Дополнительная общеобразовательная программа "Учимся читать"
рабочая программа по обучению грамоте
Программа составлена с учётом разноуровневой подготовки детей к восприятию предложенного материала. При планировании кружковой работы по обучению грамоте полностью учитываются результаты обследования фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_chitat.docx | 73.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Космос»
(МБДОУ № 24 «Космос»)
Принято: Утверждено:
на заседании Педагогического совета Заведующий МБДОУ № 24 «Космос»
протокол № ___от «___»______2018 г. _____________________О.Н. Попова
приказ № _______________________
от «_____» ________________2018 г.
Согласовано на заседании Управляющего совета
Протокол № ____от «_____»___________2018 г.
Председатель _____________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(социально-педагогической направленности)
«УЧИМСЯ ЧИТАТЬ»
Возраст детей: 5 – 7 лет Автор программы:
Срок реализации: 1 год педагог дополнительного образования
Петухова И.С.
г.Сургут, 2018
Паспорт дополнительной общеобразовательной программы
Название | дополнительной | «Учимся читать» | |
общеразвивающей программы (ДОПр) | |||
Направление образовательной деятельности | Социально-педагогическая направленность | ||
по ДОПр | |||
Цель, задачи ДОПр | Цель программы: Цель модифицированной программы предполагает – не | ||
только обучить ребёнка чтению, а и развитие его, создание необходимой базы | |||
для обучения грамоте в первом классе, предупреждение ошибок в чтении. | |||
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы: | |||
1. | Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с | ||
постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки | |||
чтения целыми словами и небольшими предложениями. | |||
2. | Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к | ||
чтению, поощрять ответы детей. | |||
3. | Работать по четырём единицам речи: звуку, слогу, слову, предложению. | ||
4. | Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать | ||
коммуникативные способности на основе общения. | |||
5. | Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать | ||
ориентировку в звуковой системе языка. | |||
6. | Обучать звуковому анализу слов. Учить определять место звука в трех | ||
позициях (в начале, середине и в конце слова). | |||
7. | Ознакомить с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, ъ и ь знаками, их | ||
значением. | |||
8. | Учить читать прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные, односложные, | ||
двухсложные и трёхсложные слова, слова с двумя рядом стоящими согласными. | |||
9. | Много внимания уделять работе с индивидуальными разрезными азбуками, | ||
так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок «пропускает» | |||
буквы, слоги через пальцы. | |||
10. Отметить, что речь наша делится на предложения и слова. Обращать | |||
2 |
внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений | |||
(точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения). | |||
11. Совершенствовать речевой аппарат детей, систематически включая в занятия | |||
артикуляционную гимнастику или разминку (чтение скороговорок, потешек, | |||
чистоговорок, стихов и четверостиший). | |||
12. Обязательно учитывать индивидуальные особенности и потенциальные | |||
возможности каждого ребёнка. | |||
Возраст детей, подлежащих обучению по | воспитанники от 5 до 7 лет | ||
ДОПр | |||
Сроки реализации ДОПр | 36 недель | ||
Форма | образовательной | деятельности по | Подгрупповая |
ДОПр | |||
Количество детей в группе | 9 | ||
Общее | количество часов | образовательной | I группа – 72 занятий |
нагрузки по ДОПр – количество занятий с | II группа – 72 занятий | ||
детьми (по возрастам), час. | III группа – 72 занятия | ||
Продолжительность занятий по ДОПр (по | 30 мин | ||
возрастам), мин. | |||
Наличие условий для реализации ДОПр: | Кабинет учителя-логопеда | ||
- кадровые условия | Педагог дополнительного образования | ||
-развивающая предметно-пространственная | Изолированное помещение оборудованное в соответствии с требованиями. В кабинете имеются парты, стулья. Для организации педагогического процесса есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам | ||
среда | -специально | оборудованное | |
помещение (учебная зона в помещении) | |||
- учебно-методический комплект | Методическое пособие «Читалочка О.Ф.Богатой, наборы букв, кассы, схемы | ||
3
Введение
- настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребёнка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребёнка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Новизна: Программа составлена с учётом разноуровневой подготовки детей к восприятию предложенного материала. При планировании кружковой работы по обучению грамоте полностью учитываются результаты обследования фонематического слуха. Исходя из результатов обследования, на занятиях в кружке осуществляется дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Актуальность. Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По- другому чувствует себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования. Существует много способов научить ребёнка читать до школы, и каждый из них хорошо по - своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приёмов, не утомляющих и не напрягающих ребёнка. Большая роль отводится на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставление звуков по их артикуляторным и акустическим признакам. Дети углублённо знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные
- гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие. Происходит поэтапная работа над каждым звуком. Она ведётся по следующим направлениям:
4
- Звуки: - понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение; - акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; - выделение звука в начале,
- конце и середине слова, определение положения звука в слове; - звуковой анализ состава слогов и слова; - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Слоги: - понятие «слог», слоговой анализ слов; - подбор слов на заданное количество слогов; - выделение в словах первого и последнего слогов; - подбор слов на заданный слог; - составление прямых и обратных слогов; - чтение слогов.
