Использование кейс-технологии в процессе освоения старших дошкольников форм речевого этикета.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Выступление на семинаре по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_keys-_tehnologiy.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ФОРМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Подготовила:
Попова Ольга Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит:
- уметь точно формулировать проблему;
- быстро, эффективно собирать и оценивать информацию;
- выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия;
- самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему;
- продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.
Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; творческое воображение как направление интеллектуального развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).
Кейс-технологии.
Существуют различные определения этой технологии. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах.
Главное предназначение данной технологии - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны. Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребёнком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой - сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения. Выполнение ребёнком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту предусматривает культуру речевого общения. Дошкольный возраст -сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.
Речевой этикет - правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, в зависимости от обстановки общения. В него включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть общей работы по развитию речи детей. Основное направление работы - обогащение речи ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.
Задачей работы по освоению форм речевого этикета и воспитанию культуры речевого общения становится формирование у дошкольников следующих навыков и умений:
-уметь пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, употреблять их без напоминания;
-соблюдать нормы употребления слов, уметь говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-правильно употреблять слова и этикетные формулы в разных ситуациях общения;
-приобретать опыт этикетного поведения;
-испытывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.
Работу по формированию у дошкольников норм речевого этикета я организовываю как увлекательное дело, требующее творчества. Стремлением учить серьёзному увлекательно объясняется выбор для данной работы технологии кейс-ситуации, с помощью которой дети становятся активными участниками речевой ситуации.
Кейс-ситуация — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для её решения.
Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Технология - кейс направлена на:
- освоение знаний, формирование новых качеств и представлений;
- развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение;
- ориентированное обучение детей с индивидуальными данными;
- формирование навыков коммуникативного взаимодействия;
- использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Технологическая карта деятельности
по кейс - технологии.
Название этапа | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
1.Постановка проблемы | Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. | Осознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации. |
2. Мозговой штурм | Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации. Помогают проанализировать принятое решение. | Объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы. |
3. Презентация | Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения. | Учавствуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами. |
4. Рефлексия | Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. | Применяют знания в различных ситуациях. |
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у старших дошкольников
Кейс 1. «Знакомство»
Задачи:
-формировать культуру общения;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
*****
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
- Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
- Что они должны были сделать?
- Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
- Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».
Задачи:
-формировать культуру общения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
***
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:
- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!
Внучка махнула рукой и убежала в комнату.
Вопросы:
- Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
- Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
- Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
- Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону»
Задачи:
-закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
***
Аня звонит Маше по телефону.
- Маш, привет.
- Это не Маша. Это ее мама.
- А мне Маша нужна.
- Сейчас я ее позову.
- Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
- Хорошо.
- Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
- Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
- Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
- О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
- Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Кейс 4. «Вежливый отказ»
Задачи:
-продолжать формирование культуры общения;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
***
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.
- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста, в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы:
- Как вы думаете, как поступит Витя?
- Какой разговор возможен с мамой?
- Что Витя скажет ребятам?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Кейс 5. «Просьба»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.
***
У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.
Папа только что вернулся с работы.
- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы:
- Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
- Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
- Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
- Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.
***
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре:
- Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
- Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.
- Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.
- что ты наделала?! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…
Вопросы:
- Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
- Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Данные кейсы я использую как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает и активизирует мыслительные способности дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже её творцами. Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью предлагаемого детям материала.
Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение -альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать его деятельность. Технология кейс-ситуации актуальна, соответствует требованиям современной государственной образовательной политики, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.
Литература:
- Абрамова Г.С Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. вузов. М., 1999.
- Антонова Л.Г. Развитие речи «Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
- Журнал Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №12, 2012, ст. 62-69. Шимутина Е.Н. Кейс-технологии в учебном процессе// Образовательные технологии. 2009. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада
Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада...
"Использование кейс-технологии в развитии познавательно -исследовательской деятельности дошкольника"
quot;Использование кейс -технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"...
«Использование кейс –технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».
laquo;Использование кейс –технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»....
Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательному развитию в разделе ознакомление с окружающим миром с использованием кейс – технологии и ИКТ для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие по сказке «Гуси - Лебеди»
Разработка учебного занятия "гуси-Лебеди". разработала для систематизации знания по экологии.Для расширении представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в пр...
Конспект открытого занятия с использованием кейс-технологий " НА ТЕМУ " Пожарная безопасность" старшая группа
Конспект открытого занятия с использованием кейс технологий на тему "Пожарная безопасность" старшая группа...
Формирование правил этикета за столом у детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологий
В настоящее время проблема воспитания навыков этикетного поведения является важным направлением организации продуктивного межличностного взаимодействия, а также более глубокой и значимой проблем...
"Использование кейс-технологии в развитии экологической культуры старших дошкольников"
Кейс-технологии, применяемые в ДОУ...