Конспект НОД в старшей группе. Тема занятия: «Знакомство со слогом».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Минасян Магдалина Христофоровна

Gредставлен конспект НОД по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данное занятие направлено на расширение словаря и активизацию  терминов: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе.

Минасян М.Х.             МБДОУ№; «Калинка г.Аксай

Тема занятия: «Знакомство  со слогом».

Цели и задачи сформулированы в соответствии с ФГОС, требованиями и подходами авторов, реализуемой примерной основной программы дошкольного образования «Детство» В. И. Логиновой / Под редакцией Т. И. Бабаевой , З.А.Михайловой, Л.М.гурович испр. и доп СПб :-Пресс,  2014.

 

Цель: развитие познавательной инициативы старших дошкольников в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях,;.

    Задачи:

Обучающие задачи:

  • Обобщить знания о гласных звуках и буквах;
  • Обучать звуко-буквенному анализу;
  • Дать понятие о слоговом составе слова;
  • формировать умение выполнять слоговой анализ 

Развивающие задачи:

  • Активизировать  термины: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук,;  
  • Развивать умение делать звуковой анализ слова;
  • Развивать артикуляционную моторику;
  • развивать умение различать, называть по схеме и артикуляции гласные звуки;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом  

Содержание занятия отобрано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.

     

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);

2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);

3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);

Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: набор картинок с односложными словами, набор гласных букв, телевизор с  показом  сюжетных картин, таблица для чтения гласных букв. Использование на занятии различных методов ( ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, игровые упражнения, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.

Планируемый результат:

В ходе данного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации речевой, физической деятельностях.

Дети умеют пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний.

Дети умеют сопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема «Слоги».

Возрастная группа: сташая группа детей 5-6 лет.

Форма НОД: речевая  деятельность.

Форма организации групповая

Учебно-методический комплект: примерная основная программа дошкольного образования «Детство» В. И. Логиновой / Под редакцией Т. И. Бабаевой , З.А.Михайловой, Л.М.гурович испр. и доп СПб :-Пресс,  2014.

Цель: Обобщить знания о гласных звуках и буквах; Обучать звуко-буквенному анализу; Дать понятие о слоговом составе слова;

.Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Вид детской деятельности, лежащей в основе организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, игровая.

Предварительная работа: Знакомство с гласными  звуками  и буквами, их артикуляцией , беседы Знакомство со словами, обозначающими  живые и неживые предметы, сдловами действиями, словами-признаками предметов. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Узнай гласный звук», «Слушай и отгадывай», решение  ребусов.

Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, постановка проблемного вопроса, беседа.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: набор гласных букв, ТСО  с  показом  сюжетных картин, таблица для чтения гласных букв .

Раздаточный: набор картинок с односложными словами, набор схем для слогового анализа на каждого ребенка

 

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей

 воспитанников группы

Обучающие задачи:

  • Обобщить знания о гласных звуках и буквах;
  • Обучать звуко-буквенному анализу;
  • Дать понятие о слоговом составе слова;
  • формировать умение выполнять слоговой анализ 

Развивающие задачи:

  • Активизировать  термины: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук,;  
  • Развивать умение делать звуковой анализ слова;
  • Развивать артикуляционную моторику;
  • развивать умение различать, называть по схеме и артикуляции гласные звуки;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом  

  • обогащать словарный запас за счет употребления в речи детей слов, обозначающих свойства, качества, признаки предметов (Кирилл Л, Саша П, Муса, Руяна.);
  • способствовать стимулированию активных ответов (Ксения, Милана, Кирилл М.);
  • развивать умение концентрировать внимание на объекте (Кирилл Л)
  • способствовать развитию желания прийти на помощь ближнему (Соня, Стеша,  Никита).

Этапы деятельности, занятия

Цели

Форма организации совместной деятельности детей и взрослых

Содержание деятельности

Результат

педагога

детей

1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Активизировать  термины: «слово», «звук», «предложение», гласный и согласный звук,;  

развивать слуховое внимание и мышление.

Воспитатель собирает детей возле себя

Игра «Внимание»

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята, Мы получили письмо от ЮПИтека, он приглашает нас  в гости на свою планету помочь другим  жителям освоить грамоту.

Чтобы попасть на космический корабль, нужно купить билет, ответив на вопросы кассира.

-Для чего нужна речь?

Из чего состоит речь?

Что такое предложение?

Из чего  состоит предложение

С какой буквы пишется предложение?

Что ставится в конце предложения

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неживые  предметы?

Назовите слова – неживые предметы.

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие живые  предметы?

Назовите слова –  живые предметы.

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие слова действия

Назовите слова –  действия

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие признаки предмета?

Слова состоят из звуков. Каких?

Назовите  не речевые звуки

Назовите  речевые звуки

Чем отличаются гласные от согласных звуков?

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.

 

 

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям. Поощряет детей к высказываниюпутем выдачи билетв на космический корабль

Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию.

Отвечают на вопросы.

Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.

Активизация речи и мыслительных процессов детей в период ответов на вопросы

2.Основной

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

Актуализировать знания детей, развитие мышления.

Развитие познавательного интереса в процессе деятельности.