- Слова: - выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов; - составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; - изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов; - выявление в словах повторяющихся слогов с последующим их добавлением к другим словам; - восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова; - последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- Речь: -составление из заданных слов предложения, распространение предложения, добавление недостающих слов; - подбор слов- признаков к предмету; -подбор слов-действий к предмету; -употребление «нужных» предлогов в словосочетаниях; -выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; -выделение одинаковых предметов из группы предметов; -объединение различных предметов в группы; -выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе; -составление рассказа по заданным картинкам -обучение составлению устной загадки – описания, рассказа – описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам; -обучение ответам на вопросы, диалогической речи.
Программа предусматривает использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат детей, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек. В программу занятий включено множество загадок. Все они на занятиях сопровождаются иллюстративным или игровым материалом. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных стадиях обучения чтению процесс понимания отстаёт от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить
5
высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Для отдыха и снятия напряжения подобраны небольшие физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие, при этом многие из них соответствуют теме занятия.
Цель программы: цель модифицированной программы предполагает - не только обучить ребёнка чтению, а и развитие его, создание необходимой базы для обучения грамоте в первом классе, предупреждение ошибок в чтении.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
- Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
- Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
- Работать по четырём единицам речи: звуку, слогу, слову, предложению.
- Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
- Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
- Обучать звуковому анализу слов. Учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова).
- Ознакомить с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, ъ и ь знаками, их значением.
- Учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные, двухсложные и трёхсложные слова, слова с двумя рядом стоящими согласными.
- Много внимания уделять работе с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок «пропускает» буквы, слоги через пальцы.
- Отметить, что речь наша делится на предложения и слова. Обращать внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения).
- Совершенствовать речевой аппарат детей, систематически включая в занятия артикуляционную гимнастику или разминку (чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, стихов и четверостиший).
- Обязательно учитывать индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребёнка.
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
- Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от лёгкого к трудному», «от простого к сложному») обучения;
- Принцип коммуникативной направленности: выдвигающий мысль о том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т.е. научиться говорить - говоря, слушать - слушая, читать - читая;
- Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и чётких образов и представлений в сознании дошкольников;
6
- Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
- Принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;
- Принцип игровой основы обучения.
- Онтогенетический принцип (учёт возрастных особенностей обучаемых).
- процессе обучения детей согласно программе используются следующие основные методы:
-коммуникативный
-наглядный
-проектный.
Коммуникативный метод является верховным, доминирующим. Наглядный метод предусматривает непосредственный
показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся. Проектный метод позволяет реализовать межпредметные связи в обучении, расширить «узкое пространство» общения в кабинете, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для детей указанного возраста.
Связь программы с уже существующей по данному направлению: Программа «Учимся читать» разработана на основе программы Д.Г. Шумаевой и Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме», с использованием букваря Н.Н.Павловой. А также принимаются во внимание положения общеразвивающей программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А Васильевой.
Отличительные особенности программы: Программа «Учимся читать» - это интегрированный курс, который представляет собой обучение чтению, первоначальная практическое знакомство с грамматическими категориями, языковыми явлениями. Развитие речи идёт параллельно с обучением грамоте.
