Звук [Й] Буква Й.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект по речевому развитию раздел «Обучение грамоте» в подготовительной группе
Цель: расширение представления о звуке [Й’]. Развитие артикуляции, мимики.
Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_y.docx | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по речевому развитию раздел «Обучение грамоте»
в подготовительной группе на 05.12.2019
Тема: «Звук [Й] Буква Й»
Подготовила: воспитатель Кравцова Марина Сергеевна
Цель: расширение представления о звуке [Й’]. Развитие артикуляции, мимики.
Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов.
Ход занятия:
I. - Какую букву вы узнали на прошлом занятии?
- Какие звуки она обозначает?
- Чем отличаются звуки [Ф] и [Ф’]?
- Как Ёжик проучил мальчика Филю?
История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.
Выйдя из кафе, игрушки отправились гулять дальше. Дорога привела их к реке, посреди которой на островке стоял домик. От обоих берегов реки к островку тянулись мостики, по одному из которых и пошли наши путешественники. Они постучали в дверь домика, но им никто не ответил. Игрушки немного подождали и уже собрались было отправиться обратно, как в воздухе раздался странный звук: «Й-Й-Й». И тотчас, откуда ни возьмись, перед ними появился зайчик.
«Ты откуда взялся?» - удивился Ёжик. «Я перепрыгнул с другого берега», - ответил зайчик и пригласил друзей к себе в гости. Он рассказал, что зовут его Айк и он готовится к соревнованию прыгунов, а для этого тренируется, прыгая со своего островка то на один берег, то на другой (см. рис. на с. 50). После этого зайчик Айк несколько раз перепрыгнул с острова на берег, чтобы показать своим гостям, каких успехов он добился.
Лисёнку так понравилось, как прыгает зайчик, что он тоже решил попробовать себя в прыжках, а заодно и удивить своих друзей. Надо сказать, что Лисёнок не только их удивил, но и ужасно напугал, потому что когда разбежался и прыгнул, то угодил прямёхонько в воду. Сильное течение реки тут же понесло Лисёнка на середину. Хорошо, что зайчик Айк оказался не только хорошим прыгуном, но и отличным пловцом. Он-то и выловил Лисёнка и доставил его на другой берег.
- С каким звуком прыгает зайчик?
- Сегодня мы поговорим о звуке [Й’].
II. Работа с рисунком.
- Картинка, на которой изображено, как скачет зайчик Айк, обозначает звук [Й*].
- Какая часть языка (передняя, средняя или задняя) движется при произнесении звука [Й’]? (Средняя.)
Найдите на рисунке хозяина домика зайчика и расскажите о звуке [Й’].
- Почему вы решили, что звук [Й’] - мягкий согласный?
- Хочу обратить ваше внимание на то, что звук [Й’] - особый согласный звук. Не зря его домик находится на островке между берегом согласных и берегом гласных звуков. Но о том, с кем дружит этот звук, вы узнаете на следующем занятии.
- Выложите слоги: [АЙ]-[ОЙ]—[УЙ]-[ЭЙ]-[ЫЙ]~[ИЙ].
2. Подбор слов на заданный звук.
- Отгадайте, о ком и о чём идёт речь. Если вы подберёте правильный ответ, то в ваших словах будет звук [Й’].
- Крошечная девочка, которая жила в цветке. (Дюймовочка.)
- Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана Царевича? (Кощей Бессмертный.)
- Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка.)
- Как называют мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй.)
- Плохие школьные отметки - это... (двойка и тройка).
- Птица, которая хорошо поёт, - ... (соловей, канарейка), умеет говорить - ... (попугай), морская белая птица - ... (чайка).
- Городской транспорт - ... (троллейбус, трамвай).
- Какие слова вы называли?
Физкультминутка.
ЗАЙКА
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи, Отдохнул? Теперь вставай,
Лапкой, лапкой постучи, постучи. Прыгать снова начинай!
Ты на травку упади, упади, Быстро к ёлочке беги
Полежи и отдохни, отдохни. И скорее нас скачи.
(Дети имитируют движения зайчика.)
IV. 1. Выделение звука [Й’] в словосочетаниях.
- Назовите эти картинки со словом любуюсь. Зачеркните те картинки, в названии которых не окажется звука [Й’]. (Любуюсь куклой, розой и т.д.).
- Какие картинки вы зачеркнули? (Яблоко, василёк.)
Превращения слов.
- Выложите с помощью звуковых обозначений слово ман-ка. «Превратите» это слово в слово май-ка.
- Какой слог надо убрать, чтобы получился весенний месяц? (КА.)
Знакомство буквой Й .
- Это буква «И краткое». Какой согласный звук она обозначает?
- Каким цветом вы заштрихуете букву Й?
- На какую букву она похожа? (На И.)
- Чем от неё отличается?
Букву Й зовут «И кратким».
И как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
(В. Степанов)
— Прочитайте слоги.
III/ Итог: Что вы узнали о звуке [Й’]?
- Какой буквой он обозначается?
- Назовите слова со звуком [Й’].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....