Конспект занятия по математике в старшей группе, тема занятия: «Полёт к звёздам»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Айнетдинова Оксана Викторовна

Образовательная деятельность построена на интеграции образовательных областей: познавательное развитие и социально- личностное развитие. Совместная деятельность проходит в дидактических играх с использованием занимательного материала (работа с бумагой), с проблемной ситуацией, решая которую дети открывают для себя новые знания. Это соответствует новым требованиям по ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_matematike.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике

в старшей группе,

тема занятия:
«Полёт к звёздам»

Автор занятия: Айнетдинова Оксана Викторовна,

 воспитатель дошкольного отделения №5

 ГБОУ Школа №933

                                          Москва

Тема: «Полёт к звёздам».

Задачи:

-Закреплять представления о космосе, космических полётах, солнечной системе.

-Закреплять умение ориентироваться по плану.

-Учить двигаться в соответствии с указателями (стрелками).

-Упражнять в измерении предмета условной меркой.

Оборудование:

Проектор, видео-презентация, рисунок земного неба с линиями, ведущими к планетам, условная мерка, мягкие модули, 3 карты маршрутов, карточки с изображением предметов от 5 до 10; карточки с цифрами; мяч; раздаточный математический материал; геометрические фигуры; дидактическая игра «Найди лишний предмет»; дидактическая игра «Найди место в ряду»; дидактическая игра «Числа-соседи»; дидактическая игра «Бусы»; дидактическая игра «На что похоже»; музыкальное сопровождение.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание схемы – плаката «Космос»,  презентация «Космос», беседы о Луне, солнце, планетах Солнечной системы.
  2. Чтение художественной литературы по теме «Космос»:
  • Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
  • П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
  • О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
  • Большая энциклопедия дошкольника,
  • Альманах «Хочу всё знать».
  1. Подвижная игра «Солнце и планеты»: моделирование в движении Солнечной системы. /Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2000г/.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в  космическое путешествие, нам предстоит стать настоящими космонавтами, для того чтобы отправиться в космос.

-Что такое космос? ( Космос представляет собой безграничное пространство, заполненное множеством планет, созвездий, спутников, больших и малых галактик и систем).

-Кто был первым в космосе? (Первым в мире космонавтом был русский человек, звали его Юрий Алексеевич Гагарин. Огромная ракета «Восток» вознесла его в небо, это было 12 апреля 1961года.  В память об этом первом полёте мы каждый год отмечаем День космонавтики.  Только специально подготовленные люди могут полететь в космос, вот почему космонавтов награждают орденами и объявляют героями. Мы гордимся тем, что первый полёт в космос совершил русский человек.)

Перед полётом педагог предлагает познакомиться с маршрутом и говорит о том, что на каждой планете нам предстоит совершить посадку для выполнения очень важных космических заданий.  

Воспитатель: - А теперь ребята определим (посчитаем)  расстояние до разных планет на карте. Вызванные дети измеряют расстояние, остальные отсчитывают количество геометрическими фигурами.

Вопросы:

-Сколько фигур ты выложил?

-Почему столько?

-Какое расстояние до Меркурия, Земли, Сатурна и т.д.?

Воспитатель объясняет, что на космический корабль нужно взять оборудование в больших контейнерах. Нужно проверить можно ли  их доставить в кабину, если размер входного люка составляет столько – то условных мерок в длину и столько – то в ширину. Педагог предлагает измерить контейнеры (мягкие модули) и  найти подходящие по размеру.

Вопросы:

-Сколько условных мерок получилось по длине (ширине) этого куба (цилиндра)?

-Можно ли будет пронести его в ракету?

Воспитатель объясняет, что при старте космических кораблей используется обратный счёт, который показывает, сколько секунд осталось до старта, и предлагает детям посчитать в обратном порядке.

Воспитатель предлагает детям отправиться в полет к звездам на звездолете, вместе с детьми из спортивных модулей строится звездолёт:

Звёздолёт мы смастерили,

К звёздам путь открыть решили.

Звездолёт, звёздолёт,

Отправляемся в полёт.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
А потом играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

Педагог говорит, что ракета летит в безвоздушном пространстве, наступило состояние невесомости, просит детей изобразить это.

Объявляет, что поступила команда с Земли проверить не нарушилось ли зрение космонавтов в полёте. (На экране последовательно появляются карточки с изображением предметов в количестве от 5 до 10.)

Педагог просит детей сосчитать предметы и сделать запись в своих бортовых журналах (выложить геометрических фигур на 1 больше или меньше, чем на карточке на экране.)

Вопросы:

-Сколько геометрических фигур ты выложил?

-Почему столько?

Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете МЕРКУРИЙ. Рассказывает о планете (Эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу. При этом почти всё время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно), затем  находит на планете карточку с заданием для космонавтов:

 Дидактические игры «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.

Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:

Звездолёт, звёздолёт,

Отправляемся в полёт.

(Отправляются в полёт)

Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете ВЕНЕРА. Рассказывает о планете (Вторая планета от солнца. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка.  Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать  на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.), затем  находит на планете карточку с заданием для космонавтов:

Дидактическая игра «Бусы»

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур.

Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:

Звездолёт, звёздолёт,

Отправляемся в полёт.

(Отправляются в полёт)

Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете  ЗЕМЛЯ. Рассказывает о планете (Это голубая планета, третья по счёту от Солнца – наш общий дом. Здесь мы живём, животные, люди, рыбы, птицы – все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами. И ещё у планеты Земля есть маленькая подружка – Луна,  которая является спутником Земли.),  затем  находит на планете карточку с заданием для космонавтов:

Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура»

Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы.

Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:

Звездолёт, звёздолёт,

Отправляемся в полёт.

(Отправляются в полёт)

Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете  МАРС. Рассказывает о планете (Красная маленькая планета, четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её всё время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.), затем  находит на планете карточку с заданием для космонавтов:

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Дети должны найти лишний предмет из предложенных.

Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:

Звездолёт, звёздолёт,

Отправляемся в полёт.

(Отправляются в полёт)

Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете  ЮПИТЕР. Рассказывает о планете (Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на  размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок), затем  находит на планете карточку с заданием для космонавтов:

Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»

Четыре гусенка и двое утят,
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей?  
(Шесть)

Семь веселых поросят,
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца?  
(Пять)

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?  
(Четыре)

Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:

Звездолёт, звёздолёт,

Отправляемся в полёт.

(Отправляются в полёт)

Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете  САТУРН. Рассказывает о планете (Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её удивительная особенность , которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи – тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли), затем  находит на планете карточку с заданием для космонавтов:

Дидактическая игра «Найди место в ряду»

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.

Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:

Звездолёт, звёздолёт,

Отправляемся в полёт.

(Отправляются в полёт)

Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете  УРАН. Рассказывает о планете (Таинственная планета, седьмая  по счёту, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и она выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик), затем  находит на планете карточку с заданием для космонавтов:

Дидактическая игра «Числа-соседи»

Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.

Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:

Звездолёт, звёздолёт,

Отправляемся в полёт.

(Отправляются в полёт)

Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете  НЕПТУН. Рассказывает о планете (Ледяная очень холодная планета, восьмая по счёту, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода не ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что всё на ней, даже газ превращается в лёд), затем  находит на планете карточку с заданием для космонавтов:

Пять цветочков у Наташи,
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?  
(Семь)

Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек?  
(Три)

Воспитатель: - Задание выполнено, нам пора отправляться на следующую планету. Дети встают в круг и со словами:

Звездолёт, звёздолёт,

Отправляемся в полёт.

(Отправляются в полёт)

Воспитатель объявляет, что ракета приземлилась на планете  ПЛУТОН. Рассказывает о планете (Когда-то эта планета была девятой по счёту и входила в солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и ко взрослым планетам с названиями не пускают. Может Плутон ещё совсем младенец и ему надо подрасти), затем  находит на планете карточку с заданием для космонавтов:

Дидактическая игра «Построй «Ракету» из геометрических фигур»

Дети из геометрических фигур изготавливают «Ракету» на своих местах, а один ребенок на мольберте.

Воспитатель: - На всех планетах мы побывали, все задания выполнены, а нам пора возвращаться в наш детский сад прошу занять свои места в звездолёте:

 Звездолёт, звёздолёт,

Отправляемся в полёт.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в «Космос». – « Вам понравилось путешествие?».

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор.

Список литературы

  1. Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»;

журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 1998 г. стр. 63, №8 – 1996 г. стр. 41.

  1. Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex26.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: Путешествие по островам.

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете, в счете в пределах 10, в счете двойками. Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором месте по счету? Развивать к...

Конспект занятия по математике в старшей группе .Тема. Путешествие в сказочное королевство Математики.

Задачи. Обобщить полученные знания о способах сравнения чисел. Упражнять в счете в пределах семи. Закреплять навыки порядкового счета. Обучать приемам решения задач практическим способом. Обогащать сл...

Конспект занятия по математике в старшей группе Тема: «Интересные задания Королевы Математики»

Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку.Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю.Закрепить названия времен года, названия месяцев.Уп...

Конспект занятия по математике в старшей группе Тема. «Путешествие про стране Математики»

Цель: Формировать у детей элементарные математические представления.Программное содержание:- совершенствовать навык прямого и обратного счета в пределах;  - умение называть соседей числа;  ...

Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: « Путешествие в страну математики»

Воспитатель: МБДОУ д/с «Сайзанак»Монгуш Сайлык Бижик-Баировна...

Конспект занятия по математике в старшей группе Тема: «Занимательная математика. Фокусы с лентой Мебиуса»

Цель: создать условия для поисково-исследовательской деятельности. Развивать творческую инициативу. Воспитывать стремление к познанию.Задачи.Образовательная: познакомить детей с загадочной лентой Мёби...

Конспект занятия по математике в старшей группе Тема: «Интересные задания Королевы Математики»

Цель: Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку. Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю. Закрепить названия времен года, названия меся...