Игры, стихи, рассказы, загадки, сказки, используемые на кружковых занятиях подбираются так, чтобы развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
Учебный материал подобран таким образом, что дети постоянно рассуждают, анализируют, делают собственные выводы и учатся их обосновывать.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа: программа рассчитана на кружковые занятия в течение одного года и предназначена детям старшей и подготовительной группы.
Численность в группе – 9 человек.
Активно используются вариативные формы обучения:
7
Подгрупповая - предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации и сознательности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при организации этой формы работы служит использование ориентировки детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа распределяется на более маленькие подгруппы. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Режим занятий:
Программа предназначена для детей 5 – 7 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.
Общее количество - 72 час. Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.
Ожидаемый результат: увеличение доли детей с высоким уровнем развития навыка чтения за 1 год обучения не менее чем на 30%.
- концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– давать характеристику звуку;
– уметь работать с кассой букв;
– уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация, паузация и др.);
– использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
8
Способы определения результативности: диагностика (анкетирование, тестирование, устный опрос, наблюдение); Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом. Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:
1. Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
- Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
- Важна не длительность занятий, а их частота.
- Будьте последовательными в обучении чтению.
- Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но ёмкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
- Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребёнка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
- Овладение чтением требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
- Ребёнок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребёнок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
- Не сравнивайте успехи вашего ребёнка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребёнка.
9
- Для каждого ребёнка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приёмы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
- Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребёнка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация программы «Учимся читать» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками аналитического чтения. Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.
10
БИБЛИОГРАФИЯ
- Белоусова Л.Е. Ура, я научился! [Текст] / Л.Е. Белоусова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144 с.
- Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие [Текст] / И.А. Быкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] / Г.А. Глинка. - М: «Питер», 1997. – 288 с.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. -М.: «Гном и Д», 2000.
– 80 с.
- Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: «Гном и Д». 2000. –
- с.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова. -М.: «Гном и Д», 2000. –
- с.
- Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова, Н.С. Баренцева. - М.: «Гном- Пресс», 1995. – 38 с.
- Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах [Текст] / В.Н. Савичев. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 48 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. -
М.: «ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
10.Сказка о веселом язычке [Текст]. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2002. – 80 с.
11.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. – 32 с.
11
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
№ | Месяц неделя | Тема занятия, основные задачи | ||||
занятия | ||||||
Сентябрь | ||||||