Обобщить знания о гласных звуках и буквах;

Развивать артикуляционную моторику;

развивать умение различать, называть по схеме и артикуляции гласные звуки;

Развивать умение делать звуковой анализ слова;

        Знакомство со слоговым составом слова,

Учить детей делать слоговой анализ слова и выкладывать схему слова

На планете ЮПИ есть волшебная доска. Она учит всех гласным звукам. На доске висят схемы гласных звуков. И буквы А,О,У,И,Ы,Э

.

-Что Это?  (гласные звуки и буквы)

Игра «Узнай букву и звук»

Найдите звук и букву - А .и поставьте их рядышком.

Как догадались? (Когда мы произносим  звук А- рот широко открыт)

(аналогичная работа со всеми гласными)

Вопросы:

Чем похожи гласные звуки и чем отличаются.

воспитатель:

-У вас  есть карточки –слова.

Вопрос. Почему ты  шар прикрепил  к этой схеме?

Юпик предлагает  нам отгадать загадку  «Доскажи Словечко ».

Папа, мама, брат и я —

Вместе дружная... (семья).

Мультимедийная презентация

по теме «СЛОГИ»

Однажды пата и дети поехали на лодке за грибами

Сколько детей в семье? Мальчика зовут Вова, а девочек — Ира и Наташа. Ходят дети по лесу, собирают грибы, увлеклись. Пора домой. Папа зовет детей, произносит имена громко и медленно: И-ра, Во-ва, На-та-ша. Слова у него разделились на части. Попробуйте и вы так же произнести имена детей.

Слоговый анализ.

Посмотрите, как я делю слова на слоги и хлопаю на каждый слог: «укладываю» слово на ладошку. па-па    ре-бя-та    лес

—        Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать.

Физкультурная минутка

Мы в ракеты быстро сели, 

В космос дружно полетели

Там красот вокруг немало! 

 Земля вдали, как точка стала. 

 

Вышли в космос – невесомы,

Всё совсем не так, как дома! 


Возвращаемся скорей, 

Чтоб не скучать нам без друзей! 

 Продолжение Мультимедийной презентации по теме «СЛОГИ»

Дятел — телеграфист»

На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передает, что он увидел в лесу. Что увидел дятел? (Желуди, шишки, пень, березу, елку.) Передайте по телеграфу эти слова, отстукивая карандашом каждый слог. Посчитайте, сколько слогов в каждом слове. Назовите первый слог. Второй. Третий.

«Дружная семья».

Посмотрите на картинки .У животных тоже бывает семья. Чья это семья? (Лисья, кошачья.) Как в лисьей семье зовут папу? Маму? Детеныша?

Сколько слогов в слове лис? Обозначим слог одной короткой линией:_

Аналогично разбираются слова лиса, лисенок. Схемы слов кот, кошка, котенок дети составляют на индивидуальных схемах.

Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность.

Нужно  ЮПИтерцам помочь  выделить гласный звук в слове

С теми , кто затрудняется - помочь выполнить.

Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность.

Представьте, что мы с вами тоже находимся в лесу. Разбрелись по лесу и зовем каждого

Делает упражнение вместе с детьми.

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Раздается чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

Показывает как выложить слоги.

Инд.помощь детям, у которых будет затруднение

Дети у доски соотносят звуки и буквы с пояснением, почему они так  выбрали.

Дети называют предмет, выделяют главный звук, и несут  карточку и прикрепляют магнитиком возле схемы нужного звука.

Рассматривают картинку

Дети хором произосят имена  детей  

Делят их на слоги

Активное включение в совместную деятельность и игры с взрослым и детьми.

Дети делают вместе с воспитателем

выполняют движения руками, имитируя бег на месте)

поднимают руки над головой и соединяют свои ладошки, образуя над головой конус)

разводят руки в стороны)

соединяют указательный и большой палец каждой руки, а затем соединяют руки вместе. Соединение четырёх пальцев (указательных и больших пальцев левой и правой рук показывает, какой маленькой кажется планета)

(Во время звучания этих двух строк дети выполняют замедленные произвольные движения, имитируя движение в невесомости)

дети выполняют левой и правой рукой круговое движение к себе)
(дети поднимают указательный палец)

Рассматривают картинку

Отстукивают слова по слогам вместе с дятлом

рассматривают картинку

Схемы слов кот, кошка, котенок дети составляют на индивидуальных схемах.

Дети освоили определение гласных звуков в словах.

Дети освоили правила деления слов на слоги

С детьми проведена смена видов деятельности

3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

Закреплять умение читать гласные  буквы и их сочетание развивать внимание

Наше  время пребывания на  Планете ЮПИ подошло к концу. Садитесь поудобнее. Отправляемся на Землю. Космический корабль  приземлился. Но двери  заблокированы. Они откроются  только тогда, когда вы прочтете заклинание

Итог .Двери открылись.  Молодцы ребята! Вот мы и дома!

Вы все справились сегодня с поставленными задачами.

Дети, что вам понравилось в нашем космическом путешествии?

Сосредотачивают внимание на таблице при чтении ее хором

Дети научились выделять гласные звуки и читать гласные звуки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1.  Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2.  Закреплять практическое употребление в ре...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

Конспект занятия по математике в старшей группе, тема занятия: «Полёт к звёздам»

Образовательная деятельность построена на интеграции образовательных областей: познавательное развитие и социально- личностное развитие. Совместная деятельность проходит в дидактических играх с исполь...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».

Конспект занятияпо обучению русскому языку в старшей группеТема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительныхТема для разговора  &la...