Конспект занятия по математике в старшей группе, тема занятия: «Полёт к звёздам»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Образовательная деятельность построена на интеграции образовательных областей: познавательное развитие и социально- личностное развитие. Совместная деятельность проходит в дидактических играх с использованием занимательного материала (работа с бумагой), с проблемной ситуацией, решая которую дети открывают для себя новые знания. Это соответствует новым требованиям по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_matematike.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по математике
в старшей группе,
тема занятия:
«Полёт к звёздам»
Автор занятия: Айнетдинова Оксана Викторовна,
воспитатель дошкольного отделения №5
ГБОУ Школа №933
Москва
Тема: «Полёт к звёздам».
Задачи:
-Закреплять представления о космосе, космических полётах, солнечной системе.
-Закреплять умение ориентироваться по плану.
-Учить двигаться в соответствии с указателями (стрелками).
-Упражнять в измерении предмета условной меркой.
Оборудование:
Проектор, видео-презентация, рисунок земного неба с линиями, ведущими к планетам, условная мерка, мягкие модули, 3 карты маршрутов, карточки с изображением предметов от 5 до 10; карточки с цифрами; мяч; раздаточный математический материал; геометрические фигуры; дидактическая игра «Найди лишний предмет»; дидактическая игра «Найди место в ряду»; дидактическая игра «Числа-соседи»; дидактическая игра «Бусы»; дидактическая игра «На что похоже»; музыкальное сопровождение.
Предварительная работа.
- Рассматривание схемы – плаката «Космос», презентация «Космос», беседы о Луне, солнце, планетах Солнечной системы.
- Чтение художественной литературы по теме «Космос»:
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Большая энциклопедия дошкольника,
- Альманах «Хочу всё знать».
- Подвижная игра «Солнце и планеты»: моделирование в движении Солнечной системы. /Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2000г/.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие, нам предстоит стать настоящими космонавтами, для того чтобы отправиться в космос.
-Что такое космос? ( Космос представляет собой безграничное пространство, заполненное множеством планет, созвездий, спутников, больших и малых галактик и систем).
-Кто был первым в космосе? (Первым в мире космонавтом был русский человек, звали его Юрий Алексеевич Гагарин. Огромная ракета «Восток» вознесла его в небо, это было 12 апреля 1961года. В память об этом первом полёте мы каждый год отмечаем День космонавтики. Только специально подготовленные люди могут полететь в космос, вот почему космонавтов награждают орденами и объявляют героями. Мы гордимся тем, что первый полёт в космос совершил русский человек.)
Перед полётом педагог предлагает познакомиться с маршрутом и говорит о том, что на каждой планете нам предстоит совершить посадку для выполнения очень важных космических заданий.
Воспитатель: - А теперь ребята определим (посчитаем) расстояние до разных планет на карте. Вызванные дети измеряют расстояние, остальные отсчитывают количество геометрическими фигурами.
Вопросы:
-Сколько фигур ты выложил?
-Почему столько?
-Какое расстояние до Меркурия, Земли, Сатурна и т.д.?
Воспитатель объясняет, что на космический корабль нужно взять оборудование в больших контейнерах. Нужно проверить можно ли их доставить в кабину, если размер входного люка составляет столько – то условных мерок в длину и столько – то в ширину. Педагог предлагает измерить контейнеры (мягкие модули) и найти подходящие по размеру.
Вопросы:
-Сколько условных мерок получилось по длине (ширине) этого куба (цилиндра)?
-Можно ли будет пронести его в ракету?
Воспитатель объясняет, что при старте космических кораблей используется обратный счёт, который показывает, сколько секунд осталось до старта, и предлагает детям посчитать в обратном порядке.
Воспитатель предлагает детям отправиться в полет к звездам на звездолете, вместе с детьми из спортивных модулей строится звездолёт:
Звёздолёт мы смастерили,
К звёздам путь открыть решили.
Звездолёт, звёздолёт,
Отправляемся в полёт.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
А потом играть начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Педагог говорит, что ракета летит в безвоздушном пространстве, наступило состояние невесомости, просит детей изобразить это.
Объявляет, что поступила команда с Земли проверить не нарушилось ли зрение космонавтов в полёте. (На экране последовательно появляются карточки с изображением предметов в количестве от 5 до 10.)
Педагог просит детей сосчитать предметы и сделать запись в своих бортовых журналах (выложить геометрических фигур на 1 больше или меньше, чем на карточке на экране.)
Вопросы:
-Сколько геометрических фигур ты выложил?
-Почему столько?
Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете МЕРКУРИЙ. Рассказывает о планете (Эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу. При этом почти всё время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно), затем находит на планете карточку с заданием для космонавтов:
Дидактические игры «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:
Звездолёт, звёздолёт,
Отправляемся в полёт.
