Использование активных и творческих методов в организации оздоровительного процесса со старшими дошкольниками.
статья по физкультуре на тему

Фролова Е.В.

Использование активных и творческих методов в оздоровлении  дошкольников (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_metody_ozdorovleniya.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование активных и творческих методов в организации оздоровительного процесса со старшими дошкольниками.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.  В федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования цели охраны здоровья детей и их гармоничного физического развития выделены в самостоятельные образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура». Они определяют одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Проблема оздоровления, воспитания и развития - компания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа детского сада и семьи на длительный период времени. Уже давно стало ясно, что традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна. Вследствие этого на данный момент одним из актуальных вопросов является поиск новых активных и творческих методов и приёмов в организации оздоровительного процесса и физического развития детей. Коллектив нашего детского сада стремится обновить и качественно улучшить систему физического воспитания в ДОУ. Поэтому использование нестандартных методов в физкультурных занятиях позволяет разнообразить процесс физического воспитания детей.

Отсюда целью нашей работы по оздоровлению детей является поиск  новых форм и методов использования  здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе  ДОУ, приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Исходя из  этого, нами определены следующие задачи по организации оздоровительного процесса у дошкольников:

  1. Повысить интерес детей к  физкультурным  занятиям;
  2. Внедрить нетрадиционные приёмы проведения занятий;
  3. Закрепить технологию выполнения  основных видов движения приёмами занимательной физкультуры;
  4. Повысить двигательную активность детей системой физкультурных развлечений;
  5. Ввести новые спортивно-дидактические игры для обучения основным движениям;
  6. Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и оздоровления детей.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта по данной проблеме показал, что материал по данному вопросу разрознен, не систематизирован, литературы недостаточно. В основу своей работы я взяла научно-методические разработки и рекомендации следующих авторов:

1. М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада» и «Физкультурные  сюжетные занятия с детьми 5-6 лет». Предлагается  система оздоровительных занятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения у детей и повышение иммунитета детского организма. Весь практический материал разработан в соответствии с научно обоснованными оздоровительными методиками, адаптированными к возрасту детей.

2. К.К. Утробина  «Занимательная физкультура в детском саду». Представляет нетрадиционную систему занятий, которые содержат спортивно-ритмичные танцы, игровые упражнения, занимательные разминки и т.д.

3. Е.И. Подольская «Формы оздоровления детей: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок»» и «Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет». Кинезиология -  наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. В свою очередь занятия на открытом воздухе повышают работоспособность функциональных систем детского организма.

4. В.В. Гаврилова «Занимательная физкультура для детей 4-7 лет». В данном пособии предложены физкультурные занятия для детей в зале, разработанные в соответствии с ФГТ на основе интеграции видов деятельности по освоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация». Каждое занятие включает в себя разнообразные элементы занимательного характера.

5. Н.Б. Муллаева «Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников». В основу занятий положена двигательно-игровая деятельность, являющаяся ведущей в воспитании и образовании дошкольников.

Активные и творческие методы физкультурно-оздоровительной работы применяются в различных вариантах: в форме физкультурных занятий, при проведении утренней гимнастики, в закаливающих мероприятиях, в показательных выступлениях на спортивных и музыкальных праздниках и досугах, а так же включаются в различные части НОД.

Использование физических упражнений, направленных на улучшение функций верхних дыхательных путей рекомендуется во всех формах работы по оздоровлению детей, особенно при проведении утренней гимнастики и гимнастики после сна. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные физические упражнения. Формами такой работы могут стать кинезиологическая и дыхательная  гимнастики, а также точечный массаж.

Основной формой организованной двигательной активности являются - физкультурные занятия. Чтобы сделать занятия событием в режиме дня ребенка, мы организуем разнообразные инновационные формы непосредственно – образовательной  деятельности.

            Так, интегрированные занятия являются весьма эффективными в физкультурно – оздоровительном направлении. Во время проведения этих занятий решается целый ряд задач по сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечивается профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, приобретаются различные двигательные навыки, развиваются психические познавательные процессы, развивается эмоционально-волевая сфера и др.