1. | Неречевые звуки. Понятие звук. | |||||
03.09 | 1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых | |||||
звуков. 2. Дать понятие «звук», «звук речи», «гласный звук», «согласный звук». | ||||||
2. | 06.09 | Развиваем внимание. | ||||
Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического | ||||||
мышления.) | ||||||
3. | Собираем урожай. Овощи. | |||||
10.09 | 1. Уточнение и расширение словаря по теме. | |||||
2. Практическое усвоение в речи существительных с уменьшительно-ласкательными и | ||||||
увеличительными суффиксами. | ||||||
3. Закрепление умений правильно употреблять в речи простые предлоги: В,НА,ПОД. | ||||||
4. | Звук и буква «А». | |||||
13.09 | Уточнение артикуляции звука «А». Определение позиции звука А в слове (начало, | |||||
середина, конец.) Знакомство с буквой А.Звуковой анализ и синтез звукосочетаний из 2 | ||||||
гласных. | ||||||
5. | Звук и буква «У» | |||||
17.09 | Звук и буква «У» 1. Уточнение артикуляции звука «У». 2. Определение позиции звука У в | |||||
слове (начало, конец). 3. Знакомство с буквой У. Деление слов на слоги. | ||||||
6. | 20.09 | Собираем урожай. Фрукты | ||||
1.Уточнение и расширение словаря по теме. 2.Практическое усвоение в речи | ||||||
существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами Звук | ||||||
и буква «И» 1. Уточнение артикуляции звуков «И» 2. Дифференциация звука «И» 3. | ||||||
Определение позиции звука И в слове (начало, середина, конец.) 4. Звуковой анализ и синтез звукосочетаний из 3 гласных. Знакомство с буквами И. | ||||||
7. | Звук и буква «Ы» | |||||
24.09 | 1.Уточнение артикуляции звука « «Ы». 2.Дифференциация звука «Ы». 3.Определение | |||||
позиции звука Ы в слове (середина, конец.) 4.Звуковой анализ и синтез | ||||||
звукосочетаний из 3 гласных. 5.Знакомство с буквами Ы | ||||||
8. | 27.09 | Звук и буква «И» Уточнение артикуляции звуков «И» Дифференциация звука «И» | ||||
Определение позиции звука И в слове (начало, середина, конец.) Звуковой анализ и синтез | ||||||
звукосочетаний из 3 гласных. Знакомство с буквами И. | ||||||
1. | Звуки и буквы «И-Ы» | |||||
01.10 | 1.Уточнение артикуляции звуков «И», «Ы». 2.Дифференциация звуков «И» - «Ы». | |||||
3.Определение позиции звука И (Ы) в слове (начало, середина, конец.) 4.Звуковой анализ и | ||||||
синтез звукосочетаний из 3 гласных. 5.Знакомство с буквами И, Ы. | ||||||
2. | 04.10 | Осень. Развитие связной речи | ||||
1. Обогащение и активизация словаря по теме. | ||||||
2. Согласование прилагательных с существительными, подбор эпитетов. | ||||||
3. Составление предложений по картинкам, распространение предложения. | ||||||
3. | 4. Употребление глаголов в разных временных формах. Пересказ рассказа «Осенние | |||||
08.10 | дожди». | |||||
позиции звука Т в словах (начало, середина, конец слова). 3. Анализ обратного слога типа | ||||||
4. | 11.10 | АТ. Знакомство с буквой Т. Чтение сочетаний АТ, УТ, ИТ. | ||||
1. Уточнение и расширение словаря по теме. 2. Согласование числительных 2, 5 с | ||||||
существительными. Составление рассказа «Грибы и ягоды» | ||||||
13 |
5. | Звук и буква «Д» | |
15.10 | 1. Уточнение артикуляции звука «Д». 2. Характеристика звука по звонкости – глухости. 3. | |
Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа ДО-МИК | ||
6. | 18.10 | Звуки и буквы «Т-Д» |
1.Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «Т-Д». 2.Дифференциация звуков по | ||
звонкости – глухости. 3.Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов. | ||
4.Подбор слов к схеме. Чтение слогов и слов, выкладывание слов из разрезной азбуки. | ||
7. | Обогащение и активизация словаря по теме: Звук и буква «О» | |
22.10 | 1. Уточнение артикуляции звука «О» 2. Определение позиции звука О (начало, середина , | |
конец слова). 3. Анализ обратных слогов ОК,ОП,ОТ. Знакомство с буквой О. Чтение | ||
сочетаний ОП,ОТ,ОК | ||
8. | 25.10 | Звук и буква «К» |
1. Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «К», «Кь». 2. Определение | ||
позиции звука «К» в словах (начало середина, конец слова.) 3. Анализ обратного слога: | ||
АК,ОК,УК,ИК. Знакомство с буквой К. Чтение сочетаний АК, УК, ИК. | ||