(Отправляются в полёт)
Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете ВЕНЕРА. Рассказывает о планете (Вторая планета от солнца. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.), затем находит на планете карточку с заданием для космонавтов:
Дидактическая игра «Бусы»
Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур.
Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:
Звездолёт, звёздолёт,
Отправляемся в полёт.
(Отправляются в полёт)
Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете ЗЕМЛЯ. Рассказывает о планете (Это голубая планета, третья по счёту от Солнца – наш общий дом. Здесь мы живём, животные, люди, рыбы, птицы – все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами. И ещё у планеты Земля есть маленькая подружка – Луна, которая является спутником Земли.), затем находит на планете карточку с заданием для космонавтов:
Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура»
Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы.
Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:
Звездолёт, звёздолёт,
Отправляемся в полёт.
(Отправляются в полёт)
Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете МАРС. Рассказывает о планете (Красная маленькая планета, четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её всё время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.), затем находит на планете карточку с заданием для космонавтов:
Дидактическая игра «Найди лишний предмет»
Дети должны найти лишний предмет из предложенных.
Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:
Звездолёт, звёздолёт,
Отправляемся в полёт.
(Отправляются в полёт)
Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете ЮПИТЕР. Рассказывает о планете (Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок), затем находит на планете карточку с заданием для космонавтов:
Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»
Четыре гусенка и двое утят,
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей? (Шесть)
Семь веселых поросят,
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? (Пять)
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало? (Четыре)
Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:
Звездолёт, звёздолёт,
Отправляемся в полёт.
(Отправляются в полёт)
Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете САТУРН. Рассказывает о планете (Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её удивительная особенность , которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи – тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли), затем находит на планете карточку с заданием для космонавтов:
Дидактическая игра «Найди место в ряду»
Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.
Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:
Звездолёт, звёздолёт,
Отправляемся в полёт.
(Отправляются в полёт)
Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете УРАН. Рассказывает о планете (Таинственная планета, седьмая по счёту, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и она выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик), затем находит на планете карточку с заданием для космонавтов:
Дидактическая игра «Числа-соседи»
Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.
Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:
Звездолёт, звёздолёт,
Отправляемся в полёт.
(Отправляются в полёт)
Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете НЕПТУН. Рассказывает о планете (Ледяная очень холодная планета, восьмая по счёту, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода не ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что всё на ней, даже газ превращается в лёд), затем находит на планете карточку с заданием для космонавтов:
Пять цветочков у Наташи,
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (Семь)
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек? (Три)
Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:
Звездолёт, звёздолёт,
Отправляемся в полёт.
(Отправляются в полёт)
Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете ПЛУТОН. Рассказывает о планете (Когда-то эта планета была девятой по счёту и входила в солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и ко взрослым планетам с названиями не пускают. Может Плутон ещё совсем младенец и ему надо подрасти), затем находит на планете карточку с заданием для космонавтов:
Дидактическая игра «Построй «Ракету» из геометрических фигур»
Дети из геометрических фигур изготавливают «Ракету» на своих местах, а один ребенок на мольберте.
Воспитатель: - На всех планетах мы побывали, все задания выполнены, а нам пора возвращаться в наш детский сад прошу занять свои места в звездолёте:
Звездолёт, звёздолёт,
Отправляемся в полёт.
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в «Космос». – « Вам понравилось путешествие?».
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор.
Список литературы
- Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»;
журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 1998 г. стр. 63, №8 – 1996 г. стр. 41.
- Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex26.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: Путешествие по островам.
Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете, в счете в пределах 10, в счете двойками. Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором месте по счету? Развивать к...
Конспект занятия по математике в старшей группе .Тема. Путешествие в сказочное королевство Математики.
Задачи. Обобщить полученные знания о способах сравнения чисел. Упражнять в счете в пределах семи. Закреплять навыки порядкового счета. Обучать приемам решения задач практическим способом. Обогащать сл...
Конспект занятия по математике в старшей группе Тема: «Интересные задания Королевы Математики»
Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку.Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю.Закрепить названия времен года, названия месяцев.Уп...
Конспект занятия по математике в старшей группе Тема. «Путешествие про стране Математики»
Цель: Формировать у детей элементарные математические представления.Программное содержание:- совершенствовать навык прямого и обратного счета в пределах; - умение называть соседей числа; ...
Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: « Путешествие в страну математики»
Воспитатель: МБДОУ д/с «Сайзанак»Монгуш Сайлык Бижик-Баировна...
Конспект занятия по математике в старшей группе Тема: «Занимательная математика. Фокусы с лентой Мебиуса»
Цель: создать условия для поисково-исследовательской деятельности. Развивать творческую инициативу. Воспитывать стремление к познанию.Задачи.Образовательная: познакомить детей с загадочной лентой Мёби...
Конспект занятия по математике в старшей группе Тема: «Интересные задания Королевы Математики»
Цель: Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку. Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю. Закрепить названия времен года, названия меся...