Проект "От звука к букве"
проект по обучению грамоте (старшая группа)
Обучение грамоте в старшей разновозрастной группе.
В моих альбомах есть прописи, которые я использую с этим проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_zvuka_k_bukve.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 р.п.Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»
ИНН 6421013912 КПП 642101001 ОГРН 1026400556490
Юридический адрес: 412580, Саратовская область, Новобурасский район, р.п.Новые Бурасы, ул.Кирпичная, 82Б, корп.1
Тел. : 8(845 57) 2-19-41 email: mdou3nburasy@mail.ru
Педагогический проект в старшей разновозрастной группе «Пчелки»:
«От звука к букве»
на 2024-2025 учебный год
Воспитатель:
Симбирцева Наталья Александровна
Клокова Елена Николаевна
р.п. Новые Бурасы
2024 г.
Паспорт проекта
Тема проекта: «От звука к букве»
Автор проекта: Симбирцева Наталья Александровна
Клокова Елена Николаевна
Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.
Вид проекта: познавательно – творческий.
База проекта: МДОУ «Детский сад №3 р.п. Новые Бурасы»
Срок реализации: Длительный (сентябрь-май)
Формы и методы реализации проекта:
Формы: занятия, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность(индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, наглядный, словесный, ИКТ.
Характеристика проекта.
Актуальность:
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Совершенствуя речевой аппарат, в занятия кружка включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др. В программу занятий включено множество загадок, которые сопровождаются иллюстративным или игровым материалом: муляжами, картинками и игрушками. Процесс отгадывания загадок очень важен, потому что он развивает воображение, формируют быструю реакцию на слово.
Как известно, дети этого возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Проект «От звука к букве» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, игры с буквами и словами, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, играм с буквами и словами, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Подготовка детей к обучению чтению и письму.
Задачи проекта:
1.Познакомить детей с понятиями «звук», «буква», «слово».
2.Познакомить с буквами русского алфавита.
3.Развивать фонематический слух.
4.Овладеть слоговым и слитным способами чтения.
5.Работать над расширением, уточнением и активизацией словаря.
6.Готовить руку детей к письму.
7. Развивать устойчивый интерес к учебным занятиям.
Принципы и подходы к формированию проекта
Основные принципы:
*Последовательность (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
*Доступность (заключается в простоте изложения и понимания материала);
*Наглядность (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
*Занимательное общение
*Индивидуализация (учитывает психологические особенности дошкольников);
* Результативность (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
*Межпредметность (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
*Обогащение сенсорно - чувственного опыта.
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
- внимание и запоминание у некоторых детей слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваю исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра;
-дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;
- дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении;
- не следует перегружать детей, т.к. у них в этом возрасте повышенная утомляемость.
Планируемые результаты:
К концу учебного года дети смогут:
*Владеть понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово».
* Знать названия букв.
*Различать гласные и согласные звуки.
*Плавно читать слоги, короткие слова.
*Составлять из букв разрезной азбуки слова.
*Печатать буквы в тетради в крупную клетку.
Содержание проекта.
Этапы изучения буквы.
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, используем следующие этапы их изучения.
1.От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). 2.Выделение изучаемого звука из слов.
*Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).
2.Называние буквы.
*Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.
6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
7.Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
-из каких элементов состоит буква;
-из скольких элементов состоит буква;
-как расположены эти элементы в пространстве.
8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
-обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
-обведение буквы по трафарету;
-обведение буквы по контуру;
-запись буквы в воздухе;
-запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.
-письмо буквы на ладони, на спине.
9. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.
10. Самостоятельное написание печатной буквы.
Формы и методы образовательной деятельности с детьми.
1. Игры (дидактические, развивающие, словесные).
2. Рассматривание картин.
3. Использование мелких игрушек.
4. Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.
5. Использование рассказов, стихов, загадок, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок.
6. Решение ребусов и кроссвордов.
7. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
8. Развитие речевой интонационной выразительности.
9. Развитие мелкой моторики.
Формы работы с родителями.
• Совместные мероприятия родителей и детей: интегрированная образовательная деятельность.
• Индивидуальные беседы.
• Наглядная пропаганда.
