Проект "Мир звуков и букв"
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кононова Виктория Игоревна

Обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«МИР ЗВУКОВ И БУКВ»

ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

КОНОНОВА ВИКТОРИЯ ИГОРЕВНА

Актуальность. В условиях модернизации дошкольного образования один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков, место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов. Такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, поэтому работу по формированию предпосылок к овладению грамотой, необходимо начинать с дошкольного детства, чтобы заложить фундамент к овладению грамотного письма и чтения.

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: педагогический. Учебно-игровой.

Длительность проекта: 9 месяцев  (сентябрь 2017 – май 2018)

Участники: дети (с ФНР и ФФНР), родители, воспитатели.

По числу участников: индивидуальный, подгрупповой.

Цель: Формирование полноценной звуковой стороны речи.

Задачи:

  1. Развивать фонематическое восприятие,  закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа:
  2. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения;
  3. Развивать связную речь:
  4. Активизировать и обогащать словарный запас;
  5. Развивать психические процессы: память, внимание мышление.

Принципы программы:

  • Научности;
  • Систематичности;
  • Перспективности;
  • Постепенного усложнения;

В первую очередь, для усвоения правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности. Поэтому по подготовке обучению грамоте много времени уделяется для усвоения детьми понятий:  звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

o        звуки окружающего мира;

o        звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

o        гласные звуки;

o        согласные звуки (без классификации);

o        согласны твердые и мягкие;

o        согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

o        слово;

o        слог;

o        предложение;

o        ударение.

Ожидаемый результат:

  • правильно произносить и артикулировать все звуки речи;
  • правильно дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • расширять и активизировать грамматический строй речи;
  • развивать фонематическое восприятие, закреплять навык правильного звукобуквенного анализа;
  • выработка навыка составления слогов, слов;
  • повышение коммуникативных, творческих способностей детей;

Планирование занятий на 1-ый учебный год

Продолжительность занятий

Перреодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

подготовительная группа

2 раза

подготовительная группа

подготовительная группа

20мин

40 мин

20 сасов

Календарно-тематическое планирование

Период

Количество часов

Тема

Цель

Сентябрь

4-я неделя

40 мин.

Звуки и буквы

Объяснить детям, что звуки мы слышим и  произносим, а звуки мы видим и пишем.

Октябрь

1-я неделя

40 мин.

Слова и звуки.

Слово и предложение.        

Познакомить детей с такими понятиями, как «звук», «слово»,

«предложение». Учить детей вслушиваться в обращенную речь. И  определять количество слов в предложении.

2-я неделя

40 мин.

Звук [А], буква А

Знакомство с буквой А. Учить выделять звук [А], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

3-я неделя

40 мин.

Звук [О], буква О

Знакомство с буквой О. Учить выделять звук [О], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

4-я неделя

40 мин.

Звук [Э], буква Э

Знакомство с буквой Э. Учить выделять звук [Э], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

Ноябрь

1-я неделя

40 мин.

Звук [И], буква И

Знакомство с буквой И. Учить выделять звук [И], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

2-я неделя

40 мин.

Звук [Ы], буква Ы

Знакомство с буквой Ы. Учить выделять звук [Ы], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

3-я неделя

40 мин.

Дифференциация звуков [И]-[Ы]

Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек.

4-я неделя

40 мин.

Звук [У], буква У

Знакомство с буквой У. Учить выделять звук [У], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

Декабрь

1-я неделя

40 мин.

Звуки [М] и [М’], буква М Согласные звуки. Слоги. Твёрдые и мягкие согласные.

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком, определить позицию звука в слове, учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву по образцу. Выкладывание букв из счетных палочек.

2-я неделя

3-я неделя

40 мин.

Звуки [К] и [К'], буква К

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком, определить позицию звука в слове, учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву по образцу. Выкладывание букв из счетных палочек.

4-я неделя

Январь

1-я неделя

40 мин.

Звуки [Х] и [Х'], буква Х

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком, определить позицию звука в слове, учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву по образцу. Выкладывание букв из счетных палочек

2-я неделя

3-я неделя

40 мин.

Дифференциация звуков [К]-[Х], [К’]-[Х’]

Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. Преобразование слогов. Выкладывание графической схемы простого предложения с предлогом.

4-я неделя

40 мин.

Звуки [В] и [В’], буква В

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком, определить позицию звука в слове, учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву по образцу. Выкладывание букв из счетных палочек

Февраль

1-я неделя

40 мин.

Звук [Ф] и [Ф'], буква Ф

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком, определить позицию звука в слове, учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву по образцу. Выкладывание букв из счетных палочек

2-я неделя

40 мин.

Дифференциация звуков [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек. Преобразование слогов. Выкладывание графической схемы простого предложения с предлогом.

3-я неделя

40 мин.

Звук [Й'], буква Й

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Й. Учить выделять звук [Й], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

4-я неделя

40 мин.

Звук [Я], буква Я

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Я. Учить выделять звук [Я], из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

Март

1-я неделя

40 мин.

Звук [Й’] и [О], буква Ё

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Й. Учить выделять звук [Й] и [О],  из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

2-я неделя

40 мин.

Звук [Й’] и [У], буква Ю

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Й. Учить выделять звук [Й] и [У],  из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

3-я неделя

40 мин.

Звук [Й’] и [Э], буква Е

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Й. Учить выделять звук [Й] и [Э],  из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек.

4-я неделя

40 мин.

Звук [Л] и [Л'] , буква Л

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Знакомство с буквой. Л. Учить выделять звук [Л],  из потока других звуков, выделение и определение звука в слове. Выкладывание буквы из счетных палочек. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. В

Апрель

1-я неделя

2-я неделя

40 мин.

Дифференциация звуков [Й’] и [Л’]

Дифференциация данных звуков. Звуковой анализ слова. Учить писать печатные буквы, используя образец. Выкладывание буквы из палочек.

3-я неделя

40 мин.

Звуки [Р] и  [Р’], буква Р

Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Нахождение слов с заданным звуком. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Выкладывание буквы из палочек, камешек, пластилина.

4-я неделя

Май

1-я неделя

40 мин.

Страна Азбука

Изготовление Азбуки.

Диагностика.

Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований. Проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, по итогам стартовой диагностики, наметить пути их исправления. Использую материалы «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь» Е.В. Колесниковой.

Обследуется речь по следующим признакам:

- развитие звуковой культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- развитие звуко-буквенного анализа.

Слева каждого задания нарисован шарик, с условным обозначением, его нужно раскрасить после каждого задания в следующие цвета:

---- если задание выполнено правильно;

---- если есть одна-две ошибки;

---- если задание не выполнено.

Оценка результатов (баллы-шарики):

    раздел

уровень

развитие звуковой культуры речи

развитие фонематического слуха

развитие звуко-буквенного анализа

Высокий уровень

9-12

15-18

9-12

Средний уровень

6-9

12-15

6-9

Низкий уровень

4-6

10-12

3-6

Список литературы:

  1. Алтухова Т.А. Звуковая мозаика. СПб., Лань, 1998.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ступеньки к школе. М., Дрофа, 2000.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Ч.3 – М.: Баласс, 2017.
  5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Ч.4 – М.: Баласс, 2017.
  6. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. М., 1992. 15.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1958.
  7. Жукова О. Логопедический букварь. М., АСТ, 2016.
  8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
  9. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986.
  10. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет, Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2016.
  11. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2001.
  12. Такие непослушные буквы. – Н.А. Матюкова.
  13. Матюкова Н.А. Такие непослушные буквы. Логопедическая тетрадь по профилактике оптической дисграфии детей 6-7 лет. – Смоленск, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....