Использование наглядных символов при развитии фонематических процессов у старших дошкольников
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Для повышения инереса, мотивации на занятиях предлагаю ознакомиться с наглядными материалами, которые я использую на занаятиях по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактический материал | 13.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышева Ольга Николаевна
учитель-логопед МКДОУ № 76
Форма: выставка дидактических материалов.
Тема «Использование наглядных символов при развитии
фонематических процессов у старших дошкольников».
В настоящее время мы наблюдаем увеличение количества детей у которых наблюдается недостаточная сформированность фонематических процессов. Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение детьми. Кроме того, нарушение фонематического слуха не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов. Именно поэтому логопедам и воспитателям необходимо уделять внимание для развития следующих фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Многие дети испытывают трудности при усвоении таких абстрактных понятий, как «звук» и «буква», при овладении алгоритма характеристики звуков, анализа кинестетических ощущений мышц артикуляционного аппарата при произнесении конкретного звука. Формирование навыков элементарных фонематических процессов зачастую требует многократного повторения игр, упражнений. Для того, чтобы разнообразить занятия, повысить познавательный интерес, учебную мотивацию, удержать внимание детей необходимо использовать игровые приёмы и наглядные материалы. Решить эти задачи помогает данное пособие.
Пособие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. Может быть использовано на фронтальных, подгрупповых занятиях и для индивидуальной работы с детьми. Оно представляет собой набор карточек с изображением условных символов. Карточки представлены 2х видов: большие, для использования в качестве демонстрационного материала на доске и маленькие – для индивидуальной работы детей. Демонстрационные карточки покрыты плёнкой и снабжены магнитами, что позволяет использовать их на магнитной доске без дополнительных креплений.
Перечень карточек:
Для закрепления понятия: «звук -мы слышим и произносим» -2 карточки (ухо и говорящий человечек).
Для анализа положения органов артикуляции при произнесении звука – карточки с изображением губ, зубов, языка и «горлышка».
Для характеристики звука –используются символы замков с открытыми(для гласных) и закрытыми (для согласных звуков), «воротами» – которые обозначают преграду в ротовой полости или её отсутствие. Обозначение звонкости-глухости согласных звуков –колокольчики; для обозначения твёрдости – лёд, мягкости – травка.
Для закрепления понятия: «букву – мы пишем и видим» - 2 карточки (рука и глаз)
Для обозначения гласных звуков - красные кружочки –рожицы, с акцентом на положении губ, при произнесении звука.
Для обозначения согласных звуков – кружочки –рожицы синего и зелёного цветов.
Для обозначения линейности слова и ряда звуков в нём используется «рыбка». На ней, с помощью кружочков -символов звуков, обозначается место звука в слове.
Кружочки так же используются при выполнении звукового анализа слогов и слов, при дифференциации звуков по твёрдости- мягкости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"
Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....
Использование активных и творческих методов в организации оздоровительного процесса со старшими дошкольниками.
Использование активных и творческих методов в оздоровлении дошкольников (из опыта работы)....
Использование кейс-технологии в процессе освоения старших дошкольников форм речевого этикета.
Выступление на семинаре по речевому развитию....
Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада
Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада...
Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников
Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».В детском саду созданы все условия для организации единого образова...
Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»
Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»...
«Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников»
Любой человек – это «нейропсихосоматическая система», работа которой проявляется во взаимодействии трех линий: «нейро» – функционирование головного мозга, центральн...