• Индивидуальные задания
• Изготовление игр, пособий.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Цель занятия | Дата проведения | ||||||
Сентябрь | 1. | Как хорошо уметь читать. «Знакомство с королевой Азбукой». | Подвести детей к пониманию того, что уметь читать – важно и необходимо. | ||||||
2. | Знакомство с понятием согласные и гласные звуки» | Создать условия для знакомства с понятием согласные и гласные звуки | |||||||
3 | Гласный звук IаI, буква А. | Познакомить детей со звуком «А» и буквой «А». | |||||||
4. | Гласный звук IуI, буква У, чтение слов АУ, УА. («Поможем Ульяне»). | Познакомить детей со звуком «у» и буквой «У». Повторить и закрепить пройденные звуки и буквы, их характеристики. | |||||||
Октябрь | 1. | Гласный звук (о); буква О.(«У нас в гостях девочка Оля»). Закрепление пройденного: буквы А; У;О, звуки «а», «у», «о» ( «На лесной полянке»). | Познакомить детей со звуком «о» и буквой «О». | ||||||
2. | Согласный звук «с», буква С. (В гости к Солнышку). | Познакомить детей со звуком «с» и буквой С. | |||||||
3. | Согласный звук «м», буква М. («Волшебная буква М») Закрепление пройденного. Гласные буквы А,О,У. «Сказка про Ежика» | Познакомить детей со звуком «м» и буквой М. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, формировать умение читать слова УА, АУ. | |||||||
4. | Согласный звук «х», буква Х. | Познакомить детей со звуком «х» и буквой Х. | |||||||
Ноябрь | 1. | Согласный звук «р», буква Р. («Рая и ее семья»). | Познакомить детей со звуком «р» и буквой Р. | ||||||
2. | Согласный звук «ш», буква Ш. | Познакомить детей со звуком «ш» и буквой Ш. | |||||||
3. | Гласный звук «ы», буква Ы. | Познакомить детей со звуком «ы» и буквой Ы . | |||||||
4. | Согласный звук «л», буква Л. («К нам прилетела тетушка Сова» | Познакомить детей со звуком «л» и буквой Л. | |||||||
Декабрь | 1. | Согласные звуки «л», «р», буквы Л и Р. | Уточнить представления о звуках и буквах Р и Л. | ||||||
2. | Согласный звук «н», буква Н. | Познакомить детей со звуком «н» и буквой «Н». | |||||||
3. | Согласный звук «к», буква К. | Познакомить детей со звуком «к» и буквой «К». | |||||||
4. | Согласный звук «т», буква Т. Игра со звуками и буквами. «Сказка о живых звуках». | Познакомить детей со звуком «т» и буквой Т. Уточнить представления о гласных и согласных звуках и буквах. | |||||||
Январь | 1. | Гласный звук «и», буква И. | Познакомить детей со звуком «и» и буквой И . | ||||||
2. | Согласный звук «п», буква П. | Познакомить детей со звуком «п» и буквой П. | |||||||
3. | Согласный звук «з», буква З. («Приключения буквы З»). | Познакомить детей со звуком «з» и буквой З . | |||||||
Февраль | 1. | Согласный звук «Й», буква Й, Й-И. | Познакомить детей со звуком «й» и буквой Й. | ||||||
2. | Согласный звук «г», буква Г. ,закрепление пройденной буквы К | Познакомить детей со звуком «г» и буквой Г., закрепить знание о согласной букве К | |||||||
3. | Согласный звук «в», буква В. | Познакомить детей со звуком «в» и буквой В. | |||||||
4. | Согласный звук «д», буква Д, закрепление пройденной буквы Т | Познакомить детей со звуком «д» и буквой Д. | |||||||
Март | 1. | Согласный звук «б», буква Б , закрепление пройденной буквы П | Познакомить детей со звуком «б» и буквой Б., закрепить знания о букве П | ||||||
2. | Согласный звук «ж», буква Ж, закрепление пройденной буквы З | Познакомить детей со звуком «ж» и буквой Ж, закрепить знания о букве З | |||||||
3. | Согласный буква Ж – Ш | закрепить знания о буквах –Ш | |||||||
4. | Гласный звук «е», буква Е. | Познакомить детей со звуком «е» и буквой Е . | |||||||
Апрель | 1. | Буква «ь» , «Ъ» | Познакомить детей с буквой «ь», «ъ» | ||||||
2. | Гласный звук «я», буква Я. Гласный звук «ю», буква Ю. | Познакомить детей со звуком «я» и буквой Я, звуком «ю» и буквой Ю | |||||||
3. | Гласный звук «ё», буква Ё, Ё-Е. | Познакомить детей со звуком «ё» и буквой Ё | |||||||
4. | Согласный буква Ч, закрепление пройденного С,Ш | закрепить знания о буквах –Ч, С, Ш. | |||||||
Май | 1. | Гласный звук «э»,буква Э. | Познакомить детей со звуком «э» и буквой Э | ||||||
2. | Согласный звук «ц,ф», буква Ц, Ч,С | Познакомить детей со звуком «ц,ф» и буквой Ц, Ч, С | |||||||
3. | Согласный звук «ф» буква Ф | закрепить знания о букве и звуке «Ф» | |||||||
4. | Согласный звук «щ», буква Щ. | Познакомить детей со звуком «щ» и буквой Щ |
Создание условий для работы проекта «АБВГДейка»
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого использую: игры, игровые модули, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид.
1. Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН.
2. Демонстрационная магнитная доска и мольберт.
3. Музыкальная колонка, аудиоматериалы
4. Дидактические пособия:
-панно «алфавит»
- магнитная азбука;
- дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками «Найди букву», «Собери слово», «Моя первая азбука», «Собери букву».
- демонстрационные наглядные пособия «Зашифрованные буквы», «Следопыт» (найти картинку на определенный звук).
-тетради в клетку;
-простые и цветные карандаши, фломастеры, пластилин;
-счетные палочки;
-палочки счетные
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М.Дружинина «Поиграем в слова» - Москва: Новая школа,1997г.
Г.Ф.Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»- Волгоград: издательство «Учитель», 2000г.
О.М.Рыбникова «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет»- Волгоград : Учитель, 2010г.
Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» Москва: Школьная пресса,2001г.
Н. Лунина «Играем в буквы и слова» Новосибирск: Сибирское издательство, 2009.
Н.С.Жукова «Букварь» Москва 2014 год.
К.И.Чуковский «От двух до пяти» сочинение в двух томах, 1 том .Москва,1990год
И.А.Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме» С-Петербург: Детство-Пресс, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....