9. | Перелетные птицы. | |
29.10 | 1. Уточнение и расширение словаря по теме, обогащение лексики синонимами. 2. | |
Согласование числительных с существительными. Составление распространенных | ||
предложений | ||
1. | 01.11 | Звук и буква «Г». |
Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «Г», «Гь». Определение позиции | ||
звука «Г» в словах (начало середина, конец слова.) Анализ обратного слога: АГ,ОГ,УГ,ИГ. | ||
Знакомство с буквой Г. Чтение сочетаний АГ, УГ, ИГ. | ||
2. | Звуки и буквы «Г-К» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «К-Г». | |
08.11 | Дифференциация звуков по звонкости – глухости. Упражнение в звуковом анализе и | |
синтезе двусложных слов, типа ГАЛ-КА, КАП-КАН. Подбор слов и предложений к схеме. | ||
Чтение слогов и слов. | ||
3. | 12.11 | Домашние животные и их детеныши. |
1. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. 2. Отработка падежных | ||
14 |
окончаний имен существительных в Т.п. 3. Практическое употребление притяжательных | ||
прилагательных | ||
4. | Звук и буква «М» | |
15.11 | 1. Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «М», «Мь». 2. Определение | |
позиции звука «М» в словах (начало середина, конец слова.) 3. Анализ обратного слога: | ||
АМ, УМ, ИМ; прямого слога МА, МУ. Знакомство с буквой М. Чтение сочетаний АМ, | ||
УМ, ИМ, МА, МУ, МЫ. | ||
5. | 19.11 | Звуки «М и Мь» |
1. Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «М и Мь». 2. Определение позиции | ||
звуков «М и Мь» в словах (начало середина, конец слова.) Упражнение в звуковом анализе | ||
и синтезе односложных слов. | ||
6. | Домашние птицы и их птенцы. | |
22.11 | 1. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. 2. Отработка падежных | |
окончаний имен существительных в Т.п. и Р.п. | ||
7. | 26.11 | Звук и буква «Н» |
1. Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «Н», «Нь». 2. Определение | ||
позиции звука «Н» в словах (начало середина, конец слова.) 3. Анализ обратного слога: | ||
АН, УН, ИН; прямого слога НА, НУ. 4.Знакомство с буквой Н. Чтение сочетаний АН, УН, | ||
ИН, НА, НУ, НЫ. | ||
8. | Звук и буква «П» | |
29.11 | 1. Уточнение артикуляции звука«П». 2. Характеристика звука по звонкости – глухости. 3. | |
Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа ПАЛ-КА. | ||
1. | 03.12 | Одежда. Обувь. Головные уборы. |
1. Уточнение и расширение словаря по теме. 2. Отработка падежных окончаний имен | ||
существительных. 3. Совершенствование умений согласовывать притяжательных | ||
местоимений мой, моя, моѐ, мои с существительными | ||
2. | Звук и буква «Б» | |
1.Уточнение артикуляции звука«Б». 2.Характеристика звука по звонкости – глухости. | ||
06.12 | 3.Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа БУЛ-КА. 4.Подбор | |
15 |
слов к схеме. | ||
3. | 10.12 | Звуки и буквы «П-Б» |
1. Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «П- Б». 2. Дифференциация звуков | ||
по звонкости – глухости. 3. Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, | ||
типа ПАЛ-КА. 4. Подбор слов к схеме. Чтение слогов и слов, выкладывание слов из | ||
разрезной азбуки | ||
4. | Мебель, предметы ее быта. | |
13.12 | 1. Уточнение и расширение словаря по теме. 2. Закрепление предложных конструкций. 3. | |
Расширение знаний значений предлогов и самостоятельное употребление их в речи. | ||
5. | 17.12 | Звук и буква «С» |
1. Уточнение артикуляции звука «С». 2. Определение позиции звука «С» в словах (начало | ||
середина, конец слова.) 3. Упражнение в звуковом анализе и синтезе односложных слов. | ||
Знакомство с буквой С. Чтение слогов СА, СУ, СЫ, СО, СИ, слов СОК, СУК. | ||
6. | Звуки «С-Сь» | |
20.12 | 1. Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «С-Сь». 2. Определение позиции | |
звуков «С, Сь» в словах (начало середина, конец слова.) 3. Упражнение в звуковом анализе | ||
и синтезе односложных слов. | ||
7. | 24.12 | «Зима. Зимние забавы». |
1. Уточнение и расширение словаря по теме. 2. Подбор однородных определений к слову | ||
«зима». 3. Образование и подбор родственных слов. Пересказ рассказа по сюжетной | ||
картине «Зимние забавы» | ||
