжевая кепка.     (репка)

3. Лежит лентяй на раскладушке,

    Грызет, похрустывая пушку.    (сушку)

1. Ходят в рыженьких беретах,

    Осень в лес приносят летом.

    Очень дружные сестрички -

    Золотистые………. (лисички)

2. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых,

    Меня узнаешь за версту, зовусь я …….  (подосиновик)

3. Вдоль лесных дорожек много белых ножек,

    В шляпках разноцветных, издали заметных.

    Собирай, не мешкай! Это …..     (сыроежки)

1. Кто один имеет рог? Отгадайте ……. (носорог)

2. Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал,

    А проснувшись стал реветь. Это зверь лесной …. (медведь)

3. По реке плывет бревно, ох, и злющее оно!

    Тем, кто в речку угодил, нос откусит ……..   (крокодил)

1. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков …..  (горох)

2. Круглый бок, желтый бок, сидит в грядке колобок.

    Врос в землю крепко. Что же это? …….   (репка)

3. Превращен раз овощ этот был для Золушки в карету

    К каше из нее привыкли. Вы узнали? Это …..   (тыква)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Хочется поделиться с коллегами  опытом работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста.  Многие первоклассники с трудом проговаривают слова со сложной слоговой структу...

Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «СКОРО В ШКОЛУ»

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу»Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять понятия «звук», «слово&r...