Звук [Й] Буква Й.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кравцова Марина Сергеевна

Конспект по речевому развитию раздел «Обучение грамоте» в подготовительной группе

Цель: расширение представления о звуке [Й’]. Развитие артикуляции, мимики.

Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию раздел «Обучение грамоте»

в подготовительной группе на 05.12.2019

Тема: «Звук [Й] Буква Й»

Подготовила: воспитатель Кравцова Марина Сергеевна

Цель: расширение представления о звуке [Й’]. Развитие артикуляции, мимики.

Совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов.

Ход занятия:

I.        - Какую букву вы узнали на прошлом занятии?

-        Какие звуки она обозначает?

-        Чем отличаются звуки [Ф] и [Ф’]?

-        Как Ёжик проучил мальчика Филю?

История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

Выйдя из кафе, игрушки отправились гулять дальше. Дорога привела их к реке, посреди которой на островке стоял домик. От обоих берегов реки к островку тянулись мостики, по одному из которых и пошли наши путешественники. Они постучали в дверь домика, но им никто не ответил. Игрушки немного подождали и уже собрались было отправиться обратно, как в воздухе раздался странный звук: «Й-Й-Й». И тотчас, откуда ни возьмись, перед ними появился зайчик.

«Ты откуда взялся?» - удивился Ёжик. «Я перепрыгнул с другого берега», - ответил зайчик и пригласил друзей к себе в гости. Он рассказал, что зовут его Айк и он готовится к соревнованию прыгунов, а для этого тренируется, прыгая со своего островка то на один берег, то на другой (см. рис. на с. 50). После этого зайчик Айк несколько раз перепрыгнул с острова на берег, чтобы показать своим гостям, каких успехов он добился.

Лисёнку так понравилось, как прыгает зайчик, что он тоже решил попробовать себя в прыжках, а заодно и удивить своих друзей. Надо сказать, что Лисёнок не только их удивил, но и ужасно напугал, потому что когда разбежался и прыгнул, то угодил прямёхонько в воду. Сильное течение реки тут же понесло Лисёнка на середину. Хорошо, что зайчик Айк оказался не только хорошим прыгуном, но и отличным пловцом. Он-то и выловил Лисёнка и доставил его на другой берег.

-        С каким звуком прыгает зайчик?

-        Сегодня мы поговорим о звуке [Й’].

II.         Работа с рисунком.

-        Картинка, на которой изображено, как скачет зайчик Айк, обозначает звук [Й*].

-        Какая часть языка (передняя, средняя или задняя) движется при произнесении звука [Й’]? (Средняя.)

Найдите на рисунке хозяина домика зайчика и расскажите о звуке [Й’].

-        Почему вы решили, что звук [Й’] - мягкий согласный?

-        Хочу обратить ваше внимание на то, что звук [Й’] - особый согласный звук. Не зря его домик находится на островке между берегом согласных и берегом гласных звуков. Но о том, с кем дружит этот звук, вы узнаете на следующем занятии.

-        Выложите слоги: [АЙ]-[ОЙ]—[УЙ]-[ЭЙ]-[ЫЙ]~[ИЙ].

2. Подбор слов на заданный звук.

-        Отгадайте, о ком и о чём идёт речь. Если вы подберёте правильный ответ, то в ваших словах будет звук [Й’].

-        Крошечная девочка, которая жила в цветке. (Дюймовочка.)

-        Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана Царевича? (Кощей Бессмертный.)

-        Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка.)

-        Как называют мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй.)

-        Плохие школьные отметки - это... (двойка и тройка).

-        Птица, которая хорошо поёт, - ... (соловей, канарейка), умеет говорить - ... (попугай), морская белая птица - ... (чайка).

-        Городской транспорт - ... (троллейбус, трамвай).

-        Какие слова вы называли?

Физкультминутка.

ЗАЙКА

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,        Отдохнул? Теперь вставай,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.        Прыгать снова начинай!

Ты на травку упади, упади,                    Быстро к ёлочке беги

Полежи и отдохни, отдохни.                     И скорее нас скачи.

(Дети имитируют движения зайчика.)

IV.        1. Выделение звука [Й’] в словосочетаниях.

-        Назовите эти картинки со словом любуюсь. Зачеркните те картинки, в названии которых не окажется звука [Й’]. (Любуюсь куклой, розой и т.д.).

-        Какие картинки вы зачеркнули? (Яблоко, василёк.)

Превращения слов.

-        Выложите с помощью звуковых обозначений слово ман-ка. «Превратите» это слово в слово май-ка.

-        Какой слог надо убрать, чтобы получился весенний месяц? (КА.)

Знакомство буквой Й .

-        Это буква «И краткое». Какой согласный звук она обозначает?

-        Каким цветом вы заштрихуете букву Й?

-        На какую букву она похожа? (На И.)

-        Чем от неё отличается?

Букву Й зовут «И кратким».

И как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

(В. Степанов)

—        Прочитайте слоги.

III/ Итог:  Что вы узнали о звуке [Й’]?

-        Какой буквой он обозначается?

- Назовите слова со звуком [Й’].

Отремонтируй буквы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....