8. | Звук и буква «З» | |
1. Уточнение артикуляции и четкого произношения звука «З». 2. Определение позиции | ||
27.12 | звука «З» в словах (начало середина слова.) 3. Анализ двусложного слова, типа О-СЫ, У- | |
СЫ, ЗУ-БЫ. 4. Подбор слов с заданным количеством слогов. Пересказ рассказа по | ||
сюжетной картинке «Зоя и Коза» | ||
9. | 29.12 | Звуки «З-ЗЬ». буква «З» 1. Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «З- Зь». 2. |
Определение позиции звуков «З», «Зь» в словах (начало середина, конец слова.) 3. | ||
Знакомство с буквой З. Чтение односложных слов, выкладывание из разрезной азбуки. | ||
16 |
Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа ЗИМА, ЗИНА | ||
1. | 10.01. | Зимующие птицы. |
1. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. 2. Практическое | ||
употребление в речи простых предлогов. 3. Образование приставочных глаголов. 4. | ||
Согласование числительных с прилагательными. | ||
2. | 14.01 | Звуки «С-З» |
1. Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «С- З». 2. Дифференциация звуков по | ||
звонкости – глухости. 3. Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа | ||
СОВЫ, ЗУБЫ. Подбор слов к схеме | ||
3. | Звук и буква «Ш» | |
17.01 | 1. Закрепление правильного произношения звука «Ш», знакомство с буквой Ш. 2. Игровые | |
приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. Выкладывание односложных слов | ||
из разрезной азбуки | ||
4. | 21.01 | Посуда. |
1. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. 2. Практическое | ||
употребление в речи относительных прилагательных. 3. Согласование числительных с | ||
существительными. 4. Развитие у детей навыка словообразования. Сложносочиненные | ||
предложения | ||
5. | Звуки «С-Ш» | |
24.01 | 1. Уточнение артикуляции звуков «С», «Ш». Дифференциация звуков С-Ш. 2. Игровые | |
приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. Выкладывание двусложных слов | ||
из разрезной азбуки. | ||
6. | 28.01 | Звук и буква «Ж». |
1. Закрепление правильного произношения звука «Ж», знакомство с буквой Ж. 2. Игровые | ||
приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. 3. Чтение слов различной слоговой | ||
сложности в игровой ситуации. 4. Познакомить детей с правилами правописания: ШИ, ЖИ | ||
17
7. | 31.01. | Звук и буква «В» |
1. Уточнение артикуляции звука «В». 2. Характеристика звука по звонкости – глухости. 3. | ||
Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа СТОЛ. 4. Подбор слов и | ||
предложений к схеме. Чтение слов, выкладывание слов из разрезной азбуки. | ||
1. | 04.02 | Звук и буква «Ф» |
1.Уточнение артикуляции звука «Ф». 2.Характеристика звука по звонкости – глухости. | ||
3.Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа СТОЛ. 4.Подбор слов | ||
и предложений к схеме. 5.Чтение слов, выкладывание слов из разрезной азбуки | ||
2. | Дикие животные жарких стран. | |
07.02 | 1. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. 2. Образование | |
существительныхсуффиксальнымспособом.3.Практическоеупотребление | ||
притяжательных прилагательных. 4. Употребление простых и сложных предлогов | ||
3. | 11.02 | Звуки и буквы «В-Ф» |
1.Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «В-Ф». 2.Дифференциация звуков по | ||
звонкости – глухости. 3.Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа | ||
СТОЛ. 4.Подбор слов и предложений к схеме. Чтение слов, выкладывание слов из | ||
разрезной азбуки. | ||
4. | Уточнение артикуляции звука «Э» | |
14.02 | 1. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов всех типов. 2. Подбор слов и | |
предложений к схеме. Чтение слов, выкладывание слов из разрезной азбуки | ||
5. | Дикие животные холодных стран. | |
18.02 | 1. Уточнение, расширение и систематизация словаря по теме. 2. Практическое | |
употребление притяжательных прилагательных. 3. Употребление простых и сложных | ||
предлогов. 4. Сложносочиненные предложения. Составление рассказа сравнения «Белый | ||
медведь и жираф» | ||
6. | Звук и буква «Е» | |
21.02 | 1.Уточнение артикуляции звука «Е» 2.Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов всех | |
