Проект «Мир звуков и букв»
проект по обучению грамоте (старшая группа)
проект о закреплению знаний детей о звуках и буквах родного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zvuki_i_bukvy.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мир звуков и букв»
для детей 5-7 лет
Срок реализации программы: с октября 2018 по май 2019 года
Составитель: учитель-логопед Хантанова Л.А.
2019 год
Актуальность.
Обучение грамоте дошкольников – это выработка у детей умения ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка и на этой основе – развития интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.
Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.
В ходе реализации программных задач по грамматическому развитию я знакомила детей подготовительной группы с буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга", «Как написать букву Ж?». В ходе проводимых занятий, мониторинга на начало года, было выявлено, что дети путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв, затрудняются дать ответы на такие вопросы, как: «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Какой звук мы можем назвать поющимся?» и подобные вопросы.
В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие стоит одна из задач - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Но в группе выявилось больше 60% детей, которые испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать в подготовительной группе и что они знают. Поэтому у нас возникла идея разработать проект по теме «В мире звуков и букв».
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: педагогический
Тема: «Мир звуков и букв».
Длительность проекта: 9 месяцев (с октября2018 г. по май 2019 г.)
Возраст детей: старшая группа (дети 5-7 лет).
Цель и задачи проекта:
Задачи:
- Закреплять знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить.
- Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки.
- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
- Формировать умения проводить звуковой анализ слов, используя зелёные, синие, красные круги.
- Знакомить с символами, которые обозначают звуки.
- Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
- Привлечь родителей к созданию альбомов, выставок.
Развивать творческие способности.
Решая проблему проекта, я поставила следующую цель:
Учить детей проводить звуко-буквенный анализ слова через использование различных видов детской деятельности
Для успешной реализации проекта буду использовать следующие методы:
Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.
Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок-передвижек для родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, альбомов, графическое изображение букв.
Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Такие разные буквы», фотоотчёта о проделанной работе.
Предварительная работа с детьми:
— оценка речевой деятельности детей,
— артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
— выбор чистоговорок, их правильное произношение и заучивание их,
— подбор иллюстративного материала для занятий со звуками(расположение органов артикуляции),
Атрибуты и инвентарь:
— баночки с различными крупами, бусинками(для развития мелкой моторки),
— зеркала для постановки звуков,
— большие красочные буквы,
— рекомендации для родителей,
— иллюстрации для чистоговорок.
Этапы реализации проекта:
Мероприятия с родителями
1. Индивидуальная беседа «Какие проблемы в речи, у вашего ребенка вас беспокоят»
2. Анкетирование, сбор анамнеза ребенка.
3. Печатная информация для родителей («Как научить ребёнка красиво разговаривать»,
4. Составление совместно с детьми памяток для правильно произношения букв, (для домашнего использования с родителями).
Результат реализации проекта
Дети: получат новые знания (научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги, познакомятся с буквами, научатся писать буквы печатно, научатся правильно произносить звуки, подбирать слова с определённым звуком в разных позициях), проявят себя творчески в процессе выполнения продуктов деятельности.
Оценивая эффективность в работе с детьми, я проведу:
Мониторинг детей, обработка результатов мониторинга. Соотношение целей и результатов проекта.
Родители: получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова, получат памятки для правильного произношения букв, (для домашнего использования ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Проект «Мир звуков и букв»
Обучение грамоте в старшего дошкольного возраста детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу....
Проект "Мир звуков и букв"
Обучение грамоте...
Логопедический проект "От звука к букве"
Использование инновационной технологии конструктора ТИКО в работе учителя - логопеда...
Проект моя первая буква «В мире звуков и букв».
Проект моя первая буква «В мире звуков и букв»....
Долгосрочный логопедический проект "Королевство звуков и букв"
Развивать фонематическое восприятие.Закрепить знания детей о звуках, буквах.Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений с пройденным...