Кружковая работа в старшей группе по подготовке дошкольников к обучению грамоте «АБВГДейка»
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Шмарова Татьяна Владимировна

Формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.

Задачи:

  1.  Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
  2. Развивать  звукобуквенный анализ слова.
  3. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
  4. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
  5. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
  6. Учить  составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
  7. Составлять предложения на заданную тему по опорным словам,
  8. Учить ориентироваться на странице тетради.
  9. Развивать мелкую моторику

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия «УВК №1» структурное подразделение – детский сад

Кружковая работа

в старшей группе по

подготовке дошкольников к обучению грамоте

 «АБВГДейка»

Воспитатель ВКК Шмарова Татьяна Владимировна

Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.

Задачи:

  1.  Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
  2. Развивать  звукобуквенный анализ слова.
  3. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
  4. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
  5. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
  6. Учить  составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
  7. Составлять предложения на заданную тему по опорным словам,
  8. Учить ориентироваться на странице тетради.
  9. Развивать мелкую моторику

Известно, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети пяти - шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.

В старшей группе необходимо производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие детально разработанной и апробированной методики обучения, данные о ее положительном влиянии на умственное и общеречевое развитие детей позволяют утверждать, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

  • ознакомление детей со словом;
  • вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
  • ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;
  • ознакомление со словесным составом предложения; 
  • деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;
  • ознакомление со слоговым строением слова; 
  • членение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;
  • ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Время
проведения

Тема

Цели и задачи


Сентябрь


Понятие о слове.

Развитие представлений о многообразии слов. Закрепление понятия «слово».

д/и «Назови игрушку»
д/и «Детский мир»


Сентябрь


Такие разные 
слова

Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова).

д/и «Назови вкусные слова»
д/и «Слова-друзья»


Сентябрь


Слово, слог, 
звук

Закрепить термины «слово», «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.


Сентябрь


Слог, звук

Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Назови слова»


Октябрь


Слог – часть 
слова

Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов. д/и «Телеграф»


Октябрь


Слово, звук

Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Живые звуки»
д/и «Назови слова со звуками «д», «дь».


Октябрь


Звучащие слова

Освоение звукового анализа слова, сравнение слов по звуковому составу (умение находить одинаковые и различные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Живые звуки»
д/и «Назови слова со звуками «м» и «мь»


Октябрь


Звучащие слова

Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Живые звуки»
д/и «Найди заблудившийся звук»


Ноябрь


Звучащие слова

Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Назови пару»
д/и «Живые звуки»


Ноябрь


Какой это звук?

Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Какой звук заблудился»
д/и «Назови слова»


Ноябрь


Слово, слог, 
звук

Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Живые звуки»
д/и «Построим дом»


Ноябрь


Гласные звуки

Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Назови слова»


Декабрь


Анализ слов. Гласные звуки

Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных.

д/и «Живые звуки»

д/и «Найди гласный звук»


Декабрь


Слова и звуки

Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова.

д/и «Измени слово»


Декабрь


Согласные звуки- твёрдые и мягкие

Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие.

д/и «Назови пару»


Декабрь


Гласные и согласные звуки

Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие).

д/и «Живые звуки»
д/и «Назови слова»


Январь


Ударный звук

Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяжённости слов, смыслоразличительной функции звука.

д/и «Какой звук заблудился?»
д/и «Поищи слова»


Январь


Ударный слог и ударный звук в слове

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения.

д/и «Назови слова»


Январь


Звуковой анализ 
слов

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Назови слова со звуком «ч»

Январь

В стране слов и слогов. 
Ударение.

Развивать умение определять количество слогов в словах. Освоение умения выделять ударный звук в слове.

д/и «Раздели слова на части»

д/и «Молоточки»


Февраль


Слово и звук

Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Живые слова»

д/и «Какой звук заблудился?»
д/и «Назови слова со звуками г и гь»


Февраль


Звуковой анализ
слов

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трёх звуков.

д/и «Назови слова»


Февраль


Звуковой анализ
слов

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

д/и «Назови слова со звуком ш»


Февраль
Март


Подбери слово
Измени слово

Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели.

д/и «Назови слова»
д/и «Назови пару»


Март


Ударный звук

Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

д/и «Живые слова»

д/и «Какой звук заблудился?»


Март


Назови слово

Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

д/и «Найди свой домик»
д/и «Назови слова»


Март


Предложение

Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составление его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели.

д/и «Живые слова»

д/и «Назови слова»


Апрель


Предложение

Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели.

д/и «Живые слова»

д/и «Назови слова»


Апрель


Составь предложение

Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели.

д/и «Назови слова»


Апрель


Предложение и 
слово

Совершенствовать умения анализировать предложение. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

д/и «Телеграф»


Апрель


Предложение, слово, звук

Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

д/и «Телеграф» 
Игра-загадка

Май

Предложение

Совершенствовать умения составлять предложения из 2-3 слов; определять последовательность слов в предложении.

д/и «Слово-предложение»

Май

Составь предложение

Упражнять в составлении предложения по схемам. Закрепление умения составлять графическую запись предложения.

д/и «Назови слово»

Май

Звук, слово, предложение

Учить детей самостоятельно подбирать слова на заданный звук. Закреплять умение детей делить слова на части; самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов. Закреплять знания детей о составе предложений (из двух-четырех слов).

д/и «Назови слово»

Май

Умники и умницы

Создать у детей радостное настроение от игры. Закрепить приобретённые навыки.

д/и «Живые слова»

д/и «Молоточки»

д/и «Поищи слова»

д/и «Какой звук заблудился?»

                                                                         Литература

  1. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации/Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 224 с.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Акалис, 2010
  3. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
  4. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 2010. – 64 с.
  5. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. М., 2012.
  6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия,2012.
  7. Филичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение , 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.Центр по подготовке детей к обучению грамоте "АБВГДейка"

Статья о предметно-развивающей наполняемости  одной из зон логопедического кабинета-зоны по подготовке к обучению грамоте....

Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе "Радуга цветов или волшебные краски "

Цели кружка:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельн...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

Кружковая работа в старшей группе "Мастерилка"

Перспективное планирование кружковой работы на год для старшего дошкольного возраста....

Занятие в старшей группе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:Формирование знания о словесном составе речи; знакомство с термином «слово».Формирование понимания того, что слов много; знакомство с линейностью и протяженностью слов....

Конспект итогового занятия в старшей группе по подготовке детей к обучению грамоте «Квест - игра»

Конспект данного занятия поможет педагогам в интересной форме закрепить материал по подготовке детей к обучению грамоте....