типов. 3.Подбор слов и предложений к схеме. 4.Чтение слов, выкладывание слов из | ||
разрезной азбуки | ||
18 |
7. | Звук и буква «Ё» | |
25.02 | 1..Уточнение артикуляции звука «Ё» 2.Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов всех | |
типов. 3.Подбор слов и предложений к схеме. 4.Чтение слов, выкладывание слов из | ||
разрезной азбуки | ||
8. | Тело человека. Части тела. | |
28.02 | 1. Уточнение и расширение словаря по теме. 2. Образование и употребление в речи | |
глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия. | ||
3.Составление рассказа – описания. | ||
1. | 04.03 | Звук и буква «Ю» |
1.Уточнение артикуляции звука «Ю» 2.Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов | ||
всех типов. 3.Подбор слов и предложений к схеме. 4.Чтение слов, выкладывание слов из | ||
разрезной азбуки | ||
2. | Звук и буква «Я» | |
07.03 | 1.Уточнение артикуляции звука «Я» 2.Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов всех | |
типов. 3.Подбор слов и предложений к схеме. 4.Чтение слов, выкладывание слов из | ||
разрезной азбуки | ||
3. | 11.03 | Звук и буква «Л» |
1. Закрепление правильного произношения звука «Л», знакомство с буквой Л. Игровые | ||
приемы звукового анализа и синтеза всех типов 2. слогов. 3. Выкладывание односложных | ||
слов из разрезной азбуки. 4. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. | ||
4. | Звуки «Л-Ль» | |
14.03 | 1. Уточнение артикуляции звуков «Л», «Ль». Дифференциация звуков Л-Ль. 2. Игровые | |
приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. 3. Выкладывание двусложных слов | ||
из разрезной азбуки. 4. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. | ||
5. | Продукты питания | |
18.03 | 1. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. 2. Употребление в речи | |
относительных прилагательных. 3. Сложноподчиненное предложение. Пересказ рассказа | ||
«Что вкуснее?» | ||
6. | 21.03 | Звук и буква «Р» |
19 |
1. Закрепление правильного произношения звука «Р», знакомство с буквой Р. 2. Игровые | ||
приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. 3. Выкладывание односложных | ||
слов из разрезной азбуки. 4. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. | ||
Пересказ рассказа «Ворона и рак» (по Л.Н.Толстому) с опорой на пиктограмму. | ||
7. | Звуки «Р-Л» | |
25.03 | 1. Уточнение артикуляции звуков «Л», «Р». Дифференциация звуков Л-Р. 2. Игровые | |
приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. 3. Выкладывание двусложных слов | ||
из разрезной азбуки. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. | ||
8. | Звук и буква «Ч» | |
28.03 | 1. Уточнение артикуляции и дифференциация звуков Ч-Ть. 2. Чтение слов различной | |
слоговой сложности в игровой ситуации. 3. Преобразование слов, составленных из букв | ||
разрезной азбуки. 4. Письмо под диктовку слов, сочетаний слов. | ||
1. | 01.04 | Звук и буква «Щ» |
1. Уточнение артикуляции и дифференциация звуков Щ-Сь. 2. Чтение слов различной | ||
слоговой сложности в игровой ситуации. 3. Преобразование слов, составленных из букв | ||
разрезной азбуки. 4. Письмо под диктовку слов, сочетаний слов, предложений. 5. | ||
Познакомить детей с правилами правописания: ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. | ||
2. | «Транспорт. Виды транспорта.» | |
04.04 | 1. Закреплять навык образования приставочных глаголов. 2. Активизировать и обогащать | |
словарь по теме «Транспорт». | ||
3. | 08.04 | Звук и буква «Ц» 1.Уточнение артикуляции и дифференциация звуков Тс-Ц. 2.Чтение слов |
различной слоговой сложности в игровой ситуации. 3.Преобразование слов, составленных | ||
из букв разрезной азбуки. 4.Письмо под диктовку слов, сочетаний слов. | ||
4. | Звуки «Ц-С» | |
11.04 | 1.Уточнение артикуляции звуков «Ц», «С». Дифференциация звуков Ц-С. 2.Игровые | |
приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. 3.Выкладывание двусложных слов | ||
из разрезной азбуки. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. | ||
5. | 15.04 | «Мой город.» |
1. Учить детей правильно употреблять предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ- ПОД. 2. Учить согласованию | ||
20 |