Используются в физкультурно – образовательной деятельности и познавательные занятия, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. На таких занятиях дети усваивают систему культурно-гигиенических знаний об организме человека, формируют умения самостоятельно вырабатывать полезные привычки правильного поведения, развивают любознательность, творческие способности, умения сравнивать и обобщать и др.

Проводятся сюжетные физкультурно-оздоровительные занятия, основанные на определенном сюжете – сказке, путешествии, игре. Главное достоинство сюжетных занятий - интерес детей к сказочным историям, использование игровых ситуаций и ориентация на положительные реакции ребенка.

Так же в детском саду раз в неделю проводятся дополнительные занятия по степ-аэробике для воспитанников старших групп.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках. Ни у кого не вызывает сомнения, что дети зимой любят кататься на санках, играть в хоккей, летом – катание на самокате, игра в футбол и т.п. И то и другое обеспечивает высокий закаливающий эффект. К примеру, игры с мячом всегда вызывают интерес у детей, да и у взрослых! Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям.

Занятия на открытом воздухе обеспечивают выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Наблюдения показали, что дети легко адаптируются в новой обстановке проведения физкультурных занятий на воздухе, хорошо чувствуют себя даже в холодное время года, всегда эмоционально положительно настроены, с радостью ждут предстоящего занятия.

             В структуру физкультурных занятий входят:

- общеразвивающие упражнения;

- двигательные упражнения (различные виды бега и ходьбы);

- закрепление навыков метания, лазания, прыжков, равновесия и др.;

- подвижные и малоподвижные игры;

- пальчиковая гимнастика, логоритмика;

- корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка);

- игры на развитие внимания;

- упражнения для коррекции зрения;

- закрепление двигательных навыков для спортивных игр (футбола, баскетбола, волейбола, хоккея и др.);

- спортивно-дидактические игры;

- акробатические упражнения, элементы хатха-йоги;

- различные виды массажа и самомассажа;

- комплексы ритмической гимнастики, степ-аэробики;

- упражнения на расслабления мышц ног, рук, туловища;

- коммуникативные игры и т.д.

На занятиях дети последовательно обучаются движениям и двигательным действиям. Большое внимание уделяется воспитанию у детей психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости) и развитию координации движений и равновесия. Включенные в занятия самомассажи, пальчиковые игры и упражнения для коррекции зрения используются педагогами в качестве динамических пауз на других видах непосредственно-образовательной деятельности в течение дня, а подвижные и спортивные игры на прогулке.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Следует отметить, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике мы используем групповые и индивидуальные формы работы - это консультации, беседы, семинары-практикумы, родительские собрания и т. д. Регулярно обновляются папки-передвижки по организации оздоровительного процесса с детьми, уголки здоровья в группах, тематический стенд «Движение день за днем».

Родители имеют возможность посещать "Дни открытых дверей": просмотреть физкультурные занятия, гимнастику, закаливающие процедуры, режимные моменты, подвижные игры. Родители принимают участие в изготовлении нестандартного физкультурно-игрового оборудования, оказывают помощь в оформлении участков.

В детском саду организуются конкурсы семейных талантов – выставки стенгазет «Мы – спортивная семья», «Наши выходные», изготовление плакатов к спортивным праздникам, конкурсы семейных рисунков и макетов «Наш любимый вид спорта». Стало доброй традицией проведение совместных спортивно-музыкальных праздников и досугов: «Вместе с мамой, вместе с папой», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «День защитника отечества» и др. В перспективе планируем организовать работу родительского клуба.

В итоге можно сказать, что, организованная работа приобщает родителей и детей к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, и способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех.

            Таким образом, активные и творческие формы и методы в организации оздоровительного процесса с дошкольниками, являются эффективными, так как они соответствуют федеральным государственным требованиям, способствуют реализации интегративных качеств развития физически развитого, активного ребёнка дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...

Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.

В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...

Презентация - сообщение из опыта работы "Знакомство с профессией. Использование активных форм и методов при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой"

Знакомство с профессией.Современные активные формы и методы при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой по пути изучения разных профессийпомогают мне работу в этом направлении с...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...

Организация оздоровительной работы со старшими дошкольниками в современном детском саду

Материал включает в себя актуальность, цели, задачи, краткое описание организации оздоровительной работы в старшем дошкольном возрасте в современном детском саду....