Кружковая работа в старшей группе по подготовке дошкольников к обучению грамоте «АБВГДейка»
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.
Задачи:
- Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
- Развивать звукобуквенный анализ слова.
- Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
- Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
- Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
- Учить составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
- Составлять предложения на заданную тему по опорным словам,
- Учить ориентироваться на странице тетради.
- Развивать мелкую моторику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия «УВК №1» структурное подразделение – детский сад
Кружковая работа
в старшей группе по
подготовке дошкольников к обучению грамоте
«АБВГДейка»
Воспитатель ВКК Шмарова Татьяна Владимировна
Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.
Задачи:
- Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
- Развивать звукобуквенный анализ слова.
- Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
- Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
- Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
- Учить составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
- Составлять предложения на заданную тему по опорным словам,
- Учить ориентироваться на странице тетради.
- Развивать мелкую моторику
Известно, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети пяти - шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.
В старшей группе необходимо производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие детально разработанной и апробированной методики обучения, данные о ее положительном влиянии на умственное и общеречевое развитие детей позволяют утверждать, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
- ознакомление детей со словом;
- вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
- ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;
- ознакомление со словесным составом предложения;
- деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;
- ознакомление со слоговым строением слова;
- членение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;
- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Время | Тема | Цели и задачи |
|
| Развитие представлений о многообразии слов. Закрепление понятия «слово». д/и «Назови игрушку» |
|
| Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). д/и «Назови вкусные слова» |
|
| Закрепить термины «слово», «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. |
|
| Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Назови слова» |
|
| Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов. д/и «Телеграф» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые звуки» |
|
| Освоение звукового анализа слова, сравнение слов по звуковому составу (умение находить одинаковые и различные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые звуки» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые звуки» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Назови пару» |
|
| Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Какой звук заблудился» |
|
| Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые звуки» |
|
| Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Назови слова» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. д/и «Живые звуки» д/и «Найди гласный звук» |
|
| Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова. д/и «Измени слово» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие. д/и «Назови пару» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие). д/и «Живые звуки» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяжённости слов, смыслоразличительной функции звука. д/и «Какой звук заблудился?» |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. д/и «Назови слова» |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. д/и «Назови слова со звуком «ч» |
Январь | В стране слов и слогов. | Развивать умение определять количество слогов в словах. Освоение умения выделять ударный звук в слове. д/и «Раздели слова на части» д/и «Молоточки» |
Февраль |
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые слова» д/и «Какой звук заблудился?» |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трёх звуков. д/и «Назови слова» |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. д/и «Назови слова со звуком ш» |
|
| Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. д/и «Назови слова» |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые слова» д/и «Какой звук заблудился?» |
|
| Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. д/и «Найди свой домик» |
|
| Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составление его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. д/и «Живые слова» д/и «Назови слова» |
|
| Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. д/и «Живые слова» д/и «Назови слова» |
|
| Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. д/и «Назови слова» |
|
| Совершенствовать умения анализировать предложение. Развитие способности называть слова с заданным звуком. д/и «Телеграф» |
|
| Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. д/и «Телеграф» |
Май | Предложение | Совершенствовать умения составлять предложения из 2-3 слов; определять последовательность слов в предложении. д/и «Слово-предложение» |
Май | Составь предложение | Упражнять в составлении предложения по схемам. Закрепление умения составлять графическую запись предложения. д/и «Назови слово» |
Май | Звук, слово, предложение | Учить детей самостоятельно подбирать слова на заданный звук. Закреплять умение детей делить слова на части; самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов. Закреплять знания детей о составе предложений (из двух-четырех слов). д/и «Назови слово» |
Май | Умники и умницы | Создать у детей радостное настроение от игры. Закрепить приобретённые навыки. д/и «Живые слова» д/и «Молоточки» д/и «Поищи слова» д/и «Какой звук заблудился?» |
Литература
- Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации/Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 224 с.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Акалис, 2010
- Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 2010. – 64 с.
- Ткаченко Т.А. Речь и моторика. М., 2012.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия,2012.
- Филичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение , 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.Центр по подготовке детей к обучению грамоте "АБВГДейка"
Статья о предметно-развивающей наполняемости одной из зон логопедического кабинета-зоны по подготовке к обучению грамоте....
Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе "Радуга цветов или волшебные краски "
Цели кружка:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельн...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...
Кружковая работа в старшей группе "Мастерилка"
Перспективное планирование кружковой работы на год для старшего дошкольного возраста....
Занятие в старшей группе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:Формирование знания о словесном составе речи; знакомство с термином «слово».Формирование понимания того, что слов много; знакомство с линейностью и протяженностью слов....
Конспект итогового занятия в старшей группе по подготовке детей к обучению грамоте «Квест - игра»
Конспект данного занятия поможет педагогам в интересной форме закрепить материал по подготовке детей к обучению грамоте....