числительное +существительное. 3. Учить составлять распространенные предложения. | ||
Составление рассказа по плану на тему «Моя улица» | ||
6. | Звук и буква «Х» | |
18.04 | 1.Уточнение артикуляции звука Х. 2.Чтение слов различной слоговой сложности в игровой | |
ситуации. 3.Преобразование слов, составленных из букв разрезной азбуки. 4.Письмо под | ||
диктовку слов, сочетаний слов. | ||
7. | 22.04 | Звуки «Х и Хь» |
1.Уточнение артикуляции звуков «Х», «Хь». Дифференциация звуков Х-Хь. 2.Игровые | ||
приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. 3.Выкладывание двусложных слов | ||
из разрезной азбуки. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. | ||
8. | Растения луга и сады. | |
25.04 | 1. Активизация словаря по теме. 2. Работа над предложением: сложноподчинен. | |
предложение с союзом «потому что». 3. Составление рассказа «Три весны» по опорным | ||
предметным картинкам | ||
9. | 29.04 | Звук и буква «Й» |
1.Уточнение артикуляции звука «Й» 2.Определение позиции звука Й (начало, середина , | ||
конец слова). 3. Знакомство с буквой Й. Чтение слов ЙОД, ЙОГУРТ. | ||
1. | Буквы «Ь и Ъ» | |
06.05 | 1.Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. 2.Выкладывание | |
двусложных слов из разрезной азбуки. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании | ||
ребусов. | ||
2. | 13.05 | Буквы и звуки «Ч-Т-С» |
1.Уточнение артикуляции звуков «Ц», «Ч»«С». Дифференциация звуков Ц-С, Ч-Т | ||
2.Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. 3.Выкладывание | ||
двусложных слов из разрезной азбуки. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании | ||
ребусов | ||
3. | Буквы и звуки «Ч-Щ» | |
16.05 | 1.Уточнение артикуляции звуков «Ц», «Щ». Дифференциация звуков Ч-Щ 2.Игровые | |
приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. 3.Выкладывание двусложных слов | ||
21 |
из разрезной азбуки. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. | ||||||
4 | 20.05 | Слоги 1.Чтение слогов | ||||
2.Чтение односложных слов 3.Расширение словаря по теме «Комнатные растения» Слоги. | ||||||
Слова 1.Чтение односложных, двусложных слов 2.Игровые приемы звукового анализа и | ||||||
синтеза всех типов слогов. 3. Расширение словаря по теме «Растения дома» | ||||||
5 | «Жители пруда. Рыбы». | |||||
23.05 | 1.Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. 2.Образование | |||||
существительных | суффиксальным | способом. | 3.Практическое | употребление | ||
притяжательных прилагательных. 4.Употребление простых и сложных предлогов. Фразы: | ||||||
слово+слово+слово 1.Чтение односложных, двусложных, трѐхсложных слов 2.Игровые | ||||||
приемы звукового анализа и синтеза всех типов слов. 3. Расширение словаря по теме «Рыбы» | ||||||
6 | 27.05 | Чтение стихов. | ||||
1.Упражнять детей в чтении. 2.Закреплять выкладывание предложений из букв разрезной | ||||||
азбуки. 3.Разгадывание ребусов |
22
Приложение 2
Расписание непрерывной образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Учимся читать» на2018 – 2019 учебный год
I группа | II группа | III группа | IV группа | |
понедельник | 15.00-15.30 | 15.35-16.05 | 16.10-16.40 | 16.45-17.15 |
четверг | 15.00-15.30 | 15.35-16.05 | 16.10-16.40 | 16.45-17.15 |
Календарный график образовательной деятельности МБДОУ детского сада № 24 «Космос»
на 2018 - 2019 учебный период
Возрастные категории групп | ||
Содержание | Группа старшего дошкольного возраста | |
(от 5 до 7 лет) | ||
УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД | ||
Календарная продолжительность учебного | 03 сентября 2018 - 31 мая 2019 | |
периода, в том числе: | 36 | недель 2 дня |
I полугодие | 17 недель | |
II полугодие | 19 | недель |
СРОКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
I полугодие | с 17.09.2018 по 29.09.2018 |
II полугодие | с 15.04.2019 по 26.04.2019 |
23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Хочу читать»
Данная программа предполагает обеспечение у детей 4-5 лет готовности к обучению чтению и подготовку к обучению грамоте....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Пиши - читай»
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладен...