Конспект НОД в старшей группе. Тема занятия: «Знакомство со слогом».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Gредставлен конспект НОД по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данное занятие направлено на расширение словаря и активизацию терминов: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе.
Минасян М.Х. МБДОУ№; «Калинка г.Аксай
Тема занятия: «Знакомство со слогом».
Цели и задачи сформулированы в соответствии с ФГОС, требованиями и подходами авторов, реализуемой примерной основной программы дошкольного образования «Детство» В. И. Логиновой / Под редакцией Т. И. Бабаевой , З.А.Михайловой, Л.М.гурович испр. и доп СПб :-Пресс, 2014.
Цель: развитие познавательной инициативы старших дошкольников в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях,;.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Обобщить знания о гласных звуках и буквах;
- Обучать звуко-буквенному анализу;
- Дать понятие о слоговом составе слова;
- формировать умение выполнять слоговой анализ
Развивающие задачи:
- Активизировать термины: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук,;
- Развивать умение делать звуковой анализ слова;
- Развивать артикуляционную моторику;
- развивать умение различать, называть по схеме и артикуляции гласные звуки;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом
Содержание занятия отобрано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);
2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);
3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);
Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: набор картинок с односложными словами, набор гласных букв, телевизор с показом сюжетных картин, таблица для чтения гласных букв. Использование на занятии различных методов ( ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, игровые упражнения, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.
Планируемый результат:
В ходе данного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации речевой, физической деятельностях.
Дети умеют пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний.
Дети умеют сопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема «Слоги».
Возрастная группа: сташая группа детей 5-6 лет.
Форма НОД: речевая деятельность.
Форма организации групповая
Учебно-методический комплект: примерная основная программа дошкольного образования «Детство» В. И. Логиновой / Под редакцией Т. И. Бабаевой , З.А.Михайловой, Л.М.гурович испр. и доп СПб :-Пресс, 2014.
Цель: Обобщить знания о гласных звуках и буквах; Обучать звуко-буквенному анализу; Дать понятие о слоговом составе слова;
.Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие
Вид детской деятельности, лежащей в основе организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, игровая.
Предварительная работа: Знакомство с гласными звуками и буквами, их артикуляцией , беседы Знакомство со словами, обозначающими живые и неживые предметы, сдловами действиями, словами-признаками предметов. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Узнай гласный звук», «Слушай и отгадывай», решение ребусов.
Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, постановка проблемного вопроса, беседа.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: набор гласных букв, ТСО с показом сюжетных картин, таблица для чтения гласных букв .
Раздаточный: набор картинок с односложными словами, набор схем для слогового анализа на каждого ребенка
Задачи образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
|
|
Этапы деятельности, занятия | Цели | Форма организации совместной деятельности детей и взрослых | Содержание деятельности | Результат | |
педагога | детей | ||||
1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | Вызвать интерес к предстоящей деятельности. Активизировать термины: «слово», «звук», «предложение», гласный и согласный звук,; развивать слуховое внимание и мышление. | Воспитатель собирает детей возле себя Игра «Внимание» Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Ребята, Мы получили письмо от ЮПИтека, он приглашает нас в гости на свою планету помочь другим жителям освоить грамоту. Чтобы попасть на космический корабль, нужно купить билет, ответив на вопросы кассира. -Для чего нужна речь? Из чего состоит речь? Что такое предложение? Из чего состоит предложение С какой буквы пишется предложение? Что ставится в конце предложения На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неживые предметы? Назовите слова – неживые предметы. На какой вопрос отвечают слова, обозначающие живые предметы? Назовите слова – живые предметы. На какой вопрос отвечают слова, обозначающие слова действия Назовите слова – действия На какой вопрос отвечают слова, обозначающие признаки предмета? Слова состоят из звуков. Каких? Назовите не речевые звуки Назовите речевые звуки Чем отличаются гласные от согласных звуков? | Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.
Задает вопросы стимулирующие процессы мышления. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям. Поощряет детей к высказываниюпутем выдачи билетв на космический корабль | Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию. Отвечают на вопросы. | Заинтересованность детей предстоящей деятельностью. Активизация речи и мыслительных процессов детей в период ответов на вопросы |
2.Основной Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Актуализировать знания детей, развитие мышления. Развитие познавательного интереса в процессе деятельности. Обобщить знания о гласных звуках и буквах; Развивать артикуляционную моторику; развивать умение различать, называть по схеме и артикуляции гласные звуки; Развивать умение делать звуковой анализ слова; Знакомство со слоговым составом слова, Учить детей делать слоговой анализ слова и выкладывать схему слова | На планете ЮПИ есть волшебная доска. Она учит всех гласным звукам. На доске висят схемы гласных звуков. И буквы А,О,У,И,Ы,Э . -Что Это? (гласные звуки и буквы) Игра «Узнай букву и звук» Найдите звук и букву - А .и поставьте их рядышком. Как догадались? (Когда мы произносим звук А- рот широко открыт) (аналогичная работа со всеми гласными) Вопросы: Чем похожи гласные звуки и чем отличаются. воспитатель: -У вас есть карточки –слова. Вопрос. Почему ты шар прикрепил к этой схеме? Юпик предлагает нам отгадать загадку «Доскажи Словечко ». Папа, мама, брат и я — Вместе дружная... (семья). Мультимедийная презентация по теме «СЛОГИ» Однажды пата и дети поехали на лодке за грибами Сколько детей в семье? Мальчика зовут Вова, а девочек — Ира и Наташа. Ходят дети по лесу, собирают грибы, увлеклись. Пора домой. Папа зовет детей, произносит имена громко и медленно: И-ра, Во-ва, На-та-ша. Слова у него разделились на части. Попробуйте и вы так же произнести имена детей. Слоговый анализ. Посмотрите, как я делю слова на слоги и хлопаю на каждый слог: «укладываю» слово на ладошку. па-па ре-бя-та лес — Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать. Физкультурная минутка Мы в ракеты быстро сели, В космос дружно полетели Там красот вокруг немало! Земля вдали, как точка стала.
Вышли в космос – невесомы, Всё совсем не так, как дома! Возвращаемся скорей, Чтоб не скучать нам без друзей! Продолжение Мультимедийной презентации по теме «СЛОГИ» Дятел — телеграфист» На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передает, что он увидел в лесу. Что увидел дятел? (Желуди, шишки, пень, березу, елку.) Передайте по телеграфу эти слова, отстукивая карандашом каждый слог. Посчитайте, сколько слогов в каждом слове. Назовите первый слог. Второй. Третий. «Дружная семья». Посмотрите на картинки .У животных тоже бывает семья. Чья это семья? (Лисья, кошачья.) Как в лисьей семье зовут папу? Маму? Детеныша? Сколько слогов в слове лис? Обозначим слог одной короткой линией:_ Аналогично разбираются слова лиса, лисенок. Схемы слов кот, кошка, котенок дети составляют на индивидуальных схемах. | Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность. Нужно ЮПИтерцам помочь выделить гласный звук в слове С теми , кто затрудняется - помочь выполнить. Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность. Представьте, что мы с вами тоже находимся в лесу. Разбрелись по лесу и зовем каждого Делает упражнение вместе с детьми. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Раздается чей-то стук. Это дятел на сосне Долбит клювом по коре. Показывает как выложить слоги. Инд.помощь детям, у которых будет затруднение | Дети у доски соотносят звуки и буквы с пояснением, почему они так выбрали. Дети называют предмет, выделяют главный звук, и несут карточку и прикрепляют магнитиком возле схемы нужного звука. Рассматривают картинку Дети хором произосят имена детей Делят их на слоги Активное включение в совместную деятельность и игры с взрослым и детьми. Дети делают вместе с воспитателем выполняют движения руками, имитируя бег на месте) поднимают руки над головой и соединяют свои ладошки, образуя над головой конус) разводят руки в стороны) соединяют указательный и большой палец каждой руки, а затем соединяют руки вместе. Соединение четырёх пальцев (указательных и больших пальцев левой и правой рук показывает, какой маленькой кажется планета) (Во время звучания этих двух строк дети выполняют замедленные произвольные движения, имитируя движение в невесомости) дети выполняют левой и правой рукой круговое движение к себе) Рассматривают картинку Отстукивают слова по слогам вместе с дятлом рассматривают картинку Схемы слов кот, кошка, котенок дети составляют на индивидуальных схемах. | Дети освоили определение гласных звуков в словах. Дети освоили правила деления слов на слоги С детьми проведена смена видов деятельности |
3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | Закреплять умение читать гласные буквы и их сочетание развивать внимание | Наше время пребывания на Планете ЮПИ подошло к концу. Садитесь поудобнее. Отправляемся на Землю. Космический корабль приземлился. Но двери заблокированы. Они откроются только тогда, когда вы прочтете заклинание Итог .Двери открылись. Молодцы ребята! Вот мы и дома! Вы все справились сегодня с поставленными задачами. Дети, что вам понравилось в нашем космическом путешествии? | Сосредотачивают внимание на таблице при чтении ее хором | Дети научились выделять гласные звуки и читать гласные звуки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»
Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2. Закреплять практическое употребление в ре...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...
Конспект занятия по математике в старшей группе, тема занятия: «Полёт к звёздам»
Образовательная деятельность построена на интеграции образовательных областей: познавательное развитие и социально- личностное развитие. Совместная деятельность проходит в дидактических играх с исполь...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»
Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...
Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».
Конспект занятияпо обучению русскому языку в старшей группеТема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительныхТема для разговора &la...
Конспект занятия Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Рисование Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа) Тема занятия: «Рисование
Конспект занятия Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие ...